Бывший комиссар по транспорту Нью-Йорка Джанетт Садик-Хан и бывший пресс-секретарь ее ведомства подводят итоги избирательных кампаний последний лет и делают однозначный вывод: веломэры побеждают.
Этот текст был опубликован в газете The Guardian. В нем пару раз используется английское слово bikelash, означающее громкое недовольство появлением велодорожек. В русском языке нет такого же звучного и емкого аналога, поэтому я оставила его без перевода.. Дальше — текст Садик-Хан и Соломнова.
Слово «байклаш» знает каждый политик. От Милана до Лондона, от Сиднея до Ванкувера перераспределение пространства в пользу пешеходов и велосипедистов неминуемо вызывает у части горожан праведный гнев. Но вот что удивительно: мэры, инициирующие масштабные проекты городского переустройства, снова и снова получают поддержку избирателей, и даже бывают поддержаны подавляющим большинством. Есть мнение, что такие инициативы могут погубить политическую карьеру, но в реальности они оказываются выигрышными не только для городов, но и для самих политиков.
Мэр Милана Джузеппе Сала, который в начале пандемии отдал 22 тыс. м2 дорог под создание 38 новых площадей и 35 км велодорог, в начале октября был избран на новый срок. В результате перераспределения пространства теперь половина из 1,35 млн миланцев живут в пешей досягаемости от нового общественного пространства. Некоторые жители, обеспокоенные потерей парковки и сужением проезжей части, решительно выступали против этих мер, но в конечном счете миланские избиратели вознаградили Сала 56 % голосов.
«О парковке легко спорить, — говорит Сала. — Но трудно оспаривать важность нового городского пространства, заполненного людьми и торговлей, возникшего там, где раньше не было ничего. Мы должны действовать в интересах экологии и устойчивого развития, предлагая людям нечто такое, что они смогут увидеть, почувствовать и использовать».
В следующем месяце мэры двух городов в Северной Америке — Майк Дагган в Детройте и Валери Планте в Монреале — проверят, поддерживают ли их избиратели политику, благоприятную для пешеходов и велосипедистов.
Мэр Лондона Садик Хан, проложивший в городе 260 км новых велосипедных маршрутов, был переизбран на второй срок в мае. Столкнувшись с противником, который открыто выступал против проектов по развитию велотранспорта и пешеходного пространства, мэр-лейборист получил 55 % голосов во втором туре.
В прошлом году парижские избиратели выбрали на второй срок мэра-социалистку Анну Идальго, которая радикально меняла городской ландшафт и до, и во время пандемии. Благодаря Идальго в Париже начался золотой век велотранспорта — она построила сотни километров велодорог. В частности, обеспечила приоритет автобусов и велосипедов на улице Риволи и отдала пешеходами бывшее шоссе на правом берегу Сены. Активная оппозиция и протесты водителей не повлияли на исход выборов: во втором туре Идальго победила с разницей в 18 % голосов.
Мэр Барселоны Ада Колау в 2019 году была переизбрана на свой пост городским советом. Во время первого срока она успела увеличить велотранспортную сеть и создала систему «суперблоков» — сеть маршрутов с уличной мебелью и игровыми площадками, чтобы успокоить движение и создать общественное пространство. Она и ее правительство более чем вдвое увеличили велосипедную сеть, забрав у автомобилей 30 тыс м2 улиц.
В том же 2019 году городской совет Осло переизбрал на пост мэра Марианну Борген, которая убрала в центре города большую часть парковочных мест, чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды.
Кловер Мур из Сиднея уже трижды переизбиралась на новый срок, хотя многие были недовольны ее программой развития велотранспорта. Теперь она готовится побороться за пятый срок. Избиратели Тель-Авива переизбрали Рона Хулдая — отчасти благодаря его инициативам по развитию велотранспорта и пешеходного пространства.
Избиратели постоянно напоминают нам, что это они, а не эксперты по всем вопросам, активисты из соцсетей или авторы газетных заголовков, решают исход выборов. Безусловно, реконструкция улиц требует от политиков умения доносить свои идеи до граждан, однако в конечном счете опыт показывает, что люди быстро приспосабливаются к изменениям, а все прогнозы относительно неминуемого транспортного коллапса и скорой кончины бизнеса не сбываются.
Авторы этой статьи испытали это на собственном опыте, будучи комиссаром по транспорту Нью-Йорка и пресс-секретарем департамента при мэре Майке Блумберге, который в 2009 году выиграл свой третий срок — всего через несколько месяцев после того, как сделал пешеходным Таймс-сквер и часть Бродвея, и построил 322 км велосипедных дорожек.
Благоустройство уличного пространства нравится горожанам. По результатам опроса, проведенного New York Times в эпоху Блумберга в 2013 году, 72 % жителей Нью-Йорка поддержали создание пешеходных площадей, 73 % поддержали новую городскую систему проката велосипедов и 64 % поддержали велосипедные дорожки. Если бы эти проценты были голосами на выборах, велосипеды и пешеходные зоны были бы безоговорочно избраны мэром.
По мере того, как новые проекты становятся частью повседневной жизни города, оказывается, что все совсем не так страшно, как казалось поначалу. Исследования в Нью-Йорке, Лондоне, Торонто, Сан-Франциско и других американских городах показали, что пешеходная и велосипедная инфраструктуры увеличивают розничные продажи, делая улицы и магазины вдоль них более удобными для пешеходов, велосипедистов и пассажиров общественного транспорта.
В Детройте Дагган надеется получить аналогичную поддержку после того, как он инициировал крупнейшее в США строительство защищенных велосипедных дорожек и создал сеть площадей и пешеходных маршрутов в центре города. Планте, которая рассчитывает переизбраться на пост мэра Монреаля 7 ноября, противостоит Дени Кодерре, который раскритиковал ее политику, направленную на улучшение велопешеходной инфрастуктуры. Критики говорят, что Планте потеряла связь с горожанами, но даже ее оппонент осторожно обещает, что не тронет «фирменную» велосипедную полосу на улице Сен-Дени.
«Байклаш» может быть до такой степени изнурительным, что даже журналисты устают писать о велодорожках как о «неоднозначных» проектах. Подводя итог десятилетних споров, газета Globe and Mail из Торонто задает вопрос: «Война против велодорожек наконец-то закончилась?» Возможно, еще не совсем, но авторы текста сошлись на том, что велосипедные дорожки «перестали быть горячей точкой и идеологическим индикатором, превратившись в обычную городскую инфраструктуру».
В тексте также говорится: «Споры по поводу велосипедных дорожек исчерпаны. Они становятся тем, чем должны были быть: обычным способом передвижения по нашим городам». Кроме того, они становятся обычным способом выиграть выборы.