«Тот же текст, убрав мат, отправьте в исполком»
Кто пишет в социальных сетях, что всё плохо? Вопрос напрямую для гостей лектория «Минского велосипедного общества» в субботу, который прошёл сразу после парада на велокарнавале «Viva ровар!»
Часть пришедших подняла руки, часть – нет.
«Когда вы жалуетесь в соцсети – не ленитесь тот же текст сообщения, убрав мат, отправьте в исполком. Поверьте, кроме того, что вы выпустите свои эмоции, вы, возможно, решите свою проблему», – советует городской активист Антон Мотолько.
Он – притча для людей, клеймящих тех, «кому больше всех надо». Активно возмущающихся горожан иногда попрекают: «Ты что, решил стать как Мотолько?» Но всё даже хуже:
«Я даже не диванный критик, я хуже – диванный активист из диванных войск Беларуси», – говорит он и предлагает набор методов, которые сработают с предполагаемой вероятностью 80%, вычисленной эмпирически на основании собственного опыта лектора.
Для диванных войск есть специальные электронные каналы коммуникации с госслужбами и учреждениями: это сайт 115.бел (работает в Минске, Витебске , Кричеве и Солигорске) и электронное обращение (для аналоговых людей – его бумажная версия по обычной почте).
1% людей зайдёт на сайт исполкома, 2% установят приложение
По словам Мотолько, сервис 115.бел создавали для того, чтобы минимизировать коррупцию в системе ЖКХ, получить картину слабых мест городской инфраструктуры и заодно – работы местных ЖКХ и подобных служб.
«Почему это сделано? Я знаю: меньше 1% моих друзей будут заходить на сайты исполкомов и писать электронные обращения, но также знаю пару процентов людей, которые поставили приложение и обращаются через него, – говорит лектор. – Те, кто внедрял 115.бел в Беларуси, сделали для развития гражданского общества больше, чем многие НГО или партии за много лет. Человек, получая результат после отправки своей заявки видит, что он может что-то изменить».
Самый известный пользователь 115.бел – беларусский школьник Андрей отправил около 1 800 обращений, уже хорошо ориентируется в работе закона об обращениях граждан и знает, что такое петиции. В то же время он всего лишь в 10 или 11 классе.
«Они исправили всё, с чем люди там жили с 1996 года»
Если для вас важно – обращение через 115.бел не то же самое, что жалоба. Жалоба – это сообщение о возможном правонарушении.
«У нас жаловаться не очень принято, жалоба – это когда ноют слабаки, – говорит Антон Мотолько и напоминает, что на самом деле жалоба – это обращение в надзорный орган вроде КГК или прокуратуры по поводу предполагаемого правонарушения. А обращение – предложение решить проблему.
«Мне понадобилось минут 15, чтобы отправить заявки по всему своему кварталу в течение пары недель. И меньше, чем через год по всему моему кварталу – район Обойной – занизили бордюры. Они исправили всё, с чем люди там жили с 1996 года. Поэтому берите и пользуйтесь», – говорит он.
Правда, Антон предупреждает, что результат не всегда бывает сразу: например, заявку с просьбой снизить бордюры в районе перекрёстка Немиги и Городского вала он отправил ещё в 2016 году. Уже собирался обратиться в прокуратуру или администрацию района, но бордюры всё-таки занизили… Две недели назад.
Для чиновника общение с вами – тоже стресс
Боятся ли чиновники Мотолько?
«Они боятся не меня, а общественного резонанса. Если о проблеме напишу только я – они пообещают глянуть. Если ещё 100 человек, плюс несколько публикаций – история развивается совсем по-другому. Бывает и так, что после твита или поста в facebook реакции никакой не заметно или ответ отрицательный, но проблема решается будто сама собой».
Пример действия резонанса – петиция с просьбой разобраться с рекламой на асфальте: она вызвала обсуждение в СМИ, а после было совещание в Мингорисполкоме, и уже сейчас проблема решена.
Если вас это обнадёжит – не только для граждан общение с чиновниками означает стресс. Для чиновников – тоже. Кстати, Антон рекомендует общаться с администрацией Центрального района – она очень активна в twitter. Видимо, более стрессоустойчива, чем остальные.
Ответ на обращение: «А ваша планировка законная?»
Прилетит ли вам ответная благодарность за обращение? По мнению Мотолько, нет, но угрозы могут последовать.
«В Минске моя знакомая отправляла обращения в 115.бел по всем проблемам своего двора. где-то через неделю ей позвонили из ЖЭСа и спросили: «А ваша планировочка законная? А давайте мы приедем и посмотрим». И начали ей угрожать, требовать перестать отправлять заявки с проблемами, – говорит лектор. – Она пришла на приём в администрацию района, описала ситуацию и сказала: «Знаете, меня пытаются запугать. У меня есть деньги заплатить штраф, а вот работы всё равно придётся выполнить». В течение недели после похода в администрацию во дворе привели в порядок асфальт и в целом двор стал образцовым. Проверять планировку, кстати, так никто и не пришёл.
В регионах – да, местные царьки пытаются доказать, что они здесь главные, грозят лишить обслуживания в поликлинике и так далее. Но на самом деле, одно дело давить на 10 человек, и другое – на 100».
Инструкция по эксплуатации
Итак, если вы решили, что больше не можете по-старому, но супер-методы диванных войск не сработали, то следуйте алгоритму:
- если в ответе 115.бел нарушение – надо обращаться в прокуратуру или КГК;
- если вам обещают провести работы по заявке в 4 квартале 2029 года – обратитесь с той же просьбой в администрацию района;
- если администрация отвечает, что нет денег и, следовательно, перспектив – используйте petitions.by, то есть коллективное обращение. Если соберёте 30 подписей и более – чиновник обязан выехать на место и ознакомиться с проблемой;
- чаще всего это помогает, если же нет – вероятно, решение вашей проблемы требует действительно больших затрат.
Если вы не нашли свой случай в списке, то вопросы можно задать в телеграм-чате minsk_new или здесь.
И ещё немного инструкций здесь на случай, если:
- «Лежачий полицейский» установлен с нарушениями
- Автомобиль припаркован не по правилам
- Автомобили паркуются на зеленой зоне
- Есть какая-то проблема во дворе/районе/городе
- На обращение в госорган нет ответа или
- Дан ответ не по существу/не на все вопросы