Такие преуспевающие страны, как Германия, Великобритания, Норвегия, Голландия, некоторые штаты Америки всерьёз призадумались о полном запрете знакомых нам с детства автомобилей на горючем, причём определили вполне реальные сроки: до 2050 года.
Некоторые ведущие футурологи выражают мнение, что двигатель внутреннего сгорания уже давно приговорён. Специалисты аргументируют это логическими фазовыми переходами в эволюции техники. Такие переходы случаются примерно раз в сто лет: предыдущий был от лошади к автомобилю на горючем, соответственно следующий – от автомобилей на горючем к электромобилям. «Электромобили – следующий закономерный виток в спирали развития автомобилестроения – позволят существенно улучшить экологическую обстановку, за ними – будущее, несмотря на множество препон. И в конечном итоге двигатель внутреннего сгорания обречён занять ту нишу, что и лошади: только для фанатов и на закрытых трассах», – такое мнение высказал заместитель главного редактора популярного российского журнала «Авторевю» Леонид Голованов.
Между тем многие скептики выражают мнение, что подобный скачок в обозримом будущем маловероятен, так как связан с рядом технических препятствий и материальных издержек. В качестве примера приводят одного из самых известных производителей электромобилей – компанию «Тесла». «Тесла» в экономическом плане предприятие убыточное и созидает лишь благодаря материальной поддержке американского правительства. Стоит отметить несколько технических барьеров, с которыми столкнулись производители. Один из них – аккумуляторные батареи, которые пока не могут состязаться с привычным нам углеводородным топливом. Кроме того, в странах с умеренно континентальным климатом могут возникнуть сложности с подзарядкой электромобилей, так как аккумуляторные батареи чувствительны к температуре среды. Имеются и другие препоны: наличие мощностей, которые необходимо откуда-нибудь генерировать для подзарядки. Хоть «Тесла» и совершила некоторый прорыв, создав мощную батарею, однако такая батарея требует продолжительной зарядки, и хватает её на ограниченное расстояние – лишь до 400 км. Ещё одно и, пожалуй, самое значительное препятствие, это стоимость: автомобиль рассчитан не только на сознательных в экологическом плане, но и на состоятельных граждан.
В Беларуси насчитывается более трёх миллионов автомобилей. В среднем при пробеге автомобилем в год 15 тыс. км сжигается более 2 т топлива и потребляется около 30 т воздуха. При этом в атмосферу выбрасывается около 700 кг угарного газа (СО), 400 кг диоксида азота, 230 кг углеводородов и других загрязняющих веществ, общее количество которых превышает 200 наименований. Они наносят ошеломляющий вред экологии и здоровью человека. Диоксиды азота и серы, выделяющиеся из выхлопных труб наших железных коней, за более чем вековой период процветания автомобилестроения нанесли такой обширный экологический след, что количество уже переросло в качество: выхлопные газы стали причиной разного рода заболеваний дыхательных путей, злокачественных опухолей.
Кандидат биологических наук, доцент кафедры химии и экологии Брестского государственного технического университета Виктор Босак идею внедрения подобных автокаров считает популизмом. «Использование аккумуляторных батарей экономически маловыгодно, их производство и эксплуатация требует значительных материальных затрат. И в конечном итоге, откуда взять энергию для их производства? От сжигания всё тех же углеводородов, на основе которых работают двигатели внутреннего сгорания – круг замыкается, от чего бежали, на то и напоролись. К тому же такое хождение по кругу, именуемое автомобильной реформацией, влечёт за собой материальные издержки и экологический урон, причём в разы больший, чем при производстве и эксплуатации традиционных авто. Есть ещё и ряд проблем, связанный с инфраструктурой, необходимой для широкого внедрения электротранспорта. Несложно прикинуть, что потребуется как минимум удвоение мощности сетей, обеспечивающих домохозяйства электроэнергией. Эта идея утопична», – пояснил Брестскому Зелёному порталу Виктор Николаевич.