14.04.2022 / 11:04

Польские экологи про угрозы для экосистемы из-за строительства забора на границе с Беларусью.

В Польше продолжается противостояние экологических организаций и правительства из-за строительства 186-километрового забора с прочным фундаментом вдоль границы с Беларусью, который должен защищать страну от нелегальной миграции.

Однако, как минимум некоторые экологи считают, что возведение ограждения – сомнительная идея, которая может серьезно повлиять на экосистему.

Зелёный портал поговорил об этом с несколькими польскими экологами и посмотрел, были ли в истории подобные случаи и как активисты пытаются помешать строительству.

Строительство стены на многих участках столкнется с охраняемыми и экологически ценными территориями, включая шесть территорий «Nature 2000» (проект ЕС по природоохране): Августовская пуща, Кнышинская пуща, Бебжанский национальный парк, Надбужанская пуща, Полесская Долина реки Буг и наследие ЮНЕСКО – Беловежская пуща. Возведение забора нанесёт непоправимый ущерб, в первую очередь, диким животным, считают экологи.

Хотя пограничный забор стоит на беларусской стороне границы с 1980-х годов, исследования показали, что он не является существенным барьером для крупных хищников, таких как рыси или волки, которым фрагментация среды обитания наносит наибольший ущерб. Система представляет собой забор из колючей проволоки высотой около двух метров, через него могут проходить многие животные.

«Беларусский забор не имеет фундамента, что облегчает животным подкоп под него. Общее плохое техническое состояние делает забор во многих местах негерметичным до такой степени, что в последние годы его преодолевает даже медведь», – говорит Агнешка Велькович, представительница польской экологической организации WWF Polska.

Экспертка рассказывает, что институт биологии млекопитающих из Беловежской пущи проводил исследование подвижности животных, применяя передатчики к рысям и волкам. «Так мы узнали, что эти хищники переходили на беларусскую сторону», – говорит Агнешка.

 

Рысь на грани исчезновения?

Как планируется, новый спроектированный барьер будет иметь высоту 5,5 метров: полуметровая плита из монолитного бетона с вертикальными металлическими элементами над ней. В земле будут два отверстия диаметром 10 сантиметров, чтобы некоторые виды животных могли пройти, например, грызуны. Но более крупные животные не справятся.

Стена с прочным фундаментом и бетонным полом будет препятствовать миграции крупных хищников: волков или рысей, а также ограничит миграцию копытных, например, косуль или оленей.

В польской части леса популяция рысей пересекалась в основном с рысями на беларусской стороне. Когда барьер будет возведен, на польской стороне останется около десятка животных, которые будут скрещиваться между собой. Это приведет к уменьшению генетического разнообразия популяции, снижению устойчивости животных к заболеваниям и ухудшению состояния особей. Низкая численность популяции также означает, что потеря каждой особи в результате дорожной аварии или болезни, приблизит вид к грани исчезновения.

Адам Богдан из Fundacja Dzika Polska видит ещё большую проблему для амфибий и рептилий:

«Весной амфибии мигрируют к местам размножения. Вы наверняка видели такие ограждения вдоль различных трасс и улиц. Их целью было собрать амфибий или направить их в проходы под дорогами. Здесь никто не будет возводить такие переходы, а 10 сантиметров может быть недостаточно. Рептилии ищут открытые места, чтобы греться на солнце весной, идеальное место для этого – грунтовая дорога. На них будет большое движение транспорта, обслуживающего строительство. Есть опасения, что потери популяций рептилий могут быть большими», – считает Адам Богдан.

По поводу растений экологи сильно не беспокоятся, так как считают, что ветер поможет преодолеть даже такой высокий забор. Но само его строительство может добавить Пуще новых «жильцов».

«В последнее время появилось много инвазивных видов растений, некоторые из них были впервые обнаружены в Беловежском девственном лесу. Зона пограничных работ, где движение транспортных средств намного больше, весной станет средоточием чужеродных видов, которые начнут колонизировать наиболее сохранившиеся лесные биотопы Национального парка, ухудшая их состояние», – говорит Давид Казмирчак, президент правления «Dzika Polska».

 

Ворота в заборе предусмотрены, но толку от них мало

«Мы знаем, что в заборе предусмотрены специальные ворота шириной пять метров. В теории это звучит неплохо – если “коридоры” будут полностью открыты, то животные рано или поздно найдут путь. Однако пока даже не совсем ясно, где они будут расположены», –говорит Адам.

Всего планируется 22 «пункта пропуска» на 186 километров сплошного забора, что означает в среднем одни ворота на каждые 8,5 километров. Это не очень много. Ранее появилась информация, что на территории Пущи таких «пунктов» будет больше, что хорошо для леса, но опять-таки означает, что на других участках частота будет ещё более редкой.

«Но тут возникает ещё одна проблема. Ворота, скорее всего, будут держать закрытыми, потому что если их открыть, то теряется весь смысл мероприятия – остановить людей, нелегально пересекающих границу. По сути, пока эта проблема не будет окончательно решена, ворота открывать не будут. Их наличие, конечно, смягчит негативное воздействие на природу, но даже если их и откроют – помощь будет минимальная», – считает Адам.

Эксперты говорят, что в идеале ворота должны быть запланированы в таких местах, где благодаря мониторинговым исследованиям известно, что животные уже пересекали границу в прошлом. Такие места неслучайны. Как правило, это самые удобные переходы, они не проходят через болотистые участки, их укрывают кусты, благодаря чему животные чувствуют себя в безопасности.

«Институт биологии млекопитающих Польской академии наук направил свои предложения в министерство окружающей среды, и мы надеемся, что они будут использованы. Конечно, если мы говорим про защиту природы, было бы лучше, если этой стены вообще не существовало. В мире существую тысячи различных пограничных заборов и стен, и они показывают, что незаконную миграцию людей это существенным образом не останавливает. Человек всегда найдёт способ обойти забор и придумает какое-то решение. Животные – нет», – считает Адам.

Стена на границе с Беларусью, по мнению многих экспертов, сама по себе не несет прямой угрозы жизни или здоровью животных. Возможно, что проволока, которая будет находиться наверху забора, может быть опасна для птиц, которые низко летают, но таких случаев, по прогнозам, будет немного.

«Самая главная проблема заключается в том, что мы буквально разрезаем одну территорию и делим её “население” пополам. Эта экосистема функционировала как единое целое, а внезапно огромная её часть будет изолирована», – добавляет Давид.

Стена будет нуждаться в постоянном уходе и обслуживании. Вероятно, её металлические части придется перекрашивать каждые несколько лет или обрабатывать антикоррозийными средствами. Это означает, что каждые несколько лет в окружающую среду будут вноситься тонны химикатов, которые будут попадать в воздух и загрязнять почву и водные ресурсы вдоль стены.

 

Что о заборах говорит мировая практика?

Истории не в новинку возведение людьми различных барьеров: Великая китайская стена, Берлинская стена, пограничный забор между США и Мексикой и другие. По поводу последнего было опубликовано небольшое исследование, в котором авторы пришли к выводу, что влияние подобного решения на природу настолько велико, что любые конфликты нужно решать путём соглашений, а не строительством преград.

«Стена, возведенная в долине Рио-Гранде, разрушает экосистему. Более того, это не останавливает миграцию туда людей, но останавливает естественную миграцию животных, закрывая экокоридоры.

Она также угрожает людям, примером чему может служить ситуация в Аризоне, когда после сильных дождей вода не могла свободно поступать в США, что вызвало стремительный подъём уровня воды, местами до семи метров.

Ученые всего мира считают эту стену, построенную при администрации Дональда Трампа, катастрофой для дикой природы. То же самое будет и со стеной на границе с Беларусью. Бетон, работа тяжелой техники, увеличение потока машин и людей, освещение нетронутых участков леса и сильный шум не будут благоприятствовать природе и приведут к её опустошению», – считает эколог и бывший заместитель министра охраны окружающей среды Радослав Гавлик.

 

Стена нарушит международные соглашения

Строительство забора нарушит положения Бернской конвекции о сохранении европейской дикой природы и естественных сред обитания. Она направлена на охрану видов и мест обитания редких исчезающих видов в Европе, для защиты которых необходимо сотрудничество между странами. Среди лесных животных там упоминаются волк, рысь и медведь. И Польша, и Беларусь подписали Конвенцию. Так что в этом случае нарушаются международные обязательства.

«Пограничная стена высотой 5,5 метров станет непреодолимым барьером для многих видов животных и фактически разделит лес на две изолированные части, что будет иметь серьезные последствия для дикой природы леса. И здесь мы подходим к самой сути вопроса: «Никто не определил и не проанализировал эти последствия», - добавляет коллега Агнешки из WWF Polska Рафал Янковски.

Прежде чем строить новую стену, необходимо проанализировать её воздействие на охраняемые виды и лесные биотопы. Этого требуют директивы ЕС по птицам и среде обитания.

«Только после тщательного анализа влияния строительства стены на охраняемую экосистему леса можно рассматривать возможность применения исключений, обусловленных приоритетными общественными интересами, такими как общественная безопасность.

Однако этот шаг был полностью пропущен, что является явным нарушением законодательства ЕС. Животные не знают понятия административных границ. Стена, прорезающая середину Беловежской пущи, приведет к нарушению связи между лесами по обе стороны барьера и остановит свободную миграцию животных», – считает Рафал.

 

Что предпринимают польские экологи?

Польские экологические НКО подали жалобу в Европейскую комиссию и готовят комплексный план управления объектом ЮНЕСКО.

«Мы подали жалобу в Европейскую комиссию в ноябре 2021 года. Мы считаем, что польские власти нарушили Статью 6 Директивы о средах обитания, разрешив проект, который может оказать значительное воздействие на Беловежский девственный лес, не проведя соответствующей оценки его последствий с точки зрения целей сохранения территории.

Посмотрим, как отреагирует ЮНЕСКО, потому что, несомненно, любое такое серьёзное вмешательство в объект Всемирного наследия должно быть предварительно согласовано с ЮНЕСКО. Этого, конечно, не было сделано», – говорит Адам. 

Закон предусматривает, что на строительство забора не распространяются польские нормы, такие как строительное законодательство или законодательство об охране окружающей среды. Объекты Всемирного наследия охраняются на основе Парижской конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.

«По состоянию на 1 апреля петицию против строительства стены подписали 93 тысячи человек. Так же к ним присоединились 1833 учёных со всего мира, которые считают, что Беловежская пуща не должна быть разделена», – говорит Радослав.

Есть много примеров заповедных территорий, которые даже при меньшем вмешательстве были переведены в объекты Всемирного наследия, находящихся под угрозой. В списке более 54 объектов из 1100, 17 из них - природные.

Но в истории ЮНЕСКО есть случаи, когда природные объекты были исключены из списка находящихся под угрозой, из-за того, что люди все же смогли добиться позитивных изменений. Например, национальный парк Игуасу в Бразилии попал в список из-за несанкционированно построенной дороги, которая разбила парк на две части. Через два года местным активистам удалось добиться закрытия дороги и статус парка восстановился.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость