Но все больше городских общин отказываются от господствующей посредственности и ищут возможность другого пути; по словам Пола Нокса, урбаниста и одного из авторов книги «Устойчивое развитие малых городов», идеи международного движения Медленный город Cittaslow является оптимальным и самым человечным путем в этих поисках.
Идеи «Медленного города» является логическим производным от множества концепций так называемого «медленного движения» (Slow Movement), начавшиеся в 1986 году, когда итальянский коммунист, журналист и кулинар Карло Петрини устроил акцию напротив только что открытого магазина «МакДональдз» в Риме, держа в руках тарелку с пастой и баннер с надписью «Хватит быстрой еды, мы выбираем медленную».
Лаконичный лозунг стал решающим триггером развития целой системы координат антиглобалистского движения, который распространился на все сферы жизни. В частности, сейчас существуют движения медленных медиа, образования, моды, бизнеса, питания.
Что значит «лучше» в контексте малых городов?
Ссылаясь на манифест движения Cittaslow, медленными можно назвать города, где «времена года медленно сменяют одна другую, люди ценят сезонные продукты, культуру локальной культурной жизни и прошлое». Под этими поэтическими и немного обобщенными словами кроются четкие правила и требования. Населения медленного города не может составлять более чем 50 000 жителей. В этих местах не функционируют корпорации, крупные автомобильные магистрали (люди могут комфортно ходить пешком или пользоваться велосипедом). Супермаркеты и сетевые заведения, неоновые вывески и баннеры строго запрещены. Власти каждого города и его жители принципиально поддерживают местное производство, поэтому, например, все продукты являются результатом работы локальных фермеров. Таких правил много, и все они поддержывают идеи высокого качества жизни без влияния извне.
Чтобы лучше понять концепцию медленных городов стоит только вспомнить историю создания этого движения. В середине девяностых в небольшом итальянском городе-коммуне Греве (регион Тоскана) крайне ухудшились дела — отток населения шокировал, городских доходов не было вовсе. Мэр города Паоло Сатюрнини имел возможность сделать из города очередную площадку для бизнес-интересов корпораций, но решил сконцентрироваться на реформировании локальной промышленности, отчаянно поддерживая местных производителей вина. В 1999 году, воспользовавшись принципами и поддержкой вышеупомянутого Карло Петрини он стал основателем движения Cittaslow, в который вошли Греве и еще три города из Италии. Через два года медленных городов было уже 20, сейчас их почти 200 — не только в Италии, но и в Португалии, Германии, Испании, Турции, Нидерландах.
Медленный город является результатом деятельности инициативных городских общин. Может показаться, что концепт этого движения балансирует на тонкой грани идеализма и ретроградности, но две сотни городов по всему миру, которые получили совершенно новую жизнь, возразят любому скепсису. Сам Паоло Сатюрнини считает уважение к традициям и прошлому лишь одним из социально-экономических инструментов оптимизации новой жизни в малом городе.
Согласно требованиям движения города-учасники могут широко использовать достижения ИТ-сферы и урбанистики, но изучив ориентиры Cittaslow, легко понять, что в этом случае все «современное» должно быть направлено на полезность и достижения комфорта, то есть служить городскому быту и атмосфере, а не разрушать их.
Медленный город существенно добавляет конкретики теории «устойчивого развития». Могут ли сейчас наши города развиваться устойчиво, учитывая интересы всех и каждого, заботясь не только об интересах общества, но и об экологии? Стать другом Cittaslow и получить поддержку движения, чтобы начать действовать в своем городе, районе или улице, может каждый.