Объединённая Германия и миграция молодёжи
«В 1990 году я защитила диплом и окончила университет, и таким образом моя работа началась в момент объединения Германии. Тогда же начался процесс уменьшения восточногерманских городов. Это было связано с крахом экономики», – начинает архитектор Сюзанна Шнорбуш рассказ себе и партнёрстве при создании общественных пространств и зеленых зон.
Многие молодые люди переселялись на запад страны, и в 1998 году в городе Лейпциге впервые заговорили о сносе жилых домов. Сначала шла речь о 20% жилого фонда, но процесс развивался так бурно, что была принята программа немецкого правительства о начале переустройства города. На практике это означало снос до 40% микрорайонов.
«Для соседей это тотальная угроза. Кто чувствует себя хорошо, если рядом сносят дом?» – говорит архитектор.
Правительство выделило помощь в размере 2 миллиардов евро, но условием получения было предложить концепцию дальнейшего развития города и не менее 15-20% суммы потратить на зелёные пространства (хотя не везде это произошло на практике).
В конкурсе на финансирование приняло участие более 200 городов восточной Германии. Прошёл конкурс, и город Шверин на северо-востоке Германии занял первое место, Лейпциг – второе. Но в конечном счёте все города Восточной германии получили деньги для сноса.
Застройка – хоккейная площадка и стены с текстами
Освободившиеся пространства собирались озеленить, и в результате большое количество ландшафтных архитекторов получило грандиозные проекты.
«Мы осознавали, что новых архитектурных решений [на этих местах] пока не будет, и попробовали образовать сильный ландшафтный скелет: посредине – строительные участки, поля. Была предусмотрена растительность, для которой главное не почвы, а уход. В первую очередь речь шла о градостроительном оформлении», – объясняет Сюзанна.
После уменьшения городов стояла цель использовать местность так, чтобы когда-нибудь её снова застроить. Кстати, похожая проблема с пустующими территориями была и у заводов – например, у Siemens. Там соорудили место для отдыха со скамейкой и навесом от солнца. Но в итоге архитекторы поняли, что невозможно озеленить каждую из этих огромных площадей, надо заниматься ими точечно в разных местах.
Застройка, на которую рассчитывали в 90-е, происходит только сейчас: например, спортивная площадка, построенная для одного из хоккейных клубов Лейпцига.
Одним из важных требований к новой застройке было органично вписать его в окружающее пространство, но не с технической точки зрения. В первую очередь речь шла о градостроительном оформлении. Для этого использовали, в частности, разную зелень, нетребовательную к почвам. На стенах рядом с полем написали стихи песен, которыми поделились молодые музыканты.
«Это возможность привлечь разные группы людей», – поясняет Сюзанна и называет это общественно-частным партнёрством.
Квартиры с садом для пожилых
Рядом с полем было построено инновативное жильё для пожилых людей за счёт федерального финансирования.
«Оно построено на земельном участке городской жилищной компании – типичная форма собственности жилья в Германии. На таких участках в основном и происходил снос домов [раньше]», – говорит Сюзанна об особенностях жилья.
Рядом с жильём сначала был предусмотрен участок для огородов и отдыха – эквивалент дач. Но некоторые жильцы были против: у кого-то уже была дача, а другие не хотели, чтобы чужие люди постоянно были прямо перед их окнами во дворе. И поэтому все вместе построили колоннаду и общий сад, которому в 2018 году исполнилось 10 лет.
Опыт Берлина: жилищная компания купила «сердце района»
В рамках научно-исследовательского проекта Сюзанна должна была транслировать опыт Лейпцига на другие города – например, опробовать это в столице. Заинтересованным лицом выступил собственник жилья:
«[Жилищной компании] сложно показать свои преимущества с помощью домов: в восточной Германии их 5-6 серий, и всем всё равно, какой у них собственник. Надо учесть и то, что в Германии многие жильцы – арендаторы, а собственник – компания», – рассказывает Сюзанна Шнорбуш об идее и упоминает, что для собственника важны принципы корпоративной социальной ответственности.
Вместе с компанией была разработана идея парка «Фортуна» для района Марцан, в котором живёт около 230 000 человек. В этом районе в рамках сноса исчезли в основном общественные здания, а не жилые: детские сады, школы, которые были запроектированы как сердце микрорайонов. Эти участки были выкуплены у города при софинансировании разных ведомств.
Три десятка встреч ради одного парка
На базе «Центра передового опыта социальной сети» («Kompetenzzentrums soziales Netzwerk») архитекторы и жилищная компания работали с жильцами, в том числе занимались проектированием. Работать помогало агентство, которое занималось связями с общественностью. На месте зданий собирались сделать место, объединяющее живущих рядом людей, и начали с праздника для жильцов, во время они написали, чего бы им хотелось.
«Когда привлекаешь жильцов, никогда не знаешь, сколько придёт людей и каких, но надеешься, что как можно больше, – говорит Сюзанна Шнорбуш. – Мы пришли к вводу, что работаем с 4 группами людей: граждане, которым интересно планирование; те, кто может участвовать в коммуникации; в праздниках и мероприятиях; те, кто охотно участвует в их подготовке».
Встречи с жителями проходили раз в две недели, и, по мнению Сюзанны, это очень важно для настоящего обсуждения и совместного планирования (а не просто распивания кофе). Всего было около 30 встреч.
«Мы также считаем важным то, что многие люди не понимают, что такое процесс планирования. И хорошо пройти его вместе, чтобы они стали лучше понимать происходящее и работу администрации, а также вопрос финансирования, – считает архитектор. – Жильцы хотят сразу увидеть хороший результат. Но они также лучше всех знают, что надо сделать: это понимаешь, регулярно встречаясь и знакомясь».
По словам Сьюзан, не стоит проектировать всё сразу, если проект рассчитан надолго:
«Люди могут забыть о деталях ,и поэтому лучше часть спроектировать – построить, а потом снова проектировать».
Вандализм и уход за парком
Для реконструкции компания получила субсидии на три года. В сентябре заявка на проект была одобрена.
Целью было привлечь как можно больше людей к сооружению этого пространства: от маленьких детей, которые рисуют, до взрослых. Парк делали адаптированным под потребности людей с особыми потребностями: ведь рано или поздно их дети вырастут, а взрослые – постареют.
Профилактика вандализма была довольно простая: во-первых, привлекли максимальное количество групп населения, во-вторых, построили точно так, как решили с жильцами; в-третьих, каждая из групп имела свою функциональную зону.
Денег администрации хватило бы только на газон
«Уход и содержание парка являются обязанностью жилищной компании – это обязательное условие получения денег на проект, – говорит Сюзанна. Стоимость ухода, кстати, составляет 2 евро на квадратный метр, или 25 000 евро в год. – С другой стороны, это зарплата для тех, кто там работает. И кроме того, о некоторых площадях заботится совет жильцов. Те, кто сдавал квартиру в этом доме, в результате подняли плату за пользование жильём, потому что жильё улучшилось. Одновременно увеличились поступления на счёт, и из них финансируется территория. Для жителей Марцана качественная зелёная площадь – это действительно серьёзное преимущество».
Кстати, бюджет администрации на те же цели – 30 центов, которых хватит только на обычный газон.
Доклад записан во время семинара «Водно-зелёная инфраструктура в городе», который прошёл 31 января 2018 года в Могилёве в рамках проекта «КОМГОР».