Одной из них стал сквер «Самосад», созданный в 2015 году жителями Подола (исторический район города – прим. ред.) на участке земли, арендованном посольством Российской Федерации. Соучредитель «Самосада» Павел Калюк рассказал Зелёному порталу, как появился и сейчас развивается экопроект.
«Мы не знали, какой будет реакция посольства на наши действия»
Я живу в этом районе уже двадцать три года, с первого класса школы. И за полгода до появления «Самосада» у нас появилась группа соседей, которые живут в этом микрорайоне: в онлайне обменивались информацией друг с другом, полезными контактами. Поэтому так сложилось, что у нас появился общий информационный ресурс, который нам помогал поддерживать связь друг с другом.
Сама идея обустроить сквер появилась, когда мы познакомились на общественных обсуждениях по обустройству на Контрактовой площади проекта «фонтана Григория Сковороды». Идею, предложенную мэрией, люди не поддержали. Однако, во время встречи были налажены важные контакты между жителями Подола, которые решили создать сквер на пересечении улиц Волошской и Спасской, где тогда находился пустырь.
Этот участок земли был отдан под аренду Российскому посольству в 1998 году. Они тут так ничего и не строили – тут был просто склад разного строительного мусора. Мы с соседями в 2015 году сперва все это прибрали, провели талаку – все вычистили, а потом решали, что хотим здесь сделать. В итоге взяли за основу берлинский «Сад принцесс», и решили установить растения в горшках.
Мы не знали, какой будет реакция посольства на наши действия, поэтому разложились мгновенно – выставили деревянные поддоны, на них поставили ящики с растениями, обустроили сцену и места для сидения. Такая у нас была тактика: если на нас начнут давить, растения побыстрее отсюда убрать, от греха. Однако российское дипломаты никак не отреагировали на наши действия, и мы решили, что все в порядке. Впоследствии здесь начали проводить публичные мероприятия для киевлян и жителей Старого Подола.
Территория до сих пор остается в аренде у посольства. Два года их не было, они ничего не давали о себе знать. А на третий год, когда мы высадили деревья, они решили, что мы хотим открыть здесь ресторан, пришел инженер, который хотел получить взятку. Мы сказали, что ничего такого делать не собираемся, и он исчез.
Полиция нас тоже никогда не беспокоила. Они были бы вынуждена что-то делать, если бы поступила заявка от посольства. А россияне прекрасно понимали, что их претензии никто рассматриват не будет, поскольку Россия отобрала у нас Крым и их танки теперь катаются на востоке Украины. Так что, «Самосад» – это такая маленькая компенсация за Крым.
Спустя два года после открытия деревянные конструкции поизносились, поэтому было решено собрать средства на обустройство полноценного сквера. Начали с озеленения: в начале мая 2017 высадили около 40 деревьев. Теперь в «Самосаде» растут клены, липы, яблони, сливы и черешни, а еще 60 кустов дерна, которые станут живой изгородью. Есть также и хвойные деревья: сосны и ели.
В июне прошлого года состоялось полноценное обновление деревянных лавочек в рамках проекта «Города для жизни». Тогда же установили парковки для велосипедов и солнечные панели для освещения и зарядки гаджетов, вылечили старый клен и отремонтировали сиденья вокруг него, сделали досок новую сцену и ящики для растений. С этого момента начался новый сезон в сквере: все лето здесь проходили встречи, кинопросмотры, театральные спектакли, публичные обсуждения с общественностью.
«Такие активности помогают достать их из уютных раковин и перезнакомить»
Постепенно, благодаря «Самосаду», укрепляются отношения между людьми. Наше сообщество становится все сильнее. И с каждым годом мы делаем определенный апгрейд: сажаем новые деревья, кусты, устанавливаем скульптуры. Проблемой нашего проекта остается факт, что тут не так много плодородной земли для растений, много строительного мусора, до недавнего времени не хватало воды для полива. Поэтому мы таким партизанскими методами что-то сажали, что-то поливали.
У нас есть разные направления по использованию сквера. Одно из них – это public-space, публичное пространство. Мы привозим проектор, экран, выносим из соседнего дома солнечную батарею на 1,5 квт с аккумулятором – и можем в течение четырех часов показывать фильм или проигрывать музыку. Философия «Самосада» основана на том, что важно в первую очередь выращивать отношения между людьми с помощью совместного выращивания растений.
Потому что наше общество, как украинское, так и белорусское, очень похожи – мы все очень атомизированны, разобщены. Люди после советской власти и войн привыкли сидеть в квартирах, смотреть телевизор. А такие активности помогают достать их из уютных раковин и перезнакомить.
Для меня, так и для основного ядра участников «Самосада», важным является не то, чтобы эта территория выглядела красиво, а чтобы мы знакомились друг с другом, росло и крепло само сообщество нашего сквера. С каждым годом появляется больше возможностей делать что-то новое.
Зеленстрой здесь не имеет право ничего делать – и это хорошо, потому что коммунальщики скверно следят за деревьями. Обрезка происходит очень некачественно, они даже наш дерево повредили, обрезав сучья, и нам потом пришлось заплатить около 500 долларов, чтобы скорректировать эти недостатки.
Здесь мы сажали то, что более-менее растет. В первый год это были цветы: посадили петуньи, кто-то свои саженцы приносил. Каждый сажал, что мог и хотел. Не было желания сделать «Самосад» супер-лакшери парком, - мы высаживало то, что могло бы расти в обстановке городских условий, когда много солнца и мало воды.
У нас здесь проходят регулярные талоки. Наибольший вызов для нас – это не что-то сделать, а постоянно поддерживать порядок в сквере. Потому что что-то сделать не так сложно – это спринтерская дистанция, а вызов в том, что нужно ежедневно поливать растения, ухаживать, убирать территорию.
Потому что хватает вандалов и людей, которые здесь любят пить алкоголь. И это тоже вызов, на который мы пытаемся отвечать. Главное стараться поддерживать диалог между несколькими сторонами, и не сильно гнаться за быстрыми результатами, которые вы после не сможете удержать. При желании можно сделать еще несколько таких территорий, однако у нас ограниченны трудовые ресурсы и силы.
Текст подготовлен в рамках образовательной поездки ECLAB, при поддержке фонда Фридриха Эберта.