15.12.2021 / 11:12

О его истории и уникальности рассказывает волонтёр Нацпарка  брестчанка Мария Яцык.

Природа не признает границ, не делит людей на местных или приезжих. Она открыта для каждого, кто готов поучаствовать в ее жизни и благодарна всем, кто вместо потребления выбирает путь сохранения.

Можно вспомнить историю Джона Мьюра, отца-основателя движения по созданию Национальных парков США. Он родился на востоке Шотландии, но свое предназначение нашел в долине Йосемит в Калифорнии. Красота тех мест так впечатлила его, что он приложил максимум сил для ее сохранения. Без этого шотландского натуралиста мы, возможно, не смогли бы сегодня увидеть живые многовековые секвойи. 

У этой истории два героя — Мария Яцык и Голосеевский Национальный парк, который находится в Киеве.

Мария родом из Бреста. Она окончила Европейский Гуманитарный Университет по специальности «Европейское наследие». Диплом ее был посвящен вопросам экологической этики в национальных парках и в практической части Мария разработала концепцию экопросветительской экспозиции для Национального парка «Беловежская пуща». Со мхами, ветвями деревьев и с эффектом полного погружения.

Еще во время учебы Мария влюбилась в природоохранную деятельность. После защиты диплома она  попала на тренинг «Rise4Climate. Школа климатического лидерства CAN ВЕКЦА», где ее ментором стала Инна Дацюк, экологиня и экоактивистка из Киева. Именно тогда брестчанка и познакомилась с Голосеевским национальным парком.

Мария Яцык
Мария Яцык

 

Сохраненный монахами и студентами

Правобережная часть  украинской столицы расположилась между двумя большими лесами. На севере — Пуща-Водица, которая переходит в Пущу-Лесную (Пуща-Лiсова). На юге — Голосеевский лес, на месте которого разместился одноименный Национальный парк.

Уникальность его в том, что это полноценный Национальный парк, находящийся на территории большого мегаполиса. Так что, если вы хотели найти удачный пример городского леса, — вот он перед вами. Футуристические пространства ВДНХ переходят в тенистые столетние дубравы, окруженные грабовыми и даже буковыми насаждениями.

Чтобы сохранить большой лес рядом с таким буйно развивающимся городом как Киев, нужно постараться. Голосеевским краям повезло. С 1541 года эти места оказались под защитой Киево-Печерской лавры. С середины XVII века тут располагался Покровский Голосеевский мужской монастырь, что во многом позволило защитить экосистему от изменений. Интересно, что человек, который настоял на сохранении Голосеевского леса в те далекие времена — Петр Могила, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, был иноземцем, родом из Молдовы.

Монахи старались оградить свою пустошь от мирской жизни, а потому активная застройка тут не разрешалась. В Голосеевском лесу сохранился тихий и настроенный на медитацию уклад. Возможно и по этой причине сюда, в отличие от той же Пущи-Водицы, не добрались дачники. Монахи были против дам с зонтиками и пьяных кавалеров.

Все изменилось в XX веке. Уже в годы Первой мировой войны тут началась активная вырубка, Голосеевский лес потерял значительное количество своих вековых дубов. В 1920-х годах территорию монастыря отдали Всеукраинской сельскохозяйственной академии. Это стало добрым знаком: студенты и профессора были заинтересованы в изучении природы, а в не в трансформации ее. Хоть и немного раненый, лес выстоял.

В годы Второй мировой войны тут проходила линия обороны Киева. До сих пор в лесу время от времени можно наткнуться на окопы.

 

Уникальный парк в черте мегаполиса

Во второй половине XX века город начал постепенно наступать на Голосеевский лес. На его западной оконечности в 1955-1958 годах вырос гигантский комплекс ВДНХ. Также в конце 50-х в северо-западной части был разбит Голосеевский парк имени Максима Рыльского. Рядом еще с 1920 года расположились Ботанический сад Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, Главная астрономическая обсерватория НАН Украины. В южной части леса разместился музей Национальной архитектуры и быта Украины.

В итоге под Киевом образовался такой уникальный природный и культурный ландшафт, который очень жаль было бы потерять. С целью сохранения территории в 2007 году был создан Национальный природный парк Голосеевский. Сегодня он является не только излюбленным местом отдыха для киевлян, но выполняет и другие важные для современного города функции.

Отличие национальных парков от заповедников или заказников в охранном статусе. В заповедниках запрещена любая нарушающая жизнь экосистемы деятельность, будь то охота, рыбалка, вырубка или же отдых. То есть по-хорошему человек в заповедниках вообще не должен находиться, если он(а) не занимается природоохранной деятельностью. Заказники предполагают также особый уровень защиты, но на меньших территориях (например, если мы хотим защитить только небольшую популяцию растений) и с большей буферной зоной.

Все эти меры хороши, но ограничивают взаимодействие человека и природы, что не всегда полезно. Для того чтобы наши взаимоотношения развивались гармонично, необходимо пространство, в котором мы могли бы чувствовать себя свободнее.

Это территории рекреации и экологического просвещения, которыми и становятся Национальные парки. Своевольничать тут также нельзя, лесозаготовительная деятельность практически не ведется, но и ограничения достаточно гибкие. Ведь задача Национальных парков не только сохранить природу, но и научить как можно большее количество людей ее ценить и любить.

 

Деревья и люди плечом к плечу против застройщиков

Брестчанка Мария Яцык проходит стажировку в отделе экопросветительской работы Голосеевского парка. Как раз там и придумывают, как улучшить взаимодействие человека и природы, сформировать у как можно большего количества посетителей парка ценности такого соседства с природой.

На взгляд нашей собеседницы, сегодня Голосеевскому парку не хватает брендинга, яркого образа, вокруг которого смогли бы объединиться и люди, и деревья, и все остальные акторы этой экосистемы.

А необходимость в таком объединении есть: Киев продолжает расширяться, и застройщики ищут новые места, стараясь разными способами оторвать кусок у зеленой зоны.

Под угрозой застройки Голосеевский лес находится постоянно. Казалось бы, только марте 2021 была поставлена точка в возможности какой-либо иной кроме природоохранной деятельности на территории Национального парка. Голосеевский лес получил особый статус.  Однако, как оказалось, трактовать это постановление можно по-разному.

Так, в этом году в парке имени Максима Рыльского, который входит в состав Национального парка, было принято решение о «капитальном ремонте». Начавшиеся работы уже нанесли сильный удар по экосистеме. Вырубались деревья, бетонировалась зеленая зона. Местные активисты выступили против такого «ремонта».

Больше всего местных жителей удивило то, что работы начали проводиться там, где для этого не было особой необходимости. Перекопанные дорожки были уложены и обновлены в 2014 году, тогда же была развита инфраструктура, которая всех устраивала. Кроме того, перед новыми работами не была проведена должная экологическая экспертиза.

Противостояния с властями начались как на «бумажном» уровне гражданских обращений, так и посредством одиночных пикетов. При этом в январе 2020 года на круглом столе «Национальный природный парк «Голосеевский»: реалии сегодняшнего и перспективы развития», который проходил в Верховной Раде, эти места были названы «единственными в Киеве» и даже «уникальными в мире».

Действительно, подобных городских Национальных парков, в которых можно увидеть разнообразные виды деревьев и пройтись по различным ландшафтам, в мире не так много. К качестве примера можно привести Эппинг форест в английском Эссексе или Булонский лес в Париже, но по масштабам они уступают Голосеевскому лесу. Площадь Национального парка 11 тысяч гектар, что сравнимо с размерами беларусского Бреста.

Чтобы защитить экосистему Голосеевского леса важно поднимать экообразованность и экосознательность местного населения. Если все жители города, от активистов до чиновников и бизнесменов, будут знать и любить природу, то вряд ли возникнут столкновения по поводу ремонта или застройки. Все будут стараться сделать только лучше для Национального парка, чтобы он оставался устойчивой экологической системой, которая существует в Киеве уже не одну сотню лет.

Понимает эти задачи и руководство парка. Так, в 2019 году тут была открыта первая в Киеве интерактивная экотропа. Гуляя по ней можно не только узнать много интересного, но и увидеть удивительные лесные ландшафты. Например, столетние дубы – такие же, что и в Беловежской пуще. Чуть далее разместились ряды высаженных буков, в рощу которых по осени отправляется целое паломничество любителей «посветиться» красивыми фотографиями в Instagram. Красный покров из листьев этих тенистых деревьев словно погружает нас в мир эльфов и лесных духов.

Много на экотропе и полезной экологической информации. Например, про инвазивные виды и организацию экосистем. Так что, если будете в Киеве, обязательно отправляйтесь на прогулку в Голосеевский парк.

Эти места вообще давно пора внести в туристические путеводители. Тем более что в лесу уже сегодня организовано шесть экологических троп, в проекте разработка новых маршрутов.

Говорят, что на самом деле Полесье тянется до самого Киева, который еще называют его южной столицей. Можно сказать, что Голосеевский лес — это тот же лес, что Беловежская пуща. Чем-то они действительно похожи. И там, и там дубы перемешиваются грабами и оттеняются хвоей.

Так что, когда сегодня Мария Яцык занимается созданием образа-бренда Голосеевского Национального парка, она, пусть и отчасти, работает на благо своих родных беларусских лесов.

Автор:
Фотограф:
Алексей Овчинников, Мария Яцык
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость