08.04.2022 / 15:04

Разбираемся в том, что такое Рыжий лес, чем он загрязнен, могли ли российские военные получить лучевую болезнь, почему они находятся в больнице и как это может отразиться на беларусах и украинцах.
 

Неделю назад российские военные покинули захваченную ещё в первый день войны Чернобыльскую АЭС и Зону отчуждения и отправились в сторону Беларуси. Некоторые СМИ начали публиковать новости, что военные копали в Рыжем лесу окопы и ездили по зараженной земле на военной технике, поднимая клубы радиоактивной пыли.

У этой новости не было существенных подтверждений, а озвученное больше звучало как слухи – кто будет копать в зараженном грунте?

Однако 6 апреля в сети появилось видео, снятое с дрона, где отчётливо видны окопы с сообщениями. Позже это же видео в своём телеграм-канале опубликовал «Энергоатом».

Войска находились на этой территории около месяца, что вызывало серьёзные беспокойства, ведь любое вмешательство в работу такого объекта, как атомная станция, может стоить серьёзных последствий. В итоге этого не случилось, но сами военные вынесли оттуда проблемы со здоровьем.

Распространилась ли радиация за пределы Зоны, и будут ли российские солдаты и их техника представлять радиационную опасность для жителей Украины и Беларуси?

Зелёный портал попытается разобраться в этих вопросах вместе с Денисом Вишневским, заведующим научным отделом в Чернобыльском радиационно-экологическом биосферном заповеднике.

 

Что изображено на видео?

На видео мы видим дорогу, Чернобыльскую АЭС и блокпост, который находится в 3,5 км от энергоблока. На окраине Рыжего леса при повороте на Шепеличи сосредоточены окопы.
 

 
Что собой вообще представляет Рыжий лес?

Когда на станции произошла авария, ветер дул в направлении запада, и самые тяжелые частицы задержались в близлежащем лесу. Поэтому деревья получили серьёзное облучения, а хлорофилл, который ответственен за фотосинтез и зелёный цвет растений, был разрушен. Отсюда у деревьев и появился знамений рыжий цвет.

В итоге остался мёртвый лес, который в любой момент мог вспыхнуть, как спичка и выдать в атмосферу дополнительную дозу радионуклидов. Поэтому эти деревья решено было убрать.

Сегодня Рыжий лес – это не тот лес, который порыжел почти 36 лет назад. Тот лес был срублен и закопан в траншеях, причём всё это несколько раз ещё горело и углублялось. Сейчас на этом месте скорее не лес, а пустошь, но Рыжим лесом называют комплекс полигонов для исследований и могильник.

Самые зараженные и опасные места идут от «факела» в сторону запада, где выпало больше всего радионуклидов. Поэтому с точки зрения радиации Рыжий лес – не самая опасная часть Зоны. Разумеется, если не копать здесь окопы.

 

Чем именно загрязнен Рыжий лес?

Наиболее биологически опасными являются альфа-и нейтронное излучение. Производят его изотопы америция и плутония, которые накопились в 10-тикилометровой зоне, то есть в том числе и в Рыжем лесу.

Это довольно крупные частицы, им сложно проникать глубоко, поэтому для защиты от них достаточно просто прикрыться одеждой. Но если такие частицы попадают внутрь организма, то накапливаются в лёгких и органах пищеварения и могут принести существенный вред.

К этому ещё нужно добавить изотопы цезия и стронция, которые меньше размером и могут проникать в тело. Они изучают гамма и бета-частицы, от первых может спасти свинец, а от вторых – плексигласовое стекло.

 

Можно ли заработать лучевую болезнь, находясь в Рыжем лесу?

Рыжий лес – не опасное для жизни место, к тому же одно из самых востребованных для изучения эффектов облучения и миграции изотопов. За то время, что прошло с момента аварии, уровень радиации здесь снизился на 2-3 порядка и достигает 2-4 миллирентген в час. Конечно, это много, но допустимо.

Для того, чтобы получить здесь лучевую болезнь, нужно чтобы в организм попало очень много опасных элементов. Для этого российским военным нужно было буквально постоянно дышать пылью и питаться землёй. Вероятность такого довольно мала.

Не стоит забывать, ещё до войны на этой территории работали местные и иностранные учёные и исследователи. В том числе и копали грунт. Только после этого никто лучевой болезнью не заболел и даже не проходил реабилитацию. В общем, здесь сложно заболеть лучевой болезнью, как в острой, так и в хронической форме. Но нюансы все же есть.

 

Что делают российские военные в Центре радиационной медицины в Гомеле?

Информация о том, что в больницах Беларуси есть люди с лучевой болезнью, тем не менее, может оказаться правдой. Но в этом случае надо искать, где эти люди смогли так сильно облучиться. Как мы уже выяснили, за месяц сидения в окопах Рыжего леса они бы не получили такую дозу, а под арку четвертого энергоблока никто не заходил.

Есть сведения, что военные заходили в научные лаборатории, где хранятся различные образцы, в том числе и высокоактивные. И что такие лаборатории были разграблены. Если они что-то в одной из таких комнат разбили, растоптали или, чего хуже, положили в карман – вреда будет существенно больше.

Остаются ещё СХОЯТы с отработанным топливом и пункты временной локализации и захоронения радиоактивных отходов, так называемые могильники, которые разбросаны по десятикилометровой зоне.

Нельзя также исключать вероятность, что транспорт вооруженных сил РФ, который заметили у Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека в Гомеле, просто привозил раненых военных.

То есть солдаты могут болеть, но не по причине радиации. Также в поликлинике могли обследовать личный состав на содержание радионуклидов. По названию Центр кажется чем-то страшным, но на деле это обычное медицинское учреждение, которое в первую очередь ориентировано на пострадавшее от аварии на ЧАЭС население.

 

Если не лучевая болезнь, то к каким проблемам со здоровьем приведет такое «окапывание»?

Есть довольно серьёзные основания думать, что военные все же успели вдохнуть и получить существенную дозу радиации, чтобы в течение нескольких лет заиметь проблемы со здоровьем. Возможно даже стоящие жизни, например, рак. Радионуклиды накапливаются в теле человека и однозначно не приносят пользы.

Но нам стоит дождаться радиологического обследования окопов, чтобы представлять, какую же дозу радиации смогли получить военные, и тогда уже можно будет делать более конкретные выводы.

 

Насколько опасна ситуация с рытьем окопов в Рыжем лесу? Повлияет ли это на жителей за пределами Зоны отчуждения?

Вероятность того, что альфа-излучающие радионуклиды выйдут за пределы зоны отчуждения довольно мала. Для этого пыль должна подняться высоко в воздух и сильный ветер должен куда-то её унести.

Но теперь, после освобождения ЧАЭС, радиоэкологи будут иметь много работы, ведь там произошло сильное перераспределение радионуклидов.

Зону надо снова картировать для достижения радиационной безопасности. Территория снова будет считаться опасной и надолго будет закрытой для туристов, ведь, кроме работы учёных, там нужно будет поработать сапёрам.

 

Представляет ли радиационную угрозу военная техника?

Зону использовали как транзитную территорию, через которую, по сообщениям, прошло около 10 тысяч единиц техники. Пока неизвестно, но можно предположить, что на выходе техника могла проходить радиационно-дозиметрический контроль в Полесском заповеднике. Или войска радиационной, химической и биологической защиты своими силами провели данную процедуру. Но вопрос, угрожает ли радиация кому-то, кроме самих военных, остаётся открытым.

Одна из главных задач Зоны отчуждения состоит в том, чтобы не допустить распространения зараженных частиц за её пределы. Всё, что находится в Зоне, должно в ней оставаться. На практике добиться этого сложно, ведь даже птицы могут переносить радионуклиды, а что говорить о тяжелой технике.

Не исключено, что что-то с этой техники могло смыться в землю, попасть в реку и даже в чей-то двор. Назвать конкретные угрозы и их силу пока невозможно, но предельно ясно, что с российскими танками в любом случае лучше не «обниматься».

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость