Продажа башни вызвала возмущение экоактивистов, общественные слушания проводились дважды. Экоактивисты выезжали с покупателем на место, показывали провалы склона, объясняли, почему там нельзя проводить никакие земельные работы – и владелец обещал всё учесть.
Башня – единственная постройка в парке
Водонапорная башня в Румлёвском парке Гродно была построена почти сто лет назад. Дело в том, что в 1920 году в парке располагались части польской армии, и солдатам не хватало воды. Кроме того, они жаловались на кишечные инфекции. Тогда врач-гигиенист исследовал родники, и в итоге было решено построить башню для очистки воды.
Сейчас башня – единственное строение в парке. В 2017 году Отдел образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района Гродно выставил башню на аукцион. Там её приобрело под реконструкцию ООО «БелБурСтрой» (проект «Реконструкция водонапорной башни по адресу: г. Гродно, лесопарк Румлёвский под административное здание»).
Такое назначение продажи у экоактивистов вызвало настороженность, о чём они высказывались на первых слушаниях - общественном обсуждении отчёта об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) в январе 2020 года. Участники недоумевали: как могли продать под административное здание что-то в природоохранной зоне?
Земельный участок расположен на территории ботанического памятника природы местного значения «Лесопарк "Румлёво"», управление которым осуществляется Гродненским горисполкомом, согласно решению от 24.04.2019 № 270
После окончания слушаний активисты отправили обращение в горисполком и получили ответ: к башне нельзя подводить коммуникации, и на территории памятника природы запрещено вести строительные работы.
К тому же исполком добавил, что ограниченная площадь реконструируемых помещений не позволяет им стать центром массового скопления и иметь многофункциональное назначение. Согласно проекту, в здании предусмотрено одновременное пребывание до десяти человек.
На вторых слушаниях, которые прошли в январе 2021 года, городские власти уточнили:
«По проекту ограждение не предполагается. Внешний вид существующей башни сохраняется в неизменном виде. Устройства отмостки не будет. Инженерные коммуникации будут выполнены методом прокола, что сохранит травяной и древесный покров, не станет причиной угнетения фауны».
Согласно документации, покупатель планирует в башне сделать монолитные перекрытия, эвакуационную лестницу, надстроить верхний этаж, проложить сети и инженерное оборудование: по замыслу «БелБурСтрой» в башне разместятся спортивно-оздоровительные помещения.
Горожане опасаются, что парку нанесут урон
Почему в таком случае волнуются экоактивисты? Они предполагают, что люди могут помешать местной фауне, к тому же опасаются спортивного назначения помещений: вдруг рядом появится, например, верёвочный городок на деревьях?
«Фактор беспокойства негативно скажется на обитателях парка. Именно возле башни создана подкормочная база для птиц и белок», – говорит Виталий Гуменный, общественный эколог Гродно.
Когда-то здесь установили домики, в которых успешно размножаются белки, а также наблюдали зелёного дятла. Массовое нахождение людей отпугнёт птиц и животных, а также ускорит деградацию почв — башня слишком близко расположена к обрыву. Склон очень крутой, его удерживают корни деревьев, а на глубине тридцати метров находится система ручьёв.
Но активисты пытаются посмотреть на ситуацию с разных сторон:
«С другой стороны, башню всё равно надо приводить в порядок, – рассуждает Виталий Гуменный, – мы ранее рекомендовали её консервировать».
В то же время люди, которые приходили на слушания, по словам Виталия, готовы отстаивать памятник природы, если работы будут проходить с нарушениями.
Что может пойти не так?
Владельцу башни можно проводить работы вокруг здания, но вот занять дополнительные земли памятника природы весьма сложно, это возможно только по согласованию с Министерством природы и Советом депутатов.
Если владелец захочет сделать удобства для сотрудников, работающих в административном здании, то ему не могут запретить, но нужно согласование с городскими службами. При этом нельзя вести никакие поверхностные работы, коммуникации можно вести только сделав прокол: нельзя копать землю, можно вести всё необходимое, проколов её за пределами охраняемой зоны. К тому же новые владельцы башни обязались не делать подъезд к башне через территорию парка.
«Они очень сильно закованы в экологическое законодательство. Если будет нарушение какого-то элементарного минимального режима природоохранной территории, любая рубка или валка деревьев сразу вызовет реакцию общественности», – уточняет Виталий Гуменный.
Он считает, что наилучшим вариантом было бы наглядно отделить зону вокруг башни, где разрешено вести работы, от остальной территории парка, которая находится под охраной.
Работы в парке должны были пройти в 2021-2022 годах, начиная с прошедшей весны. Но уже осень – и пока никаких работ не видно. Общественность, по словам Виталия, намерена контролировать происходящее и работать с областной инспекцией по экологии.
Жители домов вблизи Румлёвского парка и ранее активно защищали эти территории, реализуя своё право на доступ к экологической информации и участии в принятии решений.