13.06.2017 / 16:06

Когда-то пойменные луга, расположенные вдоль беларусских рек, служили домом для десятков тысяч птиц, включая такие редкие виды, как дупель, большой веретенник и другие. Сегодня численность многих из них неуклонно снижается, что становится одной из главных угроз для сохранения биоразнообразия не только на национальном, но и на международном уровне. О том, почему это происходит и что необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию, рассказывает младший научный сотрудник лаборатории орнитологии НПЦ НАН по биоресурсам Евгения Лучик.

– Изучение вопросов, связанных с гнездованием околоводных видов на территории Средней Припяти, находится в центре ваших научных интересов. Какие выводы можно сделать на данный момент?

– Я начала заниматься этой проблемой не так давно – в 2012 году, когда приехала в Туров ещё студенткой. Даже за такое короткое время произошли большие изменения. Чтобы заметить это, не нужно быть учёным. Достаточно вечером выйти на окраину Туровского луга. Раньше там кричали большие веретенники, чибисы, травники, а теперь тихо, как будто птиц нет вовсе. В лучшие годы на этой территории мы находили порядка 500 гнезд куликов, а в этом сезоне – меньше 50, из которых 10% уже разорено.

Прежде всего пойменные луга активно зарастают ивой и другими кустарниками. Они покрывают острова, которые во время весеннего паводка птицы используют для гнездования. Из-за этого я уже лишилась половины своих мониторинговых площадок. Из оставшихся пойменных лугов три граничат друг с другом (возле Турова, д. Запесочье и д. Кремное). Кроме них, открытым остался только луг, расположенный на окраине д. Лясковичи. На грани исчезновения находится луг возле д. Вересницы, где численность гнездящихся птиц также сократилась в несколько раз.

Свою роль в этом процессе сыграли бобры: ветки, которые те заготавливают на зиму, уносит весенним паводком. В результате они укореняются. Всё же главная причина – отсутствие постоянного выпаса скота и кошения.

Даже если коровы не съедают молодую поросль, они активно топчут её, не давая лугу зарастать. Раньше в Турове каждое хозяйство держало по нескольку коров, а теперь осталось 10 на весь город. Заготовка сена тоже прекратилась. В идеале выпас должен начинаться в конце июня, после окончания гнездового сезона. Однако раньше никакие сроки не соблюдали. Часть кладок и птенцов гибла, зато луг был в идеальном состоянии. За счёт высокой численности птицы компенсировали свои потери.

В своё время мы пытались выяснить, какой процент зарастания является приемлемым для птиц. Для этого необходимы средства, чтобы вырубить растительность на тех лугах, которые уже успели покрыться кустарником, и посмотреть, как отреагируют на это птицы. Один успешный пример всё же есть: на одном из расчищенных островов Туровского луга очень быстро образовался дупелиный ток, который существует и по сей день. В данный момент речь идёт о том, чтобы сохранить в первую очередь именно Туровский луг, который является самым ценным из оставшихся участков. 

Каждый год АПБ организует здесь волонтёрские лагеря, сотрудники станции кольцевания также делают всё, что в их силах. Однако, к сожалению, луг продолжает зарастать. Только за последние годы один из островов полностью покрылся ивой. 

Другой важной проблемой является гибель кладок из-за вмешательства людей. В тёплое время года берега Припяти – популярное место отдыха. Детям нравится забирать яйца из гнёзд, выкладывать ими узоры или просто давить. В присутствии рыбаков птицы покидают гнёзда. Это часть инстинктивного поведения, которое призвано защитить кладку от хищников. Если самка долгое время не может вернуться на гнездо, эмбрионы погибают из-за переохлаждения.

– Однако это трудно назвать новой проблемой. Раньше и рыбаков было не меньше, и выпас скота шёл более активно, что также приводило к гибели кладок, а численность гнездящихся птиц была на высоком уровне…

– Причин может быть несколько. Из-за зарастания пойменных лугов некоторые виды, возможно, ищут новые места гнездования, которые могут быть расположены даже в других странах. Что-то подобное произошло с мородункой. В последние годы на Туровском лугу гнездится лишь одна пара, тогда как раньше это было чуть ли не единственное место, где в Беларуси обитал этот кулик, для которого больше привычны открытые ландшафты тундры. Теперь же его всё чаще наблюдают на рыбхозах и в других местах, где условия для размножения лучше. Кроме того, три засушливых года подряд привели к тому, что успех размножения был близок к нулю: из-за доступности островов многие кладки уничтожили бродячие собаки. Постарались и серые вороны. Между тем, как показывают результаты кольцевания, молодые птицы на следующий год возвращаются на то же место, где вывелись. За счёт этого компенсируется гибель птиц, которая неизбежно происходит во время миграции и на местах зимовки.

– А раньше серой вороны не было?

– Не в таком большом количестве. На отрезке длиной всего 6-7 км от д. Черницы до д. Запесочье мы насчитали 18 гнёзд, в каждом из которых по пять птенцов. Серые вороны специализируются на яйцах куликов: ивовые кусты, растущие на лугу, они используют в качестве присады, с которой высматривают гнезда и потом разоряют их. Такая высокая численность полностью на совести людей. Если бы не свалки, где всегда можно найти корм, зимой серые вороны погибали бы в большом количестве. А так рост их численности ничто не ограничивает. Чайки и крачки, которые обеспечивают куликам защиту от хищников, в прошлые годы не гнездились на Туровском лугу, поскольку из-за низкого паводка условия были неподходящими.

– Что делать в такой ситуации?

– Необходим комплексный подход к решению проблемы. И это касается не только серых ворон.

Важно понимать, что птицам, которые гнездятся на пойменных лугах, сегодня необходима наша помощь. Фактически на кону судьба десятков видов, многие из них внесены в Красную книгу Беларуси или имеют статус глобально угрожаемых.

Крачки и чайки, да и то далеко не все, перекочуют на крыши заводов, а вот кулики могут просто исчезнуть. У меня есть друзья, которые даже против вырубки кустарников. Они говорят, что зарастание пойменных лугов – естественный процесс, в который не надо вмешиваться. К тому же мы не знаем, как выглядели пойменные луга в те времена, когда на берегах рек ещё паслись большие стала травоядных, уничтоженных впоследствии человеком. Их заменили коровы. В любом случае, если не организовать выпас скота, то вырубка сама по себе ничего не даст, поскольку очищенные участки очень скоро зарастут снова. В последнее время на Туровском лугу выпасалось стадо коров породы лемузен, которые съедали всю молодую поросль ивы. Однако пока неизвестно, что будет в этом году.

– Контролируемое выжигание рассматривается как один из перспективных способов управления не только низинными болотами, но и пойменными лугами. Как оно влияет на птиц?

– То, что каждый год происходит в Турове, трудно назвать выжиганием. Скорее речь идёт о стихийных пожарах, их причина – отсутствие осеннего кошения. Особенно тяжёлая ситуация была в 2014 году, когда луг горел несколько раз. Поведение птиц зависит от того, когда прошёл огонь. Если осенью, то трава успевает отрасти и кулики с удовольствием гнездятся на таких участках. Свежие пепелища они избегают. 

Желательно больше не трогать Припять. Спрямление, обвалование и другие гидротехнические работы нарушают водный режим, с которым и так проблемы. Если весной не будет нормального паводка, обеспечивающего благоприятные условия для гнездования, то все наши усилия окажутся напрасными.  

Очень важно объяснять местным жителям и приезжим, как правильно вести себя. Многим даже в голову не приходит, что некоторые виды могут гнездиться на земле, а не только на кустах или деревьях. Если рядом беспокоится птица, люди не обращают на это внимание, они даже не понимают, что означает такое поведение. В результате кладка переохлаждается и погибает. Нередко птенцов давят автомобилями. Поэтому желательно ограничить в гнездовой сезон посещение пойменных лугов. Также очень важно вернуть запрет на использование лодок с моторами с 1 июня, а не с 18 мая, как теперь.

Источник:
Автор:
Фотограф:
Turov Ringing Station
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость