12.04.2023 / 21:04

Почему сегодня это не так. Рассказываем про тренд из трех букв, которые всё больше меняет мир.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

Современное общество требует, чтобы бизнес-компании не только добивались финансового успеха, но и заботились о своем воздействии на окружающую среду и общество в целом. Люди хотят видеть этичный бизнес, и это становится все более значимым.

В развитых странах, согласно исследованию бизнес-школы Stern, продажи этичных товаров растут быстрее, чем продажи обычных товаров. И этот разрыв будет только увеличиваться.

Чтобы установить критерии в достижении этичного бизнеса, равные и понятные для всех, и появилась концепция ESG.

С английского: E – environment – ответственное отношение к окружающей среде; S – social – высокая социальная ответственность; G – governance – высокое качество корпоративного управления.

Если говорим о факторах окружающей среды, то это, к примеру, углеродный след компании, энергоэффективность и использование ресурсов. Компании, внедряющие ESG, создают спрос на зелёные технологии: ВИЭ, переработку отходов, энерго- и ресурсосберегающие технологии. Они экономят воду, оптимизируют и цифровизируют бизнес-процессы, внедряют более чистый и электрический транспорт.

Социальные факторы – это оценка условий труда и безопасности работников, гендерного состава, инвестиций в социальные проекты. В «социальный» блок также входит обучение сотрудников, отсутствие переработок, обеспечение работников медицинскими услугами.

А вот вознаграждение руководителей, прозрачность финансовой отчетности, отношения с акционерами, антикоррупционные меры — основное, что включает в себя корпоративное управление.

Факторы E, S и G тесно взаимосвязаны. Действия по поддержке окружающей среды и общества осуществляются с помощью принятой в компании системы управления.

 

ESG и устойчивое развитие – одного поля ягоды

Устойчивое развитие и ESG связаны между собой. Устойчивое развитие – это про то, что общество должно развиваться таким образом, чтобы у будущих поколений не было из-за нас проблем, потому что мы потребляем, как бы беря у них что-то в кредит. ESG, в свою очередь, это система оценки факторов экологической, социальной и управленческой ответственности компаний, которые могут повлиять на их финансовую производительность в долгосрочной перспективе.

ESG – своеобразная финансовая лупа (или инструмент оценки) для бизнеса, помогающая вести свою деятельность в соответствии с принципами устойчивого развития.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

С точки зрения бизнеса нередко говорят не как о ESG-принципах, а скорее как о факторах. То есть, на бизнес влияют не только финансовые показатели. Существует ещё масса нефинансовых.

К примеру, изменение климата. Через 20 лет во многих регионах сельское хозяйство может коренным образом измениться. Может ли это повлиять на компании, которые занимаются, например, производством шоколада? Конечно, может, потому что в тех регионах, где сейчас растёт шоколад, может измениться урожайность. Это если говорить про составляющую E – environment.

В социальной сфере то же самое: растут стандарты труда, поддержки рабочей силы, развития человеческого капитала. Это тоже важно учитывать. Хотя факторы напрямую не финансовые. И ещё есть факторы корпоративного управления, в частности: как его грамотнее выстраивать, как вести антикоррупционную политику.

И вот эти три группы факторов ESG дополнительно могут влиять на бизнес, могут быть либо рисками, либо возможностями.

Компании, которые учитывают этот аспект в своей деятельности, обычно обладают более устойчивой бизнес-моделью, что в долгосрочной перспективе может привести к большему успеху.

 

Почему бизнесу уже сейчас сложно без внедрения концепции ESG?

Чтобы считаться успешной, компания должна демонстрировать не только устойчивый рост своих финансовых показателей, но и обладать определенной репутацией. Улучшить ее, а также повысить узнаваемость бренда, и позволяет внедрение принципов ESG.

Кроме того, предприятия в таком случае не только отвечают на запросы общества в отношении экологической устойчивости, но и получают прямые экономические выгоды. Например, снижение энергопотребления и выбросов загрязняющих веществ может привести к экономии средств на энергозатратах и налогах.

Вопросы экологии, социального развития и корпоративного управления также стали важными факторами в принятии инвестиционных решений. То есть сейчас инвесторы при поиске бизнеса, в который хотят вложить средства, всё чаще обращаются к ESG-рейтингам. Это позволяет им оценить, насколько компания ориентирована на устойчивое развитие и управляет своим воздействием на окружающую среду и общество.

Считается, что в ближайшем будущем мировые фонды перестанут инвестировать в компании, которые игнорируют принципы устойчивого развития. Поэтому чтобы рассчитывать на инвестиции и банковские кредиты, компаниям приходится учитывать условия, при которых эти кредиты выдаются. И тут без соблюдения принципов ESG уже не обойтись.

Имеются данные о том, что компании, уделяющие приоритетное внимание факторам ESG, могут превзойти своих конкурентов в долгосрочной перспективе. Это связано с тем, что являясь более устойчивыми и социально ответственными, они могут лучше противостоять рискам и вызовам, и использовать новые возможности. В результате инвесторы, которые вкладываются в такие бизнесы, могут со временем добиться более высокой отдачи от своих инвестиций.

 

Чем больше компаний с внедрённой концепцией ESG, тем лучше потребителям

Когда компании отдают приоритет ESG, они учитывают свое влияние на планету и общество, а также свои финансовые показатели. В результате они принимают более ответственные решения, которые приносят пользу не только их акционерам, но и их сотрудникам, клиентам и обществу в целом.

Иллюстративное изображение
Иллюстративное изображение

Сокращая свой углеродный след, сохраняя ресурсы и сводя к минимуму количество отходов, компании создают более безопасную и устойчивую окружающую среду.

Потребители также получают возможность приобретать более безопасные продукты и услуги. А имея больше информации о компаниях, могут принимать более обоснованные решения о том, на что потратить свои деньги.

Учитывая социальные факторы при принятии решений, компании могут улучшить жизнь своих сотрудников, клиентов и сообществ в той местности, где компания работает. Например, компания, которая отдает приоритет разнообразию и инклюзивности в своей практике найма, создаёт более гостеприимную и инклюзивную рабочую среду. Это приносит пользу сотрудникам, ну и компания получает бонус в виде повышения своей общей производительности.

Принятие принципов ESG обязывает повышать прозрачность деятельности бизнеса и процесса принятия решений, а это укрепляет доверие потребителей и инвесторов.

 

А как с ESG в Беларуси?

Устойчивое развитие и ESG – для беларусского рынка вектор развития хоть и новый, но актуальный и востребованный. Последние внешнеполитические и внешнеэкономические события лишь усиливают тренд на сохранение и развитие повестки.

Сложность в том, что это происходит очень неравномерно. Есть отрасли, в которых уровень развития ESG достаточно высок. Это в первую очередь банковский сектор. Вообще финансовый сектор во всем мире первым реагирует на такие вызовы. Ему в какой-то степени легче эти факторы учитывать, чем, к примеру, крупному металлургическому заводу. В банках все преимущественно сводится к тому, что нужно изменять свою политику.

Но в Беларуси есть пионеры ESG и кроме банковского сектора. Так Беларусский металлургический завод первым в Беларуси начал публиковать нефинансовую отчетность. Но, к сожалению, прекратил в 2021 году. Кроме БМЗ, есть и другие компании, которые также этим занимаются. Их можно разделить на следующие блоки.

Первый – это дочерние компании, у которых есть материнские компании за границей. И, соответственно, им сверху приходят такие цели. Вот, к примеру, в корпорации Carlsberg принята политика сокращения выбросов парниковых газов, и до беларусской «дочки» «Аливарии» такие цели доводят и, соответственно, тоже вовлекают эту повестку.

Вторая группа – это компании, у которых есть сильная связь с рынками западных стран, преимущественно Западной Европы, Европейского союза, США. Кстати, восточный вектор, который в Беларуси также немал, тоже активно развивает ESG-повестку. Здесь срабатывает требование по цепочке поставок.

То есть если вы хотите поставлять какую-то продукцию для крупной транснациональной компании, вы должны соблюдать её социальные и экологические стандарты.

Третья группа – все остальные. Есть довольно широкая группа CEO, которые понимают, что бизнес должен быть социально и экологически ответственным, и самостоятельно пытаются интегрировать ESG в свою деятельность.

Эти три широкие группы и являются сегодня драйверами в Беларуси. И хотя в нашей стране пресс со стороны потребителей пока не так значителен, беларусские компании уже сейчас стремятся следовать трендам устойчивого развития. 

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость