Ответы на вопросы искала газета «Перспектива».
Тест на натуральность
Едем в деревню Осники, что возле Скиделя. Сюда семь лет назад перебрался из шумного города бывший военный Сергей Вавилов. Цель простая и вместе с тем сложная – кормить семью натуральными продуктами. Вскоре Вавиловы убедились, что могут кормить не только себя, но и других.
Хозяйство у них немалое – 6 коров, 20 барашков, козы, лошади. Молоко стараются сами переработать. Антонина Вавилова предлагает попробовать творожный козий сыр. Вкус удовлетворит любого гурмана. В целом ассортимент традиционный: сметана, масло, творог. Готовый продукт расфасован в пластиковые емкости, как того требует заказчик.
Сергей Вавилов пока на сбыт не жалуется. «Молочка» хорошо расходится через интернет-магазин. Основные потребители – минчане. Вавиловы могли бы расширить свой бизнес, но тогда нужно искать дополнительный рынок сбыта. Однако пробиться в торговую сеть невозможно – государственной сертификации на экологически чистую продукцию в республике нет. Но начатое дело бросать не собираются. Рассуждают так: народ всё больше поворачивается в сторону натурального продукта, особенно когда дети становятся аллергиками. Для них родители стараются приобрести именно такой. Но где еще можно купить натуральный продукт?
Лукавое «Био»
Идем на рынок. Здесь на всевозможных ящиках, досках или просто на асфальте выставлена та самая домашняя «молочка». Но как проверить, что это так? Разве что по цене – здесь она выше, чем в магазине. Но покупать всё равно опасно, ведь торгуют нелегально, да и санитарные службы не рекомендуют приобретать продукцию, что называется, с земли. Поэтому идем в магазин.
Приверженцы здорового питания могут найти на торговых прилавках продукты с пометкой «натуральный продукт». Известные молочные бренды пишут на своих упаковках: биосметана, биокефир или биотворог. Однако назвать натуральными эти продукты нельзя. Кандидат сельскохозяйственных наук Любомир Клепач, выступая на семинаре по органическому земледелию в Центре фермерских инициатив Гродненщины, расставил все точки над «і».
– Эти продукты ничем не отличаются от обычной сметаны, кефира или творога, – пояснил ученый. – Это просто маркетинговый ход. Для того чтобы продукт имел марку экологически чистого, он должен быть сертифицирован. Это дорогая процедура, в нашей стране ее проводят пять иностранных компаний, в том числе литовская. В Беларуси государственной регистрации таких продуктов не проводят, даже закона об органическом земледелии у нас нет. Разрабатывается лишь концепция законопроекта.
Сертификация у иностранных компаний – процесс дорогой и длительный. Ведь исследуется весь цикл получения продукта, а это сотни параметров.
– Хозяйство постоянно находится под наблюдением, – поясняет Сергей Вавилов, – проводится мониторинг в любое время. Где пасется скот, какую траву он ест, что пьет, чем дышит, не загрязнена ли почва удобрениями… Ведь в органическом земледелии даже навоз используется с оговорками.
Вот как, например, удобряют почву. Берутся рога крупного рогатого скота, набиваются навозом, закапываются на глубину 1 м. Или готовят жидкие удобрения из крапивы и окопника. Используют вермикультивирование (выращивание червей). Вавилов говорит, что многие фермеры в Европе сохранили свои стандарты, даже во времена тотальной химизации. Свою продукцию он считает натуральной, которая также может пройти международную сертификацию. Но есть ли предпосылки для натурального земледелия в более широком масштабе?
Ці магчыма набыць арганічныя пятрушку і кроп у гродзенскіх крамах?
Взгляд из Москвы
Московский биотехнолог Александра Дыдышко считает, что в Беларуси такие перспективы есть. Первые шаги в этом направлении может сделать биотехнология. Вот что она написала на нашу редакционную почту: «Я часто приезжаю в Беларусь и знаю все бренды вашей страны. Эту продукцию у нас ценят именно за качество. А раз востребован окончательный продукт, значит, правильно выбрана основа производства».
Александра Дыдышко приводит пример научных разработок белорусских ученых, которые представили свои биопрепараты на выставке в Москве в этом году. «Ученые Беларуси своими «живыми» экспонатами потеснили именитых мировых лидеров биотехнологии. Представили целые семейства готовых препаратов! – пишет Александра Дыдышко. – Аграрии получат много плюсов от внедрения продуктов биотехнологии в натуральное земледелие. Это существенно снизит потребность в минеральных удобрениях, улучшится экологическое состояние плодородного слоя. Применение белорусских биотехнологических продуктов даст большие гарантии успешному натуральному земледелию».
Цена вопроса
Известный гродненский бизнесмен Валентин Байко, учредитель крупной компании «Конте Спа», не только кормит свою семью здоровой пищей, но и постоянно пропагандирует это направление. Эту тему он поднял перед депутатами Национального собрания, которые недавно посетили предприятие. Он предлагает внести вопрос по органическому земледелию в повестку дня парламентской сессии. Возможно, бизнесмен и сам начнет получать экологически чистую продукцию в отдельно взятом хозяйстве. Такая практика в республике есть, сообщила председатель Постоянной комиссии Совета Республики Светлана Герасимович. Опытное хозяйство по органическому земледелию находится в Мядельском районе.
Главный агроном СПК им. Деньщикова Геннадий Эйсмонт считает, что вырастить экологически чистый продукт – это еще полдела, важно, каким он дойдет до потребителя в процессе переработки. Ведь натуральный продукт нуждается в иных технологических подходах. Значит, и стоить будет значительно дороже. «Сможет ли хозяйство найти сбыт такой продукции?» – задается вопросом аграрий-практик. Ответ напрашивается сам собой.
Что касается законов, то их издать не проблема, рассуждает член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председатель СПК «Прогресс-Вертелишки» Василий Ревяко. Но готово ли само общество к этому подходу? Ведь не секрет, что новые тенденции приживаются далеко не сразу. Люди просто не видят разницы между натуральным и обычным земледелием. К тому же, по словам Василия Ревяко, продукция, которая производится в хозяйстве, соответствует предельно допустимым нормам.
С чего начать?
А между тем здоровая еда расширяет свой диапазон. Любомир Клепач приводит такие данные: в Литве, например, 6% земель заняты органическим земледелием, 2,5 тысячи фермеров выращивают именно такой продукт. В Эстонии 15% таких земель. Органические фермеры поддерживаются государством, получают дотации. В торговых объектах работают специальные отделы, где натуральный продукт продается по другой ценовой категории. В Европе они довольно популярны. Кстати, европейцы охотно покупают белорусский березовый сок, который также считается экологически чистым продуктом.
Что касается нашей страны, то первые ласточки натурального земледелия, как видим, у нас уже есть. Фермер Сергей Вавилов уверен, что начинать распространение натурального продукта как раз и могут такие мелкие хозяйства, вроде подсобного. А непродуктивные земли больше отдавать фермерам. Они более успешно смогут продвигать этот продукт на рынок. Тогда вкус домашней сметаны или творога будет не таким далеким, а главное, его смогут оценить наши дети и внуки.
В тему
Биотехнология – это производство необходимых человеку продуктов и материалов с помощью живых организмов, культивируемых клеток и биологических процессов. Объектами биотехнологии служат микроорганизмы (вирусы, бактерии, протисты, дрожжи и др.), растения, животные. Такие методы более производительны и экологически чистые.
Фото автора.