Новые некоммерческие организации появляются в Беларуси: около 220 зарегистрировано с 2021 года и продолжает существовать, при этом в 2024 году их количество было больше, чем в 2023-м. Таким образом, сектор НКО существует, комментирует ситуацию Ольга Смолянко, руководительница правозащитной организации Lawtrend. Она уточняет, что это важное уточнение на фоне волны ликвидаций, которая происходит с 2021 года.
«Есть зарегистрированные структуры, есть те, кто работает без регистрации. Говорить о полном уничтожении гражданского общества неверно. Это демотивирует тех, кто продолжает деятельность, вредит привлечению ресурсов, работе с целевыми группами», – считает она.
В то же время невозможно констатировать, что сектор растёт: за тот же период с 2021 года было ликвидировано более 1 880 организаций.
«Общественный сектор в Беларуси существует, хоть и сильно урезан, и новых организаций регистрируется в 10 раз меньше, чем ликвидируется. Ростом это точно назвать нельзя, но сектор продолжает существовать, – говорит Ольга Смолянко.
Более подробно о ситуации сообщается в количественном исследовании ликвидации и регистрации НКО в Беларуси по состоянию на 15 ноября 2024 года. Исследование было опубликовано в конце декабря на сайте Lawtrend.
Какие организации появляются?
Среди новых некоммерческих организаций экологическое направление слабо представлено: новых всего две, в статусе учреждений. Так, в 2021 году появились эколого-просветительское учреждение «Территория дикой природы» и частное социально-экологическое учреждение «Город рационального взаимодействия» (можно даже увидеть соцсети).
«Речь не идет об активной регистрации экологических организаций, однако некоторые ранее зарегистрированные остаются в зарегистрированном статусе, продолжают свою деятельность. Об этом, в частности, свидетельствуют представляемые отчёты в регистрирующие органы», – комментирует Ольга Смолянко.
Отдельно можно рассмотреть зоозащитные организации, которые стали чаще регистрироваться после принятия закона о защите животных в апреле 2024 года. Сейчас в Беларуси более сотни зоозащитных и фелинологических (связанных с кошками – ред. ЗП) НКО разных форм.
Тенденция закономерна, объясняет Ольга Смолянко: новый закон простимулировал создание таких структур. Тем не менее, подчёркивает она, идёт и обратный процесс: часть ранее существовавших зоозащитных организаций вместе с остальными НКО были ликвидированы во время кампании массовой ликвидации после 2021 года.
«Ликвидировали самых активных, но порой причиной было просто то, что организация является некоммерческой. Это коснулось в первую очередь региональных зоозащитных организаций, включая тех, которые сотрудничали с местными органами власти. Некоторые из НКО позже были созданы опять, но это скорее исключение», – говорит она.
Защита потребителей вместо прав человека
Больше всего в Беларуси зарегистрировано спортивных и танцевальных НКО: примерно 546 общественных объединений, 50 учреждений и три фонда.
Следом идут благотворительные объединения – 215 общественных объединений, 74 негосударственных учреждения и 54 фонда. Также довольно крупную категорию составляют профессиональные общественные объединения – их 149.
«Профессиональные организации очень разные: это могут быть и врачи, и, допустим, в последнее время появилось несколько объединений следователей», – говорит Ольга Смолянко.
Если проанализировать общую структуру некоммерческих организаций, то можно сделать вывод о том, какие сферы наиболее приемлемы для государства.
По данным Lawtrend о регистрации НКО, на конец 2024 года зарегистрировано не менее 29 обществ защиты прав потребителей, 6 из которых зарегистрировано с 2021 года. Позиционирующих себя в качестве правозащитных – 3, одна из которых зарегистрирована в 2021 году, при этом все три – прогосударственные.
«Можно сделать вывод, что государство не заинтересовано в существовании реальных правозащитных организаций и переводит фокус с правозащиты на защиту прав потребителей, социальные аспекты», – говорит Ольга Смолянко.
То, что общественный сектор уничтожен – неправда
Регистрация новых организаций – сложный, трудоёмкий и дорогостоящий процесс, что сильно ограничивает возможности для инициатив, объясняет правозащитница:
«В Беларуси всё плохо со свободой ассоциаций, любые новые НКО проходят фильтр, люди не могут просто собраться и создать какую-то организацию. Если организация неугодна – она никогда не будет зарегистрирована», – говорит она.
Ольга Смолянко уточняет: в публичном пространстве существует посыл о том, что все действующие внутри Беларуси организации являются прогосударственными – но и это неправда.
Многие структуры гражданского общества в Беларуси вынуждены мимикрировать под прогосударственные, чтобы продолжать свою деятельность. Такое поведение, объясняет правозащитница, характерно для стран с репрессивными режимами, где работа независимых организаций серьёзно осложнена.
С 2021 года количество НКО в Беларуси постоянно сокращается, и количество зарегистрированных общественных объединений снизилось с 3 021 до 2 123 некоммерческих организаций трёх организационно-правовых форм на 15 ноября 2024 года:
- 1 533 общественных объединения;
- 19 фондов;
- 471 негосударственное учреждение.
Несмотря на это, общественный сектор в Беларуси продолжает свою работу, осуществляет решение точечных проблем, оказывает помощь и поддержку своим целевым группам, и имеет связь с ними, считает Ольга Смолянко.
«Сектор всё ещё существует, пусть и в урезанном виде, и что-то новое продолжает появляться. Хотя ситуация, конечно, далека от нормальной», – говорит Ольга Смолянко.
То, что неверно говорить о «полной зачистке» или «уничтожении общественного сектора» в стране, сказано также в последнем отчёте Lawtrend. Напомним, что под зачисткой имеется в виду кампания массовой ликвидации НКО с 2021 года.