6 июня 2023 года Каховская ГЭС на Днепре была уничтожена российскими оккупантами. Какие это принесло последствия для людей и природы рассказывает Nauka.ua.
В первые четыре дня после разрушения сквозь разрушенную плотину пронеслось 18 кубических километров воды, затопив 620 квадратных километров земли и 80 поселений. Более 70 человек погибли и были объявлены пропавшими, гораздо больше – потеряли дома, а около миллиона украинцев оказались без доступа к питьевой воде.
Если все эти жертвы и несчастья попытаться перевести в деньги, что стоит сделать для оценки экономического ущерба, то получится, что россияне наделали бед на 14 миллиардов долларов. Почти половина из них – вред для окружающей среды от непосредственного разрушения экосистем вдоль Днепра мощным потоком воды или химические загрязнения из-за разрушения станции.
Унесенные водой и затопленные
В мирное время на юго-западе от Херсона исследователи на 40-летней станции Днепровского осетрового производственно-экспериментального завода ежегодно зарыбляли Днепр 1,5 миллионами мальков осетра, в том числе и русского осетра, который находится на грани исчезновения.
Когда Каховскую ГЭС взорвали, украинские военные успели эвакуировать только ученых и рабочих станции, прежде чем их настигла четырехметровая волна загрязненной токсинами воды, которая неслась из водохранилища.
Спасать осетров возможности не было, и вряд ли хоть одна рыба бы пережила затопление прудов.
Неутешительную судьбу пророчат и диким осетрам, которые в начале июня отправляются из Черного моря вверх по Днепру для размножения – течение их, скорее всего, просто снесло.
Бурный поток воды навредил и редким биотопам в нижнем течении Днепра. Например, затопив Национальный природный парк «Алешковские пески». Этот заповедник, протянувшийся на 80 квадратных километров – второе по величине песчаное пространство в Европе.
Он является единственным домом для многих видов, например, для редкого песчаного слепыша. Огромное количество этих животных, скорее всего, утонули. А может, большая вода забрала и целые популяции.
Но оценить количество жертв наводнения пока невозможно – проводить полевые исследования на охваченных войной территориях слишком опасно, а на оккупированных россиянами – еще и невозможно.
Потерянная жизнь выше станции
В начале октября украинским гидрологам удалось взять образцы воды из Днепра вблизи Херсона – менее чем в километре от российских оккупантов на другом берегу реки, чудом избежав снарядов. В лаборатории выяснилось, что река все еще содержит увеличенную концентрацию азота, фосфора и токсичных веществ из сточных вод и сельскохозяйственных стоков.
На самом деле количество этих токсинов, попадающих в воду, не изменилось с разрушением дамбы, однако в воде погибло огромное количество моллюсков, которые раньше фильтровали ее.
Множество их населяло глубокую воду выше по течению от бывшей Каховской ГЭС, однако водохранилище высохло на 90 % после подрыва.
И теперь вместо гигантского живого фильтра – квадратные километры обнаженного дна, на которых гниют 500 тысяч тонн мертвых двустворчатых моллюсков. Могут уйти годы на то, чтобы разложились их мягкие тела, и гораздо больше лет – на разрушение раковин.
Опресненный лиман
Разительные изменения вод Днепра не могли не сказаться на Черном море, в которое он впадает. В Днепро-Бугском лимане, граничащем с морем, мощная волна илистой пресной воды, прибывшая после подрыва, нанесла значительный ущерб местным рыбам, приспособленным к солоноватой среде.
Особенно переживать стоит за морского судака, который считался исчезнувшим из водосборов в регионе, пока в 2016 году его возвращение не засвидетельствовали местные рыбаки. Эта рыба крайне чувствительна к токсинам в воде и низкой солености, поэтому возможно, что отныне ее на территории Украины увидят только в музеях.
Измерения, которые ученые провели на границе с Днепро-Бугским лиманом через четыре месяца после катастрофы, указали, что соленость воды здесь снизилась с 15 частей на миллион до 4 частей на миллион. Вода почти опреснилась, и это в дополнение к рекордно высокому поднятию уровня металлов – кадмия, мышьяка и меди, а также таких токсинов, как продукты переработки нефти и полихлорированные дифенилы.
Угроза для некоторых водных жителей заключалась еще и в невозможности избежать мощного течения. Двустворчатые моллюски и другие животные, живущие на мели, были просто снесены волной. Но она также принесла массу питательных веществ, которые поспособствовали разрастанию сине-зелёных водорослей.
Бактерии, которые ими питаются, получили возможность быстро размножиться, благодаря чему использовали значительную часть растворенного в воде кислорода. Из-за этого в прибрежных регионах животные массово задыхались.
Вред для Черного моря
Но у более живучих животных открылось второе дыхание. К сожалению, среди них может быть и инвазивный моллюск венозная рапана. Она прибыла в Черное море в 1940-х годах из Тихого океана, но освоилась в водах Черного моря и истребляет местных устриц, гребешков и мидий. Ученые опасаются, что она займет освобожденные погибшими животными ниши и сможет расселиться еще шире.
Беспокойство вызывает и судьба млекопитающих в Чёрном море. В марте 2023 года в мировых СМИ распространились комментарии эколога, который сообщал о смерти за полгода войны в 2022 году 50 тысяч черноморских дельфинов. Утверждалось, что большинство погибло из-за подводных мин и акустических повреждений в результате воздействия высокоэнергетических сонаров подводных лодок.
Впрочем, другие специалисты назвали масштабы невероятными. В 2022 году они насчитали около 900 дельфинов и морских свиней, которых выбросило на берег мертвыми. Это все еще много, вдвое больше среднегодового количества до 2022 года, однако в 2023 их стало уже меньше.
При этом вскрытие животных не указало на явную причину смерти от токсинов или патогенов, связанных с потоком из Днепра. Также не нашлось следов сильных кровотечений, которые были бы от взрывов и мощных сонаров.
Исследователи все еще не видят полной картины ущерба, который нанес подрыв дамбы Каховской ГЭС. Сделать это станет возможным только после окончания войны: пока атаки россиян не прекратятся – восстановить научную работу в регионе не смогут. Но в планах украинских ученых после победы партнерство с черноморскими союзниками Украины: Болгарией, Грузией, Румынией и Турцией, которые помогут исследовать природу Черного моря.
Как будут исправлять ситуацию
Открытым, но уже обсуждаемым вопросом остается – восстановят ли Каховскую дамбу в будущем? Кроме восстановления моллюсков, которые снова будут фильтровать воду, повторное наводнение резервуара вернуло бы местных людей в заброшенные дома, дачи и к рыбацким лодкам на прежней береговой линии. Это также снизило бы беспокойство о безопасности на Запорожской атомной электростанции, которая брала из резервуара воду для охлаждения реакторов.
Некоторые учёные надеются, что восстановительные работы пройдут с лозунгом «отстроить еще лучше». Они планируют учесть недостатки прежнего строения ГЭС и резервуара, усовершенствовав конструкцию.
Например, углубить и удлинить водохранилище до 50 километров, чтобы избежать сезонного мора рыбы, как это было в прежнем мелководном резервуаре. Этот вариант также может позволить восстановиться по крайней мере части Великого Луга – полосы степей и болот вдоль Днепра, которую веками ценили казаки, и которую затопила советская власть при строительстве Каховской ГЭС в середине XX века.
Впрочем, с возможностью воссоздать утраченную местность не соглашаются некоторые экологи, которые считают препятствием изменение климата с его засухами и экстремальными температурами.
В конце концов, среди ученых есть и сторонники идеи вообще не восстанавливать ГЭС. Они считают, что нужно дать волю природе, позволив ей создать новые экосистемы, а вмешательство человека следует ограничить содействием в восстановлении дикой флоры и фауны.