12.04.2016 / 14:04

В гомельской прессе прошло сразу несколько публикаций в защиту новых реконструкций улиц Пролетарской, Интернациональной, Гагарина и площади Ленина, инициированных горисполкомом. Попробуем разобраться: может быть, новые реконструкции улиц действительно являются панацеей от всех транспортных проблем? Или же наоборот — вызовут серьёзные проблемы у безавтомобильной части города, как в ситуации с реконструкцией улицы Кирова?

Горисполком через газету «Советский район» сразу дает понять: «Расширение Пролетарской и Интернациональной определено Генеральным планом развития Гомеля».

Однако нужно понимать, что в действующем генплане 2003 года акцент сделан на строительстве именно новых улиц-дублёров и связей между районами города. Но на сегодняшний день большинство магистралей не создано, а горисполком избрал стратегию, по которой собирается пропустить городской трафик через сердце города. Такой способ требует меньше средств, чем строительство объездных магистралей. При этом пострадают все, кроме автомобилистов.

Здесь должен быть построен мост Восточного обхода, но проект оказался слишком дорогим. Фото Яўгена Якавенкі, kli4nik.info
Здесь должен быть построен мост Восточного обхода, но проект оказался слишком дорогим. Фото Яўгена Якавенкі, kli4nik.info

Далее корреспондент Советского района сообщает: «Однозначно можно сказать, что улицы будут расширять. Вопрос только в сроках. Ширина проезжей части определена Генеральным планом развития Гомеля, поэтому дополнительного общественного обсуждения не потребуется». Городское радио подтвердило эту информацию.

Но в этой ситуации корреспонденты ошибаются. Возможно, ширина улиц и прописана в дополнениях к генеральному плану города 2003 года, по которому пока ещё живет Гомель. Но это не означает автоматического и безоговорочного выполнения этих параметров. Эти данные не были доступны гомельчанам до принятия генплана, и оспорить их было невозможно.

Может, была возможность внести изменения на «общественном обсуждении» в новый, еще не принятый генплан 2015 года? Но диалога не получилось: кроме общей схемы Гомеля, в Управлении городской архитектуры не было даже пояснительной текстовой части для понимания предстоящих изменений. А люди, отправившие свои предложения по корректировке генерального плана, до сегодняшнего дня не получили ответов.

Как в такой ситуации жители города могут влиять на градостроительную политику? Гомельчане имеют полное право требовать проведения общественного обсуждения любых строительных проектов, затрагивающих их интересы. Других способов повлиять на развитие города сегодня фактически нет.

По мнению Управления городской архитектуры, «диалог» должен происходить при помощи пластикового ящика. Но и он не «получился». Фото Вячеслава Коломийца, «Советский район».
По мнению Управления городской архитектуры, «диалог» должен происходить при помощи пластикового ящика. Но и он не «получился». Фото Вячеслава Коломийца, «Советский район».

Затем заместитель главного архитектора Гапеев размышляет: «В часы пик обе улицы стоят в пробках, и это видят владельцы как личного, так и общественного транспорта. Снизить же транспортную нагрузку до строительства нового моста через Сож в рамках Восточного обхода не удастся».

И наконец, от архитектора прозвучало признание того, что центр всегда будет загружен без моста Восточного обхода. Ведь в «пробках» на расширенных улицах просто поместится еще больше автомобилей и локальные расширения улиц центра проблему не решат. Но вместо того, чтобы отстраивать комфортный город, рассчитанный на всех горожан, архитектор смирился с позицией горисполкома:

«На это нужны колоссальные средства, силами городского бюджета важную для города магистраль не построить» — продолжает он.

То, что средства колоссальные, — это правдивая информация. Один только мост Восточного обхода через реку Сож стоит около 28 миллионов долларов. Но ведь в городе реализуются и другие проекты. Например, благоустройство крыльца облисполкома за 1 миллион долларов, или запланированное строительство трех подземных пешеходных переходов под площадью Ленина. Сейчас точная их стоимость неизвестна, однако ранее руководитель гомельского УКСа Сеноженский заявлял, что на сооружение одного подземного перехода может уйти более 5 миллионов долларов, «если под землей в том месте спрятаны сложные коммуникации». А объявленный капитальный ремонт улицы Полесской перед запланированным расширением — это рациональная трата бюджетных денег?

Судя по неактуальным и дорогостоящим проектам видно — деньги в бюджете есть, но расходуются они нерационально.

Корреспондент Советского района: «На улице Пролетарской дорога отхватит не более 1,5—2 метров с каждой стороны. Поэтому ни забор центрального парка, ни дома вдоль улицы не пострадают. А вот тротуары, повторимся, станут уже. Старые и больные деревья срубят, но при строительстве предусмотрят компенсационные посадки».

Тут корреспондент должен быть честным и говорить прямо: при реконструкции Пролетарской срубят вообще все деревья, а не только старые и больные экземпляры. Компенсационные посадки, проведенные в другом районе города, нисколько не помогут ни внешнему виду, ни экологии улицы Пролетарской (впрочем, подобная участь ждёт и деревья по нечётной стороне улицы Интернациональной от ул. Катунина до ул. Моисеенко).

Также корреспондент не должен умалчивать о том, что перекладка подземных коммуникаций под новые тротуары исключит посадку молодых деревьев на этой улице навсегда.

Улица Пролетарская после реконструкции «полысеет» навсегда
Улица Пролетарская после реконструкции «полысеет» навсегда

Самое «голое» место в центре Гомеля: улица Кирова осталась без деревьев

Корреспондент газеты: «На площади Ленина по предложению Госавтоинспекции могут построить три подземных перехода по маршрутам: Дом спорта — «Белтелеком», Дом спорта — развлекательный центр «Европа» и напротив Киевского спуска».

В нашем городе сложилась уникальная ситуация, когда в градостроительные проекты активно вмешивается ГАИ, и делает реконструируемый объект не приспособленным ни для пешеходов, ни для велосипедистов.

И если в любой европейской стране главная площадь является своеобразной городской «визиткой» с кафе и ресторанами, где приятно провести время, то в Гомеле — это транспортная развязка с функцией парковки, а в ближайшем будущем и с подземными переходами. То есть после строительства «подземок» проход в парк через площадь мамам с колясками и инвалидам будет закрыт.

 

Начальник ГАИ Макушенко с велосипедом (по центру). На открытии велосезона он возглавляет колонну велосипедистов. В своей профессиональной деятельности он делает целые улицы непригодными для движения велосипедистов и пешеходов. Фото Натальи Пригодич.
Начальник ГАИ Макушенко с велосипедом (по центру). На открытии велосезона он возглавляет колонну велосипедистов. В своей профессиональной деятельности он делает целые улицы непригодными для движения велосипедистов и пешеходов. Фото Натальи Пригодич.
После строительства подземного перехода около Киевского спуска ближайший наземный переход через ул. Советскую будет закрыт. Фото Вячеслава Коломийца, «Советский район».
После строительства подземного перехода около Киевского спуска ближайший наземный переход через ул. Советскую будет закрыт. Фото Вячеслава Коломийца, «Советский район».

Таким образом, видно, что горисполком хочет развивать городскую инфраструктуру. Но делает это так грубо и нерационально, что лучше бы и не брался. Проблема состоит в том, что ради сиюминутных выгод для автомобилистов городская среда ухудшается на десятилетия.

И это при том, что каждый европейский город столкнулся с подобной проблемой тотальной автомобилизации, и каждый нашел выход. Средств регулировать использование авто существует множество. Иногда даже не прибегая к дорогостоящим строительным проектам. Но ни один город не пошел на уничтожение пешеходной среды улиц исторического центра ради удовлетворения спроса автомобилистов.

Автор:
Фотограф:
gomel.today
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость