Приводим отрывки большого интервью Энрика Сала изданию «Лента.ру».
В 2007 году учёный взял годовой отпуск, уехал домой в Испанию и размышлял, что можно сделать для сохранения фауны океана. Затем предложил «National Geographic» использовать свой богатый опыт для экспедиций в отдалённые уголки океана и съёмок документальных фильмов о существах, которые там обитают. Правда, Энрик не окончательно бросил науку. Сейчас он публикует свои научные работы в «PLOS ONE» и других open-access журналах: опубликованные там статьи могут увидеть все желающие. Исследователь уверен: именно такому формату и принадлежит будущее:
— Я потратил немало времени, пытаясь научиться рассказывать истории. Не каждая научная статья представляет интерес для публики. Не каждая передача заинтересует зрителя. Я до сих пор осваиваю искусство рассказывать истории так, чтобы они волновали людей. Наука движет умами, а фильмы трогают за живое. Люди не могут поехать в экспедицию, но мы показываем им самые дальние уголки Земли. Развитие технологий нам помогает: 4К-камеры, съёмки на 360 градусов! Это фантастика!
Любимую экспедицию назвать Энрику сложно:
— Это всё равно, что выбирать из своих детей одного самого любимого. Я успел побывать в 16 необычных, удалённых уголках нашей планеты. Определённо могу сказать, что на меня произвела большое впечатление поездка на Землю Франца-Иосифа: снега, птицы, моржи и белые медведи. Это всё равно, что попасть в Ледниковый период. Ещё Галапагосские острова. Это единственное место на Земле, где животные при виде людей не бросаются в бегство. По крайней мере, из тех, где я бывал. Экватор, нелетающие кормораны, пингвины и десятки молотоголовых акул. Потрясающее место. Неудивительно, что Чарльз Дарвин сформулировал свою теорию естественного отбора именно после путешествия сюда.
— В ближайшие три года мы отправимся в 12 экспедиций. Четыре в год! У нас классная команда, и мы готовы к любым трудностям. Сейшелы, снова Галапагосы, Гренландия и Баффинова Земля. Наша ближайшая цель — Тьерра-дель-Фуэго в Латинской Америке. Там потрясающие фьорды…
Исследователь уверен, экспедиции нужны для того, чтобы привлечь внимание властей разных стран к местам, в которых сохранилась дикая жизнь:
— И нам это удаётся — все локации, где мы побывали, уже взяты или вскоре будут взяты под охрану. Власти всех этих стран прислушались к нам. В ближайшее время мы надеемся исследовать российскую Арктику: уже подписали меморандум о намерениях с РГО и сняли первый документальный фильм.
По словам Энрика, работа ради сохранения жизни на Земле далека от политики:
— Я не занимаюсь политикой. Необходимо разделять экологию и политиков, прикрывающихся экологией. У каждого политика есть срок, на который он избран. А у природы срока годности нет. Каждый человек в мире имеет право пить чистую воду и дышать свежим воздухом.
Он уверен: все проблемы от людей. Но мы можем и помогать природе:
— Знаете, даже в воде на необитаемых островах мы находим микропластик: океан превратился в пластиковый суп. Люди во многом виноваты, но в состоянии исправить свои ошибки. Шестое массовое вымирание уже началось. Калифорнийские морские свиньи почти вымерли. И не только они. Изменить эти процессы очень сложно, почти невозможно.
Некоторые учёные лелеют идею воскрешения мамонтов и динозавров, но Энрик Сала говорит, что лучше думать о сохранении тех видов, которые ещё можно спасти.
Учёный отмеает, что НАСА — блестящий образец того, как надо рассказывать о науке. В университете не научат красиво говорить и объяснять. Без интересных рассказчиков человечеству не обойтись.
Энрик Сала иногда переживает, что человечество заходит слишком далеко. Например, редактирование генома человека — это хорошо, когда речь идёт о борьбе с болезнями и продлением человеческой жизни. В других случаях надо руководствоваться этическими принципами и не принимать опасных для человечества решений.
— А вообще, с каждым годом грань между наукой и научной фантастикой всё больше стирается. Кто мог подумать, что фантазии Жюля Верна станут реальностью? Так и сейчас — мы сажаем зонд на комету, покоряем Плутон и собираемся лететь на Марс. Всё это благодаря таким людям, как Стив Джобс, Илон Маск и Сергей Брин. Нам нужно больше мечтателей, воплощающих самые смелые начинания в жизнь.
Своего друга Леонардо Ди Каприо Энрик тоже считает таким мечтателем и человеком слова и дела:
— Лео поддерживает множество проектов по сохранению вымирающих видов и сам принимает в них участие: ныряет на дно океана, спасает тигров, а не просто даёт деньги. Надеюсь, что Леонардо получит «Оскар».
А ёще Энрик советует людям брать пример с дружбы амурского тигра и козла Тимура.