Правда, на вершинах гор в это время ещё лежит снег, и некоторые тропы вполне могут оказаться под сугробами, зато и людей меньше. В разгар же «пешего» сезона на маршрутах туристы бродят буквально толпами.
Но мы отправляемся в польский городок Закопане, административный центр Татранского национального парка, в конце мая. И попадаем в благословенное межсезонье, когда ты за час на туристической тропе можешь не встретить ни одной живой души, а тишину в горах нарушает только свист ветра и пение птиц.
Татранский (по-польски Татжанский) национальный парк удивительным образом сочетает в себе заповедный режим с активной туристической деятельностью. В парке нельзя собирать грибы и ягоды, хотя черничник такой роскошный, что воображение немедленно рисует полные лукошки отборной сочной ягоды. Нельзя заготавливать древесину, и мы много раз набредали на участки в несколько гектаров, где сильный ветер с корнями вывернул огромные, в обхват толщиной, сосны — никто их не убирает и не вывозит. Нельзя сходить с маркированной тропы, ставить палатки, разводить костры… Зато пешеходных маршрутов через парк проложено огромное множество.
Все официальные тропы указаны на карте тем же цветом, что и метки на тропе; чтобы сбиться с пути, надо очень и очень постараться. Маршруты соединяются между собой, переплетаясь в сложный узор, и бывало не однажды, что, наметив себе один маршрут, мы с полпути сворачивали на другой, чтобы продлить удовольствие прогулки по горам.
Удовольствие, правда, получается иногда экстремальное. Если в конце мая — начале июня к популярному у туристов озеру Морское Око, до которого ведет скучноватая асфальтовая дорога протяжённостью 10 км (всё пешком! Или на конной повозке за 60 злотых), пойти через долину Пяти Ставов, то непременно угодишь в сугробы. Зимой перевал через хребет вообще закрыт, но и в конце мая часть тропы может оказаться под снегом. И тогда ты пробираешься через сугробы «на ощупь».
Вход в национальный парк платный. На официальных пунктах пропуска с вас возьмут 5 злотых, если захотите подняться на Каспров Верх на подъемнике и оттуда начать маршрут, заплатите 48 злотых «туда» и 60 в обе стороны. Входной билет останется действительным, пока вы не покинете пределы парка.
Опытные туристы так и делают: выходят на маршрут и возвращаются в цивилизацию лишь спустя несколько дней. Остановиться на ночь в горах можно в горных приютах для путников, обустроенных почти в каждой крупной долине. Иногда это вполне комфортабельное место, где вам, если повезёт, предложат даже свежую постель и полноценный горячий обед. Иногда — подобие сарайчика с дощатым полом, на котором можно устроиться со спальным мешком.
Спать под открытым небом не рекомендуется: по горам шастают медведи, и наши друзья рассказывали, что не так давно один из них забрёл в Мурованец, популярный приют недалеко от Каспрова Верха, и оставил на входной двери своими когтями огромные зазубрины. А всё потому, что некие весёлые туристы, ужинавшие на свежем воздухе, оставили после себя банки из-под тушёнки, изысканное лакомство для медведя. По этой же причине нигде вдоль туристических маршрутов в Татрах вы не увидите мусорных баков: незачем приманивать к ним косолапого, пусть держится подальше от мест, где ходят люди…
Живой мир Польских Татр разнообразен и не пуган. На одной из троп, идущей через лес, встречаем оленя с едва наметившимися бугорками на месте рогов. Животное спокойно поедает листья на древесной поросли в 5 метрах от нас и даже не думает убегать, когда мы устраиваем фотосессию.
На вершине Бескид встречаемся с горным козлом. Он неспешно бродит по узенькому карнизу, держась от любопытной публики на безопасном расстоянии, выискивая ростки зелени среди пожухлой травы.
«А вы змей не боитесь? — допытывается у нас проходящая мимо польская пара, когда мы устраиваемся передохнуть на небольшом, прогретом солнцем зелёном пятачке среди огромных валунов. — Говорят, они тут водятся». О змеях мы читали, но, к счастью, не встретили ни разу.
Что ещё удивило: сотрудников нацпарка вблизи официальных троп не видно и не слышно, но содержатся маршруты в идеальном состоянии. Упавшие на тропу деревья вовремя стаскиваются в сторону, камнепады и осыпи расчищаются, расшатавшиеся камни, которыми чаще всего выложены тропы, закрепляются на месте. И нигде не увидишь выброшенной бумажки или пластиковой бутылки. Мы даже огрызки яблок складывали обратно в рюкзак, чтобы выбросить в бак на выходе из парка. Вот что значит правильно донести до туристов информацию о хищниках! А если признаться честно, то оставить после себя тот же яблочный огрызок рука не поднимается. Уж больно красив и нетронут этот край. И даже многочисленным туристам, бродящим по его тропам, не удается разрушить его природное очарование…