16.01.2017 / 17:01

Китай задумал возродить Великий Шёлковый путь. Территорию всего Евразийского континента с запада на восток он хочет покрыть сетью торговых путей, соединяющих Европу со Средней Азией и Ближним Востоком. И в этом амбициозном проекте Беларуси уготовано стать одним из важнейших узловых пунктов, со всеми вытекающими отсюда экономическими плюсами и экологическими минусами.

Участница возрождения

Великий Шёлковый путь — один из древнейших глобальных торговых путей, соединявших Восток и Запад. Из Центральной Азии шли караваны с шёлком, драгоценными камнями, фарфором, косметикой, пряностями, экзотическими птицами и зверями и многим другим. В 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин принял решение возродить торговый маршрут, предложив концепцию «Один пояс — один путь». Она состоит из двух направлений: сухопутного — «Экономический пояс Шёлкового пути» и водного — «Морской Шёлковый путь XXI века». Для реализации задуманного необходимо разработать и построить в разных странах сотни инфраструктурных объектов: железные дороги, автотрассы, электростанции и индустриальные парки.

Тогда же лидер Китая назвал Беларусь важной узловой платформой Шёлкового пути, запланировав около 90 совместных инвестиционных проектов. В конце 2014 года Министерство экономики РБ подписало с Министерством коммерции КНР протокол о сотрудничестве. И с этой поры нашу страну можно считать полноправным участником Шёлкового пути.

Как оказалось, были задействованы многие отечественные предприятия. Например, Беларусской железной дороге в рамках договорённостей поставили 18 китайских электровозов.

Минувшей осенью вышел указ №349 «О реализации инвестиционных проектов», благодаря которому 6 компаниям КНР разрешили оперативно привлекать в нашу страну трудовые ресурсы, чтобы ускорить:

  • строительство завода по выпуску автомобилей «БелДжи» под Борисовом,
  • комплекса по производству мелованных и немелованных видов трёхслойного картона в Добруше,
  • завода по производству сульфатной белёной целлюлозы в Светлогорске;
  • возведение Витебской ГЭС на реке Западная Двина;
  • модернизацию Оршанского льнокомбината;
  • реконструкцию Гомельской ТЭЦ-1;
  • строительство высоковольтных линий электропередачи и подстанций для выдачи мощности Беларусской АЭС и реконструкцию подстанции 330/110/10 кВ «Минск-Северная».

 

Сферы интересов

Реализуя проект «Один пояс — один путь», каждая из сторон преследует свои экономические интересы. У Китая это решение серьёзных социально-экологических проблем и проблем перепроизводства, желание наладить более тесные связи с ресурсообеспеченными странами и вывести свои товары на европейский рынок. Внутри страны он уже несколько лет пытается создать «экологическую цивилизацию», формируя жёсткие природоохранные стандарты, обязательные для соблюдения местными производителями.  

Смог в Шанхае
Смог в Шанхае

Беларуси, в свою очередь, требуется модернизация экономики, создание высокотехнологичных производств, активизация экспорта, в том числе и расширение его в Китай, а также максимальное использование потенциала территории в роли крупного транспортного узла на Шёлковом пути.

По мнению отечественных экономистов, для нашей страны исключительно важно своевременно, максимально точно и полно определить свои национальные интересы в этом проекте и обеспечить их реализацию, а также просчитать возможные риски.

 

Ещё один Шёлковый путь — зелёный

Однако если внутри страны Китай озабочен вопросами охраны окружающей среды и построением «экологической цивилизации», то его экономическая экспансия вызывает тревогу у международных экологов. Они убеждены, что китайская сторона таким образом пытается избавиться от устаревших, «грязных» технологий, поставляя их под маркой инновационных, экономически эффективных и экологически безопасных. И призывают обеспечить широкий общественный контроль за строительством инфраструктуры Шёлкового пути.

Об этом шли бурные дебаты в ноябре на Общероссийском гражданском форуме в Москве. Тогда же была представлена новая гражданская инициатива — «Зелёный Шёлковый путь». Её подписали представители 11 стран мира, сойдясь во мнении, что китайский проект нуждается в международном управлении, общественном участии и соблюдении механизмов социально-экологической ответственности.

 

Беларусь вне «экологической цивилизации»?

В опасениях экологов есть резон. Подтверждение тому — нашумевшее строительство целлюлозно-картонного комбината в Светлогорске, которое вызвало много вопросов и у местных жителей, и у экологов.

— Работа бумажного комбината подразумевала отбеливание целлюлозы посредством воздействия соединениями хлора, а это экологически небезопасно, — рассказывает Ирина Сухий, член совета общественного объединения «Экодом». — Наши попытки повлиять на используемые технологии, проведённая общественная экологическая экспертиза не помогли добиться перехода производства на более экологичное бесхлорное отбеливание.

Россия уже убедилась, как небезопасны для речных экосистем и в целом окружающей среды равнинные гидроэлектростанции, когда две свои реки, Волгу и Ангару, полностью покрыла каскадами плотин. Из-за этого были уничтожены огромные плодородные пахотные земли, чрезвычайно ухудшилось качество воды и катастрофически сократились рыбные запасы. И Беларусь, возведя на Западной Двине Витебскую ГЭС, рискует повторить этот печальный опыт, предостерегает Евгений Симонов, координатор международной коалиции «Реки без границ» и старший научный сотрудник Даурского заповедника РФ.

По его словам, Россия, вслед за Европой, отказалась от использования таких технологий из-за очень высоких экологических и социальных издержек.

Есть вопросы и к символу беларусско-китайского сотрудничества — индустриальному парку «Великий камень» — крупному логистическому центру на будущем сухопутном Шёлковом пути.

Он расположен в 25 км от беларусской столицы, недалеко от железнодорожных путей, автомобильной магистрали Москва — Берлин и международного аэропорта «Минск». На его территории планируется разместить производственные и жилые зоны, офисные и торгово-развлекательные комплексы, финансовый и научно-исследовательский центры.

Парк в разгаре стройки. Уже утверждены его концепция и уставные документы. Первый и самый главный инвестор на сегодня, китайская логистическая компания «China Merchants», полным ходом строит собственную инфраструктуру.

— Освоен достаточно большой кусок территории: вырублена часть лесов, расширена дорога, проложены коммуникации. Особенно в районе деревни Быкачино в сторону аэропорта. Есть проект конкретных объектов для этой площадки — складских помещений, которые в текущем году планируется ввести в эксплуатацию, — говорит Игорь Куталовский, ландшафтный архитектор и специалист в области ландшафтного и биологического разнообразия, участник Экологического товарищества «Зелёная сеть».

В конце декабря 2016 года закончилась общественная экологическая экспертиза градостроительного проекта «Генеральный план Китайско-Беларусского индустриального парка. Корректировка», из которой стало понятно, к каким экологическим рискам здесь стоит готовиться.

Во-первых, все леса на территории индустриального парка указом президента переведены в категорию хозяйственных: вырубать их стало законно. А ведь в заключении экспертизы сказано, что выделенные под проектирование природные территории — бывшие леса первой группы — имеют эстетические, культурные, средообразующие, ресурсоохранные и защитные свойства, значительно превышающие их хозяйственную ценность. Их уничтожение принесёт непоправимый ущерб состоянию окружающей среды, в том числе поставит под угрозу устойчивое функционирование крупного подземного водозабора, обеспечивающего потребности в питьевой воде 150 000-170 000 населения. Это вторая угроза.

И в-третьих, на территории парка есть ещё два заказника: «Волмянский» и «Маяк». Экспертиза показала, что в этих зонах отсутствуют меры по соблюдению их охранного режима.

Кроме того, небезопасным является и строительство высокоплотной многоэтажной застройки вокруг деревни Быкачино, которое нарушает права жителей деревни на благоприятную окружающую среду и способно сформировать экологически неблагополучный район.

— Зачастую генплан подгоняется под строящийся объект. А нам важно, чтобы строительство не несло социальных, экономических и экологических угроз. Поэтому и проводятся общественные экспертизы, результаты которых рассылаются в соответствующие инстанции. Необходим постоянный диалог с заказчиками и исполнителями проектов, потому что в будущем, по мере более активного освоения территории парка, проблемы будут возникать, — заявляет Игорь Куталовский.

— Такого рода вещи должны быть доступными и широко обсуждаться. Отчуждённость людей от общественной жизни плохо отражается на устойчивом развитии, — утверждает он.

 

Стань контролёром Шёлкового пути!

Авторы гражданской инициативы «Зелёный Шёлковый путь» считают, что нельзя ждать, пока сформируется очередной потенциально вредный проект. Если он не отвечает экологическим нормам — нужно усовершенствовать его ещё на ранних стадиях, распространяя информацию о рисках и безопасных альтернативах, общаясь с китайскими инстанциями и прибегая к уже работающим европейским правовым механизмам, активно участвуя в процедурах оценки воздействий на окружающую среду.

Декларация гражданской инициативы «Зелёный Шёлковый путь» открыта для подписания. С её текстом можно ознакомиться здесь, а подписать — отправив письмо на адрес: join@greensilkroad.net.

Автор:
Фотограф:
pixabay.com, lesgazeta.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость