Расследователям удалось отследить 816 тысяч тонн хлопка, выращенного на местах незаконных рубок тропических лесов.
Компании SLC Agrícola и Horita Group — крупнейшие поставщики хлопка из Бразилии — доставили свой товар восьми азиатским фирмам: из Китая, Вьетнама, Индонезии, Турции, Бангладеш и Пакистана. А те, в свою очередь, переработали полученный хлопок в 250 млн товаров бренда H&M, Zara, Bershka и Pull & Bear.
Чтобы подтвердить связь брендов с поставщиками «грязного хлопка», эксперты изучали спутниковые снимки, материалы судов, списки поставщиков и отчеты об отгрузках за период с 2014 по 2023. Некоторую информацию члены Earthsight получали под прикрытием, представляясь иностранными инвесторами на текстильных выставках в Южной Америке и на ярмарках в Европе.
Расследование Earthsight доказывает косвенную причастность брендов к разрушению Серраду — обширного экорегиона тропической саванны, где живет около 5% всех биологических видов. Среди них — 161 вид млекопитающих, в том числе гигантские муравьеды, броненосцы, ягуары и тапиры. Сейчас в Серраду производится около 90% всего бразильского хлопчатника.
В прошлом году, по данным расследователей, вырубка лесов в регионе выросла на 43%. Почти во всех случаях в рубках оказались замешаны так называемые «мегапоместья», занимающиеся незаконным захватом земель и их расчисткой.
Владельцы «мегапоместий», как сообщает Earthsight, с 1970-х годов вытесняли, преследовали, запугивали местных жителей — индейцев и фермеров-поселенцев. А земли — сотни тысяч гектаров, принадлежавших государству и коренным народам, — приватизировали с помощью мошеннических схем.
«Хотя мы все знаем, что соя и говядина сделали с лесами Бразилии, влияние хлопка осталось практически незамеченным. Однако в последние десятилетия урожай хлопка резко вырос и стал экологической катастрофой. Если у вас есть хлопчатобумажная одежда, полотенца или простыни от H&M или Zara, они вполне могут быть испачканы в результате разграбления Серраду», — заявил директор Earthsight Сэм Лоусон.
По словам Лоусона, бороться с уничтожением лесов Серраду поможет только законодательный запрет на импорт «грязного хлопка». Поэтому Earthsight предлагает расширить действующее европейское положение, запрещающее импорт товаров, производство которых связано с вырубкой реликтовых лесов.
Ранее ученые сообщили, что скорость потери тропических лесов на планете — 10 футбольных полей в минуту. Только за прошлый год мир потерял леса на площади, сопоставимой с территорией Швейцарии.
Единственным способом остановить уничтожение тропических экосистем ученые считают создание компенсационных фондов которые будут платить за сохранение тропических лесов. В Бразилии такой практики пока нет.
Однако в конце марта стало известно, что Франция привлечет инвестиции в размере 1 млрд долларов в проекты охраны и развития бразильской Амазонии и Французской Гвианы.