Откуда деревья?
На все опасения экологов относительно массовой вырубки хвойных деревьев в предновогодний период чиновники обычно отвечают, что в продажу идут ели и сосны, выращенные на специальных плантациях, и деревья, срубленные в результате так называемых рубок ухода.
Однако в этом году начальник управления реализации продукции Минлесхоза Александр Сурта заявил, что в продажу идут деревья, полученные и в результате других видов рубок (в том числе сплошной – рубки главного пользования). Однако, по его словам, порядка 70-80% от всех продаваемых елей были выращены на плантациях, и доля деревьев, полученных в ходе рубок, - оставшиеся 20-30 процентов.
В одном только Минске в этом году будет организовано более двухсот точек продаж «натуральных» ёлок. По всей стране таких точек будет будет больше тысячи.
Часть продаваемых там деревьев – это ели в кадках у которых есть хоть какой-то призрачный шанс пережить зиму и продолжить расти, но в основном речь идёт всё же о срубленных елях, которые простоят в квартирах и домах несколько недель, а потом будут выброшены на ближайшие свалки.
Ёлки на площадях
Из года в год на площадях белорусских городов устанавливают праздничные ёлки. Правда, в последние годы вместо настоящие елей устанавливают металлические каркасы, которые облепливают колючими «лапами» - ветками елей и сосен.
Зелёный портал поинтересовался у консультанта управления лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства Александра Угрина, чем вызваны эти изменения, и не наносят ли они больший вред природе.
“Дело в том, что сама эта ёлка получается более правильной формы, потому что на металлический каркас устанавливаются ветки, то есть она выглядит красивее и более привлекательно. А в целом заготовка выглядит как? У нас есть новогодние плантации, на которых деревья выращиваются именно для того, чтобы со временем быть вырубленными. Также проводятся рубки, где вырубают еловый подрост, который не должен в этом конкретном месте расти. Поэтому никакого вреда здесь природе не наносится, и наоборот, мы только радуем людей», - ответил эксперт.
Безусловно, эстетическая ценность городских ёлок в новом и старом формате – вещь спорная, и вряд ли можно как-то объективно оценить красоту городских декораций, но с каждый годом усиливается ощущение, что ёлки на городских площадях всё меньше напоминают собственно ёлки.
Что выбрать для дома
Споры о том, какие новогодние ёлки экологичнее, возникают из года в год, и, как показывает практика, однозначного ответа на этот вопрос нет. Преимущества и недостатки есть у каждого варианта, и вопрос, по сути, только в том, какие аргументы лично вам кажутся более убедительными.
Срубленная ель
В среднем одной ели надо порядка 10-15 лет, чтобы дорасти до высоты полутора метров, и само осознание того, что дерево росло 15 лет, чтобы порадовать семью 15 дней, - довольно удручает.
«Зато настоящая ёлка привносит в дом атмосферу праздника и волшебно пахнет», - отвечают на критические замечания любители украшать дома срубленное дерево.
Действительно, пахнет прекрасно. Осыпающиеся иголки прекрасны чуть менее, чем нисколько, но не всех смущает перспектива вынужденного иглоукалывания. В конце концов, человечество давно уже придумало домашние тапочки.
Противники срубленных елей часто апелируют к тому, что ежегодно для человеческих праздников вырубается слишком много деревьев. И ведь даже если предположить, что купленная на рынке ёлка была привезена из леса в результате проведения санитарных рубок, остаётся открытым вопрос её утилизации после использования.
Это, конечно, превосходно, если вы после того, как снимите с ёлки игрушки, разрубите её на поленья и используете для топки печи в деревне. Но давайте не будем лукавить: процент людей, которые так поступают с отслужившими своё новогодними ёлками, ничтожно мал. Вчерашние пушистые красавицы массово оказываются выброшенными на свалки.
В лучшем случае их соберут и отвезут в зоопарк, в худшем – вывезут гнить. Это не то чтобы прямо катастрофически ужасно, так древесина не токсична, относительно быстро гниёт и не нанесёт вреда окружающей среде. Но пользы как таковой тоже не будет.
Несмотря на все недостатки использования срубленных елей, многие экологи считают это более экодружественным украшением, чем искусственные ели и сосны, сделанные из различного пластика.
Искусственная ёлка
Да, зелёные по всему миру активно борются с тем, что пластика становится всё больше и больше, но когда речь заходит о новогодних ёлках, порой всё же советуют выбирать искусственные ёлки, сделанные из пластмассы. Главный экоаргумент – это возможность многоразового использования одного и того же дерева.
Для потребителей это тоже, как правило, важный довод, хоть мотивы могут и отличаться. Кто-то выбирает искусственную ёлку просто потому, что это в далёкой перспективе оправдывается в плане финансовых затрат и физических усилий: не надо тратиться на покупку дерева каждый год, не приходится ежегодно выкраивать время на поиск и доставку подходящей ёлки.
Но как бы там ни было, искусственная ёлка – это всё равно пластик. И недостатки у такого новогоднего украшения весьма предсказуемые: его производство и транспортировка становится причиной дополнительного загрязнения воздуха. Более того, часто искусственные ёлки делают в Китае, и люди работают над их созданием в ужасных условиях и за мизерную плату.
Ель в кадке
Последние несколько лет стали набирать определённую популярность ёлки в кадках. Как часто уверяют продавцы, такая ель сможет жить долго, и покупатель сможет сначала использовать её в качестве домашнего украшения, а потом высадить в лесу или в собственном дворе (в частности, если речь идёт о частном секторе). Увы, панацеей эти ёлки не оказались.
Во-первых, стоят они значительно дороже срубленных и искусственных аналогов (по словам представителя Министерства лесного хозяйства, минимальная цена ёлки в кадке в 2017 году будет порядка 30 рублей, в то время как маленькую срубленную ель в лесничестве можно купить и за 6-8 рублей.
Во-вторых, реальность оказывается такова, што шансы прижиться после высадки из кадки в грунт у дерева очень низкие. Причин тому несколько: дерево несколько раз пережило резкие перепады температуры (из холода в квартиру и обратно); ель слишком долго держат в кадке, что пагубно влияет на корневую систему; при первоначальной пересадке ели в кадку были повреждены корни.
В общем, вариант с елью в кадке кажется на первый взгляд очень экологичным, но это скорее иллюзия, чем правда. Да и нарастающая популярность этих дурувьев весьма относительна: в 2015 году, как утверждает Александр Сурта, было продано 600 елей в кадках, а в 2016 году – 900.
Казалось бы: рост продаж в полтора раза! Но если учесть, что всего неискусственных ёлок в Минске в 2016 году было продано 140 тысяч, то получается, что деревья в кадках составили менее одного процента от общего объёма продаж.