Лавандовые поля – визитная каточка Франции. В сезон цветения лаванды тысячи туристов устремляются в Прованс, чтобы полюбоваться на фиолетовое чудо природы. Однако сегодня посмотреть на цветущую лаванду можно и в Беларуси.
Конечно, до масштабов французских полей отечественным плантациям пока далеко, но и они пользуются успехом – в июле, когда цветет лаванда, от желающих провести фотосессию на фоне сиреневой красоты нет отбоя.
Зелёный портал этим летом обнаружил лавандовое мини-поле в нескольких километрах от Могилева и расспросил его хозяйку Инну Чубикову о том, сложно ли вести лавандовый экобизнес в беларусских реалиях и почему он не подходит торопливым и нацеленным на быстрый результат людям.
Могилевчанка Инна Чубикова – увлеченный садовод со стажем. Магнолии, розы, лилии, персики, сливы, черешня и много еще чего ароматного, вкусного и красивого можно найти в ее домашнем саду.
Здесь же несколько лет назад молодая женщина высадила первые кустики лаванды. С них-то все и началось.
«Посадить лаванду лет пять назад мне предложила крестная, – рассказывает Инна. – В то время я ничего не знала ни о полезных свойствах этого растения, ни о его применении в декоре и флористике. Просто взяла излишки и отнесла их в свой сад. Лаванда прижилась и как-то постепенно вошла в мою жизнь: я ухаживала за кустами, подрезала, изучала, что нравится растению, а что не очень. Все опытным путем.
Первоначально использовала я ее для ландшафтного оформления на своем участке. О том, чтобы превратить лаванду в бизнес, тогда и речи не было.
Но однажды знакомая, увидев мои фотографии на фоне лаванды, поинтересовалась, как я ее использую и очень удивилась, узнав, что растение идет у меня на протапливание камина. Благодаря тому случайному разговору я поняла, что лаванда популярна и, наверное, впервые задумалась о возможности совместить приятное с полезным и начать на ней зарабатывать».
По словам Инны, еще одним шагом к тому, чтобы серьезно заняться лавандой, ее подтолкнул друг: увидел у нее в соцсетях букет из свежей лаванды и попросил такой же для своей девушки.
В итоге оригинальный подарок произвел фурор, а Инне пошли в личные сообщения заказы на аналогичные букеты от друзей и знакомых.
Так было принято решение засадить ароматными кустиками не одну дорожку в саду, а небольшое поле на участке за городом, где у Инны живет бабушка. Но поддержки от близких поначалу не было, отмечает Инна. Родственники были настроены скептически, друзья иронизировали, серьезно к затее не отнесся никто.
«Сложно было преодолеть непонимание близких. «Зачем ты тратишь свое время?» – этот вопрос мне задавали неоднократно. Но потребность продолжить заниматься лавандой у меня была настолько сильной, что я старалась не обращать на этот «фон» внимания, – признается Инна. – Процесс ухода за лавандой и работы с ней – от момента посадки до составления букетов из срезанных цветов – для меня стал своего рода отдушиной, уходом от ежедневной рутины, погружением в себя, в свой внутренний мир…»
Как подчеркивает Инна, не остановиться в начале пути к лавандовой мини-плантации помогла и учеба.
На тот момент молодая женщина получала второе высшее образование и изучала маркетинг, благодаря чему четко усвоила: по статистике подавляющее большинство прекрасных идей – около 80% – умирает, так и получив никакой реализации. А причина – критика со стороны несведущих людей.
«Почему-то именно эта информация крепко засела у меня в голове. И, может быть, благодаря ей я не отказалась сразу от мысли засеять лавандой целое полюшко, – смеется Инна. – А еще в противовес критике была обратная связь из соцсетей – огромная поддержка, комплименты и положительные отклики от моих подписчиков. Это формировало понимание, что моя идея с лавандой будет интересна пусть не широкому кругу, но той целевой аудитории, что все эти годы формировалась вокруг меня. И это было как вдохновение».
Результатом трех лет усердной работы на земле стала полноценная мини-плантация «Лавандовый кут», куда этим летом доступ получили все желающие.
Заявок на фотоссесии в модной локации оказалось немало: за тот недолгий период, что в июле цветет лаванда, на фиолетовом поле у Инны отсняли десятки свадебных и любовных историй, детских красочных прогулок и просто красивых фотографий в атмосферном природном месте.
«Люди были отовсюду, – рассказывает Инна. – Много могилевчан, кто-то из столицы. В основном, конечно, это профессиональные фотографы. Но были и те, кто искал впечатлений. Например, одна женщина из Минска приехала ко мне с пожилой мамой, чтобы та своими глазами увидела цветущее лавандовое поле. Это была ее мечта – побывать в Франции. Но пришла пандемия, границы закрылись… И выход нашли вот такой: пусть и не Прованс, но настоящее лавандовое поле в самом пике цветения… Трогательная история на самом деле – исполнить мечту близкого человека, подарить эмоции…»
Сейчас на лавандовом поле пусто – цветы срезаны, упакованы и разосланы по адресатам: на сухую лаванду много заказов от флористов из Беларуси и России.
Цветок сегодня на пике популярности, его использую при составлении композиций и букетов. Кроме того, лаванда еще и лечебная, а ее эфирные масла успокаивающе действуют на нервную систему, потому ароматные саше и подушки, набитые лавандой, быстро находят покупателей.
Но, по мнению Инны Чубиковой, этот бизнес не подходит тем, кто хочет получить быстрый результат: лаванда – многолетнее растение, прежде чем она порадует своего владельца полноценным обильных цветением, нужно ждать два года, пока сформируется куст.
Сезонное дело, плюс постоянный уход, обрезка, прополка, питание. Поэтому быстрые деньги – это не про фиолетовые поля.
«До лавандовой "истории" у меня были предложения, также связанные с работой на земле. Знакомые, зная мою страсть к садоводству и огородничеству, предлагали выращивать овощи на продажу. Какой-то период мы даже серьезно обсуждали эту тему, но…
Выращивать что-то на продажу в больших объемах равно использовать химию. Много химии. И тогда это не про фермерство, не про экологически чистую продукцию и пользу для здоровья. Это про зарабатывание без идеи, без принципов.
А для меня деньги на первом месте никогда не стояли, и я отказалась: подписаться на такое и потом думать, что моим "экопомидором" кто-то травит воего ребенка, когда у меня самой дети…
Я лучше цветы буду выращивать – это аристократичная красота, чистота и эстетика. А прибыль – приятный бонус к ощущению, что я занимаюсь чем-то хорошим».
Инна признается – только на природе она по-настоящему отдыхает и наполняется. И лаванда в этом плане для нее – настоящая находка, когда можно быть в контакте с землей и природой.
Сегодня лавандовым бизнесом в Беларуси, включая Инну Чубикову, занимаются несколько человек. С некоторыми из своих конкурентов могилевчанка с удовольствием общается – обсуждают особенности ухода за любимым растением и тонкости лавандового дела.
«Конкуренция – двигатель прогресса. Но к людям, которые, как и я, увлечены лавандой, отношусь по-доброму. Для меня они в большей степени единомышленники, чем конкуренты, – улыбается Инна. – Разумеется, я планирую расширять свое дело, уже сейчас в голове масса идей на будущее. Но я не переживаю из-за конкурентов, даже с учетом, что лавандовый бизнес в тренде, уверена – клиентов хватит всем».