18.06.2019 / 09:06

Дорога до Вунидоголоа, фиджийской деревни, долгая и утомительная. Нужно перелететь Тихий океан и из дальнего международного транзитного узла преодолеть еще 230 километров на захудалом самолете размером в 19 мест.

Затем час ехать мимо других деревень и пройтись пешком с вооруженным мачете мужчиной. Наконец мы прибыли в деревню, опустевшую из-за изменения климата и повышения уровня мирового океана. 

Деревню, в которой когда-то жили сто человек, оккупировали тропические леса. Растения захватили даже площадь Вунидоголоа. Из покинутых домов доносится зловонный запах разлагающихся грызунов, а из земли просачивается морская вода: залив Натева находится всего в 90 метрах от поселения.

Это субботнее майское утро словно окутывает своим теплом и мягкостью, но несколько раз в году мощные приливы затопляют деревню по колено.

Местным жителям приходится переставлять ценные вещи наверх и бежать на возвышенности. Саилоси Рамату, глава деревни, говорит: «Из-за изменения климата мы потеряли право на спокойную жизнь».

Пять лет назад в деревне Вунидоголоа никого не осталось. По поручению правительства на холме построили новое поселение, которое стоило государству 500 тысяч долларов.

Вунидоголоа – первая деревня в Фиджи, которой пришлось переехать из-за последствий изменения климата. И она далеко не последняя.

Премьер-министр страны, Фрэнк Баинимарама, сказал, что ввиду повышения уровня мирового океана в ближайшие годы будут переселены 40 деревень.

По сведениям ООН, за минувшее столетие уровень океана поднялся на 19 сантиметров, а к концу 21-го века поднимается еще на восемь сантиметров.

Фрэнк Баинимарама: «Я думаю об изменении климата каждый день».

Переселение таких деревень, как Вунидоголоа предвещает смертельную угрозу, которую несет в себе изменяющийся и нестабильный климат по отношению к таким небольшим государствам, как Фиджи. Острова сотрясают суровые штормы и наводнения, в результате которых страна ежегодно теряет 5% своего ВВП, и следующие десятилетия эта цифра будет только расти.

Иногда будет еще хуже: когда в 2016 году тропический циклон «Уинстон» обрушился на Фиджи, этот показатель взлетел до 20%. Постоянные природные волнения ставят под удар функционирование промышленности и блокирует продовольственное снабжение.

Ученые утверждают, что в следующем столетии из-за повышения уровня мирового океана такие островные государства, как Тувалу, Кирибати и Маршалловы острова могут быть стерты с лица земли.

Несколько таких стран – от Фиджи до Маршалловых островов, от Мальдив до Багам – организовали международную кампанию, чтобы не только спасти себя, но и привлечь внимание к опасностям глобального потепления.

Несмотря ни на что, кампания оказалась успешной. Вместе эти, по большей части бедные страны, не имеющие значительного политического веса, задали тон Парижскому климатическому соглашению 2015 года.

Именно они помогли привлечь сотни миллиардов долларов в качестве помощи более бедным государствам. Именно они побудили Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК) составить отчет, который впоследствии коренным образом изменил тон дискуссий об изменении климата. Именно они помогли спасти международные климатические переговоры от провала.

Успех этих стран стал для нас уроком: ни одно государство не может решить такую сложную проблему, как изменение климата, в одиночку. Повлиять на ситуацию страны могут только вместе. И этот урок применим к ряду глобальных вызовов, включая эпидемии, международный терроризм и распространение ядерного оружия.

Пока страны, следуя волнам популизма, закрываются в себе, небольшие островные государства показывают, что международные институты остаются не только важны, но и необходимы для того, чтобы справиться с тяжелейшими испытаниями 21-го века.

В мае Антониу Гутерриш, Генеральный секретарь ООН посетил Фиджи и другие островные государства Тихого океана и встретился с лидерами этих стран.

По словам Антониу Гутерриша, изменение климата – это возможность доказать, что многостороннее сотрудничество ведет к позитивным результатам.

Однако для некоторых государств небольшие страны Тихого океана – это всего лишь пустой звук. Средние температуры на планете выросли так быстро (+1°C с начала индустриальной эпохи), что само существование этих стран ставится под вопрос. Отчет МГЭИК, опубликованный прошлой осенью, показывает, что некоторые из них не переживут подъема до 1.5°C, который может произойти в конце столетия.

В середине мая лидеры островных государств Тихого океана собрались на Фиджи, чтобы спланировать свой следующий общий шаг. Они намерены побудить развитые страны взять на себя обязательство следовать амбициозным целям по снижению выбросов парниковых газов.

Цель глобального климатического саммита, который проведет ООН в Нью-Йорке этой осенью, – заставить мир отреагировать на изменение климата. Даже если островным государствам это сделать не удастся, возможно, они будут не последними, кто попытается мир убедить в том, что пора действовать. Может быть, именно утрата этих островов заставит планету что-то предпринять.

История того, как несколько островных государств объединили усилия, чтобы повлиять на Парижское соглашение, началась в 2015 году в гостинице Grand Pacific Hotel в столице Фиджи.

Задолго до переговоров по климату в Париже представители власти и лидеры гражданского общества из 15 тихоокеанских стран составили список того, чего они хотят от грядущих переговоров.

Цели включали в себя остановку функционирования угольных шахт в странах, где эта отрасль все еще финансируется властями, поддержку исследований и технологий в области климата, а также инвестиции в бедные страны, борющиеся с последствиями природных катаклизмов.

Лидеры стран решили, что одно требование особенно важно: цель любого нового Всемирного пакта по климату должна состоять в том, чтобы ограничить рост средних температур до 1,5˚С.

На Парижском саммите много говорили об отметке в 2°C. Кому-то может показаться, что разница в полградуса – это немного. Но лидеры стран Тихоокеанского региона знали, что это предопределит судьбу их государств.

Из-за того, что некоторые страны расположены всего в нескольких десятках сантиметров над уровнем моря, они могут полностью уйти под воду. Для стран, находящихся на возвышенностях, эта угроза несет в себе не меньший ужас, хотя бы потому, что страна не может пережить ураганы, потери от которых превышают годовой ВВП.

После сентябрьской встречи страны тихоокеанского региона решили не только следовать цели в 1.5°C, но и привлечь другие государства к этой миссии. За следующий месяц к ним присоединился ряд уязвимых стран, чтобы они вместе смогли повлиять на остальные государства.

В декабре на улицах Парижа активисты кричали «Один с половиной, чтобы выжить». За кулисами Парижских переговоров представители островных государств тихоокеанского региона сказали, что они не пойдут на условия, которые противоречат их целям. Ввиду того, что любая страна может наложить вето на международные климатические соглашения, такой шаг мог сорвать переговоры.

Экс-президент Ирландии Мэри Робинсон, которая занимала должность посла ООН по изменению климата во время переговоров в Париже, отмечает: «Просили о соглашении именно самые уязвимые страны».

Когда начались переговоры по климату, с президентом Маршалловых островов и лидерами четырех островных государств встретился Барак Обама.

Оптимизма поубавилось, когда переговоры были приостановлены. Несколько дней участники встречи были сосредоточены на разногласиях между геополитическими лидерами. Большие развивающиеся страны хотели, чтобы развитые страны признали, что именно они виноваты в изменении климата и именно они примут на себя более жесткие обязательства.

США хотели, чтобы в отношении Китая и Индии были введены жесткие правила отчетности по выполнению обязательств в области климата. На финальной стадии возник риск срыва переговоров, как в Копенгагене шесть лет до этого.

После представители коалиции островных государств договорились с Госдепартаментом США о том, что они станут посредниками в переговорах.

И вот с помощью коалиции был заключен пакт: требования США ужесточить подотчетность были удовлетворены, а Штаты, в свою очередь, согласились поддержать требование снизить среднюю температуру планеты до 1.5°C.

Этот шаг помог саммиту выйти из тупика. Через несколько часов после объявления о договоре, десятки государств объединились в «Коалицию больших амбиций». Страны-участницы знали: победа близка.

К группе присоединилась Бразилия, большая развивающаяся страна и партнер Китая. В финальном тексте соглашения было указано, что стороны должны не дать средней температуре на планете вырасти выше 2˚С и должны по возможности снизить ее до 1,5˚С. Китай и Индия просили упростить соглашение, но не стали накладывать вето, чтобы не сорвать подписание всемирного соглашения. Фархана Ямин, представитель Маршалловых островов, говорит: «В конце концов, мы побороли этих гигантов».

С тех пор о влиянии островов на ход переговоров говорят все больше. После неожиданной победы Трампа на выборах в США выяснилось, что Фиджи будут принимать встречу ООН по климату в 2017 году. Сложность этой задачи состояла не только в том, что страна принимала первых лиц, которые лично убедились в том, что изменение климата несет с собой разруху.

Представителям Фиджи нужно было добиться консенсуса между 200 странами, и в более широком смысле, следить за условиями соглашения.

С помощью США и других государств встреча в Фиджи прошла успешно. Джон Керри, экс-госсекретарь США, вспоминает: «Мы посчитали это соглашение перспективным».

После саммита Фиджи решило вовлечь других стран в поддержку жестких мер ради выживания региона. В развитых странах образовался нестабильная политическая обстановка. Администрация Трампа критически отнеслась к изменению климата, а внимание ЕС сконцентрировалось на Брекзите.

Поэтому Фиджи начали программу под названием «Диалог таланоа». Таланоа – это традиция, сущность которой заключается в обмене информацией и укреплении чувств сопереживания и доверия.

Вместо того, чтобы винить страны в том, что они не смогли выполнить свои обещания по соглашению, фиджийцы подчеркнули безотлагательность действий по борьбе с изменениями климата. Это стратегическое решение должно было установить связи тогда, когда другие страны хотели их разорвать.

Фиджийцы спланировали встречу, которая впоследствии стала официальными климатическими переговорами. В ходе диалога лидеры уязвимых стран рассказали, как изменение климата разрушает целые поселения и какие цели по уменьшению выбросов они себе поставили.

Представители Маршалловых островов заявили об уменьшении выбросов парниковых газов на 45% к 2030 году, Фиджи – о переходе на нейтральные выбросы к 2050 году, острова Кука – о полном переходе на возобновляемые источники энергии к 2020 году.

Баинимарама говорит: «Несмотря на то, что мы не выбрасываем много парниковых газов, мы не можем позволить себе не сокращать выбросы».

Мировых лидеров впечатлило то, что они увидели на Фиджи. Клаудиа Рос, экс-председательница немецкого Бундестага, в этом году посетила Вунидоголоа в рамках большой поездки по странам, столкнувшимся с последствиями изменения климата.

По словам Клаудии, она была ошеломлена, а члены немецкой делегации не скрывали слез. Из поездки Рос вернулась с несколькими программами по поддержке людей и регионов, которые больше всего пострадали от глобального потепления: «Игнорировать происходящее – настоящее преступление».

Влияние Фиджи на международный политических курс по климату заметно и на местах. По всей стране на проектах по развитию можно заметить флаг ЕС.

Ряд институтов, включая правительство Германии и USAID, помогли оплатить переселение деревень. Даже на майской встрече, которую модерировал Баинимарама, рассказали о мероприятиях, профинансированных Британией и Канадой.

И это только часть проделанной работы. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, ожидается, что вплоть до 2020 года развитые страны будут ежегодно тратить 67 миллиардов долларов на инициативы развивающихся стран в области климата. Несмотря на то, что это уже большой шаг, сумма далека от обещанных 100 миллиардов долларов.

Тем не менее, стремление к цели в 1.5°C принесло плоды. Как того требует Парижское соглашение, МГЭИК составил отчет, предметом которого стало различие в 1.5°C и 2°C средней температуры на планете.

Результаты очевидны: мир близок к климатической катастрофе, которая может привести к обеднению сотен миллионов людей, исчезновению коралловых рифов и поставить под угрозу затопления территорию, на которой проживает 10 миллионов людей.

В отчете МГЭИК внимание сконцентрировано не на Парижском соглашении, а на изменении климата как таковом. После появления этого отчета в США составили резолюцию «Нового зеленого курса» (Green New Deal), а в некоторых других странах разработали новые амбициозные планы, касающиеся глобального потепления.

Несмотря на эти победы, было бы ошибочно считать, что лидеры островных государств чувствуют себя победителями. Какими бы ни были их усилия, судьба самых уязвимых стран все еще в их руках.

Согласно анализу Climate Action Tracker за декабрь 2018 года, температура достигнет отметки в 3°C, если страны будут придерживаться нынешних планов по уменьшению выбросов. Поскольку популисты по всему миру грозятся свернуть работу по климату, остается неясным факт, смогут ли страны выполнить хотя бы эти скромные планы. Для спасения таких поселений, как Вунидоголоа, понадобится помощь других стран.

И кто-то пытается. 14 мая Гутерриш, Генеральный секретарь ООН, побывал в Фиджи, второй стране в поездке по региону. Вдоль разбитых дорог столицы можно увидеть огромные билборды с Генеральным секретарем.

15 мая исполнители традиционных песен и танцев преподнесли Гутерришу в подарок большого жареного поросенка, пока тот сидел в майке с тропическим принтом на сцене рядом с Баинимарамой.  

Гутерриш направил все усилия ООН на борьбу с изменением климата. На саммит, который он проведет в сентябре до совещания Генеральной Ассамблеи, съедутся главы государств, представители бизнеса и лидеры гражданского общества.

Антониу Гутерриш просит лидеров взять на себя новые обязательства по сокращению выбросов. Баинимарама заявил: «Я знаю, что собрать 200 стран и прийти к общему решению очень сложно. Но нам нужна политическая воля, политическая приверженность, чтобы бороться с изменениями климата. Если мы не сможем этого сделать, кризис перейдет в стадию хаоса, а хаос приведет к концу всего».

Гутерриш работает над тем, чтобы эти небольшие островные государства стали не только политическим центром дискуссий, но и их духовным центром.

ООН поделила сентябрьскую конференцию на девять сегментов, включая переход на альтернативные источники энергии, устойчивое использование природных ресурсов для решения социально-экологических проблем, финансирование деятельности, связанной с изменением климата, а также систему тарифов за выбросы углерода. Лидерами направлений станут одна промышленно развитая страна и развивающая страна, которая страдает от последствий изменения климата.

Ямайка и Франция руководят климатическим и финансовым сегментом, Маршалловы острова и Ирландия – сегментом по мобилизации широкой общественности. Выбранные страны совместно с НГО и другими партнерами решат, какие новые инициативы будут представлены в сентябре.

Уже стали известны некоторые цели, которые будут оглашены на саммите, включая планы Германии и Великобритании стать странами с нейтральными выбросами углерода. Гутеррес считает, что так «все больше и больше стран возьмут на себя лидирующую роль».    

Тем не менее, эти индивидуальные цели должны стать частью большой коллективной цели, которая потребует от лидеров совместных усилий.

Рэйчел Кайт, руководительница международной организации Sustainable Energy for All и главная советница Гутерриша: «Страны сплачиваются, чтобы вместе противостоять войне и инфекциям. Мы можем сплотиться и ради климата». 

У жителей тихоокеанского региона есть своя карта, по которой они ориентируются в изменчивых водах. Как и другие страны, в регионе есть проблемы, не касающиеся изменения климата. Это коррупция и бедность.

В некоторых местах к женщинам относятся как к людям второго сорта. И по многим вопросам мнения руководителей региона расходятся, не говоря уже об остальном мире. Но по вопросу, который угрожает самому существованию региона, они достигли консенсуса.

Легко смотреть на эти острова, как на далекие страны со своими далекими проблемами. Но их трагедия скоро может стать нашей.

Вунидоголоа находится на отмели, которую береговая эрозия разрушала в течение пятидесяти лет, в результате чего пористый грунт стал особенно подвержен подтоплениям. Из-за неплотного грунта Майами находится в той же опасности. В Новом Орлеане и Хьюстоне уже происходят мощные бури, которые со временем только усилятся.

Крупный японский город Осака находится всего в нескольких десятках сантиметров над уровнем моря. Одни из самых больших городов Австралии располагаются в засушливых районах, несколько крупнейших европейских городов регулярно сталкиваются с разрушительными наводнениями из-за сильных дождей.

Мы можем просто смотреть, как исчезают небольшие острова в Тихом океане. Но кто станет следующим?

Лидеры островных государств говорят, что их судьба неразрывно связана с нашей. Туилаэпа Малиелегаои, премьер-министр Самоа: «Мы пытаемся донести миру, что, если мы пойдем ко дну, все остальные страны тоже будут затоплены. Мы боремся за спасение всего человечества».

 

***

Эта статья была опубликована в последнем номере журнала Time, вышедшим с обложкой, на которой изображен уходящий под воду Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

Впрочем, на месте Генсека ООН вполне может оказаться, скажем, наш министр природных ресурсов Андрей Худык, чьё ведомство в эти дни игнорирует проходящую в Бонне встречу вспомогательных органов Рамочной Конвенции об изменении климата ООН. От Беларуси во встрече принимают участие всего два представителя официальных структур из Бел НИЦ «Экология» и «Экологияинвест».

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь не посчитал необходимым участие сотрудников профильного управления Минприроды во встрече в Бонне. Между тем именно сейчас продолжатся работа над одной из самых важных частей «книги правил» Парижского соглашения – рыночными и нерыночными проектными механизмами.

Беларусь повторяет ошибку с Киотским протоколом, считая важные для всего мирового сообщества процессы неважными для себя.

История фиджийской деревни Вунидоголоа показывает, что это не так.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость