— Этот проект мне очень нравится, потому что он сочетает раскрытие туристического потенциала заказника и интересную работу по охране редких птиц, которые живут в дикой природе.
Что касается сотрудничества с Минлесхозом, то оно развивалось как в рамках только что завершённого проекта, так и в предыдущем нашем проекте по сохранению торфяных болот, который также финансировался Евросоюзом. Ряд инициатив в том проекте были направлены на обеспечение устойчивого управления лесными ресурсами. В их реализации принимали участие лесхозы Беларуси.
Последние два года мы наблюдали постоянное расширение и углубление наших отношений. Между ЕС и Беларусью есть несколько форматов ведения диалога, включая политическое измерение. Это координационная группа по правам человека, диалог по таможенным, экономическим и финансовым вопросам. То есть осуществляется всестороннее сотрудничество, мы не ограничиваемся предоставлением только технической (финансовой) помощи.
Я оптимист и во всем стараюсь видеть положительное. Есть сферы, где мы ожидаем улучшения, и я надеюсь, что соответствующие шаги будут предприняты. Охрана окружающей среды, права человека, демократия и верховенство закона — это приоритетные для нас направления.
Западноевропейский подвид глухаря (Tetrao urogallus major) — один из двух встречающихся на территории Беларуси. Его поголовье в стране стремительно сокращается, что стало особенно заметно в ХХ веке, и виной тому человек. По всей республике едва наберётся 400 особей этого подвида, и биологи давно внесли бы его в Красную книгу, если бы не охотничье лобби. Благодаря питомнику его численность в Налибокской пуще, которая сейчас оценивается в 150-180 особей, планируют к 2021 году нарастить до 400 птиц. А затем, как только опасения насчёт сохранности популяции исчезнут, начать продавать за рубеж.
Директор Государственного природоохранного учреждения «Республиканский ландшафтный заказник «Налибокский» Василий Гурков:
— Мы начали думать над этим проектом еще в 2012 году, когда я работал в «Белгосохоте». Выяснили, что существует большая проблема для западноевропейского подвида глухарей. Это глухарь, обитающий в Германии, Польше, Литве и у нас, в Беларуси. Как оказалось, в Налибокской пуще сохранилась на сегодня единственная жизнеспособная популяция этого подвида. Основываясь на этом, мы подали заявку через Минприроды в международные организации и нашли там поддержку.
С 2014 года начали работать с Глобальным экологическим фондом. В августе — сентябре создали биотехнические сооружения — 24 галечника на основных токах. Показали Минприроды и Евросоюзу, что эти площадки посещаются птицами и у нас есть перспективы по их воспроизводству. В результате получили дополнительную поддержку и финансирование на 2015 год. ЕС дал около 110 тыс. евро. Ещё 1,298 млрд неденоминированных рублей (около 65 тыс. долларов) мы получили из средств республиканского бюджета. И 600 миллионов (более 30 тыс. долларов) — собственные средства заказника.
За эти деньги нам удалось создать глухариный питомник. Он укомплектован всем необходимым. В том числе стационарной системой видеонаблюдения в каждом вольере. Это помогает нам вести наблюдение постоянно, разрабатывать и корректировать по сезону рационы кормления, изучать повадки птицы и планировать распорядок дня. За один год мы научились содержать глухарей в неволе, метить их, искать яйца и получили одного птенца. Это огромный опыт, который по большей части лежит в научной плоскости, а не в практической. Ведь до нас никто ничего подобного еще не делал. Из дикой природы взять птицу и на ее основе создать питомник — такого не было еще нигде.
Я думаю, что у лесхозов большое поле деятельности по участию в совместных проектах ПРООН, ГЭФ и ЕС. Сегодня в Европе активно развивается экотуризм. У большинства лесхозов есть свои местные изюминки, которые можно предложить туристам. Это, например, и отдельные редкие живописные деревья, к которым можно проводить экскурсии, и интересные водные объекты, и какие-то реликтовые участки леса, требующие охраны и внимания.