18.10.2024 / 10:10

Экологические медиа регулярно освещают «зелёную» повестку, рассказывая о событиях, связанных с охраной окружающей среды. Но как еще они могут влиять на возникающие проблемы?  

Сугаш. Фото - Кедр
Сугаш. Фото - Кедр

В 2024 году «Кедр Медиа», узнав о конфликте между жителями двух алтайских сел – Сугаш и Чуйка – и золотодобывающими компаниями, решило не ограничиваться публикацией новостей. Журналисты организовали экспедицию на Алтай, собрав средства с помощью краудфандинговой платформы, чтобы изучить ситуацию более детально.

В интервью Зелёному порталу журналистка «Кедр Медиа» Алёна Истомина рассказывает о том, как алтайскому селу Сугаш удалось не допустить на свои земли золотодобытчиков, почему это не получилось у села Чуйка, и какие последствия принесло присутствие золотодобывающих компаний в регионе.

– Что стало основным мотивом для организации экспедиции на Алтай, в села Сугаш и Чуйка?

– Мы увидели видео, на котором жители села Сугаш своими силами прогоняют золотодобытчиков, и нам стало интересно, что там происходит. Такая ситуация, когда люди встают на защиту своих земель, и у них что-то получается, для Алтая ранее была не слишком характерна. Это было больше характерно, например, для Башкирии.

Вы, наверное, знаете эту историю, когда башкиры отстояли свои горы, выгнали золотодобытчиков, но, к сожалению, сейчас в Башкирии идут посадки экоактивистов, и это отвратительно.

Изначально мы не планировали ехать в село Чуйка, а собирались только в Сугаш. Но во время подготовки к экспедиции жители Сугаша сказали, что они не хотят, чтобы у них «было так же, как в Чуйке», и нам стало интересно, что же там происходит.

Поэтому мы добавили вторую точку к нашей экспедиции. Основном мотивом поехать в экспедицию было разобраться в конфликте местных жителей Алтая с золотодобытчиками.  

– Как проходила подготовка к экспедиции? Какие были основные вызовы и как вы их преодолевали?

– Главная проблема – это человеческий фактор: когда договариваешься с людьми, а они потом отказываются. Что касается средств, я – журналист, и за эту часть не отвечаю. Но могу сказать, что у нашего медиа очень активные читатели, готовые помогать.

Да, деньги в экспедицию мы собрали через краудфандинговую кампанию. Была еще одна опаска: одна из героинь моего текста, которая является депутатом, сообщила, что к ней приходили ФСБшники, и была тревога по поводу контактов с ней.

Но, как выяснилось, ничего страшного не произошло. На удивление, ФСБшники пришли и сказали: «Мы можем вам помочь, но никому про это не говорите». 

– Что вас удивило или насторожило больше всего?

– Нас больше всего удивили люди – алтайцы, которые стоят на защите своей земли. Тайга их кормит, на самом деле. Они занимаются разведением хозяйства, собирают шишки, охотятся.

Тайга – это их кормилица. У них с природой, с горами, рекой связана религия. И в первую очередь нас удивило, что это очень богатая деревня, а я сама из деревни Новосибирской области и знаю, как выглядят деревни, когда все разрушено, работы нет, а там все наоборот.

Сугаш. Фото - Кедр
Сугаш. Фото - Кедр

Ты идешь через двор, и там красивый, ухоженный дом, хороший двор. Там есть техника – тракторы, машины, еще одна машина, нищеты не видно. Едешь по тайге и видишь пастбище овец, с другой стороны – пастбище коней, и понимаешь, что здесь люди живут на своей земле и работают на ней.

Меня еще удивило, что обычно в деревнях очень мало молодежи, но там ее много. Они остаются на своей земле, поднимают ее, и им это нравится.

Местная молодежь говорит, что не хочет ехать в город – там шум, гам, и им это не нравится. Так как у них получается жить сельским хозяйством, они довольно обеспечены.

Они с гордостью говорят, что среди жителей сел нет тех, кто отправился добровольцем на так называемую СВО. Таких людей нет.  

Есть и те, кто поддерживает золотодобытчиков, это касается жителей села Чуйка. Некоторые из жителей села верят их обещаниям. К слову, в селах связи нет – позвонить нереально, не говоря уже про интернет. Эти золотодобытчики обещали провести телефон, интернет, сделать дороги, но, соответственно, ничего не сделали.

Эти люди говорят, что жители сел сами виноваты, что золотодобытчики обиделись и ничего не сделали. Им наобещали золотые горы, и, конечно же, ничего не было сделано. Золотодобытчиками был построен мост, чтобы самим ездить, но этот мост в итоге сам развалился.

– Каким образом золотодобыча в селах Сугаш и Чуйка влияет на экологию региона? Какие негативные последствия вы наблюдали?

– Начнем с Сугаша. Я первый раз такое видела. Мы ездили в нетуристическую тайгу, тайгу нетронутую, и это так красиво, это невероятно. В интернете есть фотографии, но они не передают и половины увиденного там.

Местные жители относятся к своей природе с огромным уважением, и, увидев эту красоту, понимаешь, почему они стоят на защите своей земли.

Золотодобытчики так и не пришли в Сугаш, и слава богу, потому что если бы они пришли, все было бы разрушено.

Сугаш. Фото - Кедр
Сугаш. Фото - Кедр

А вот Чуйка, где местные не смогли отстоять свою природу... Они пытались, но, видимо, очень боялись последствий, и поэтому уступили.

В Чуйке просто отвратительно смотреть на то, что сделали золотодобытчики. Что нас удивило в первую очередь – это объемы оставленной техники. Они просто все побросали и уехали.

В отличие от Сугаша, где природа не была тронута и золотодобытчики приезжали всего один раз, в Чуйку они приезжали несколько раз. Уже непонятно, что там можно добывать. Это, если быть точной, их третий заход. И сколько там золота осталось..? Там просто перекопано все.

Чуйка. Фото - Кедр
Чуйка. Фото - Кедр

На Алтае очень чистые реки, но когда приезжаешь в Чуйку, понимаешь, что по сравнению с рекой в Новосибирске она еще может называться чистой, но по сравнению с реками Алтая – это печальное зрелище.

Местные жители рассказывали, что после того, как у них начали добывать золото, купаться стало невозможно: после купания сразу покрываешься пятнами. С добычей золота увеличилась количество онкологических и других заболеваний.

В плане природных ресурсов у них пропала рыба, стало меньше зверей. Мы увидели своими глазами эти котлованы: едешь по тайге и видишь огромные лунные кратеры – природы просто не стало. По мнению экспертов, природа в Чуйке восстановится только через 100 лет, и то она уже не будет такой, как раньше.

Сугаш. Фото - Кедр
Сугаш. Фото - Кедр

Урон экосистемам несопоставим, на мой взгляд, с тем количеством золота, которое они добыли, и с тем, что они сделали с природой. К тому же, как принято в России, как золотодобытчики уходили? Они банкротятся, закрывают свои фирмы.

Для чего? По закону РФ, золотодобытчики должны заниматься рекультивацией земель после своих работ, но, по словам экологов, их рекультивация никак не помогает природе. Они засыпают котлованы, кидают саженцы и уезжают.

Никто не следит в дальнейшем ни за землей, ни за саженцами. И поскольку это стоит больших денег, для золотодобывающих компаний проще закрыть свою деятельность, открыть ее заново и поехать на новое место.

На примере этих двух сел виден весь ужас их работы: приезжаешь в Сугаш – радуется глаз, а приезжаешь в Чуйку – наворачивается слеза. И ставится вопрос этим золотодобытчикам: что останется из природы нашим детям после их происков? Добавлю, что та река, которая стала непригодной для людей и рыбы в Чуйке, является единственной рекой в селе.

Чуйка. Фото - Кедр
Чуйка. Фото - Кедр

– Какие формы протеста использовали жители села Сугаш?

– Во-первых, это называется «Народный сход». В Башкирии это сработало отлично. Люди сами например собирают жителей деревень и говорят: «Мы не хотим, чтобы к нам пришли золотодобытчики». И золотодобытчики должны уйти.

Так это должно происходить, но, к сожалению, не всегда так работает. В Башкирии это работает, а на Алтае люди провели этот сход, подписали несогласие с золотодобычей. В Чуйке тоже был сход, но он не помог. Золотодобытчикам плевать – у них есть разрешение, бумаги, и мало волнует, что там хотят местные жители.  

Сугаш. Фото - Кедр
Сугаш. Фото - Кедр

Но в Сугаше, когда узнали, что золотодобытчики приедут, они взяли всю свою технику, стали возле прохода в тайгу и ждали, когда к ним приедут. Они сказали золотодобытчикам, что их не пустят, что они стоят на защите своей земли.

Вся деревня вышла на протест, даже с маленькими детьми. Мужчины стояли сзади на случай, если что-то случится. И как сказали местные, если что-то случится без их согласия, им придется брать в руки вилы.

Естественно, местные писали и в прокуратуру, и обращались во все инстанции – это было до того, как к ним приехали золотодобытчики. То есть они пытались решать проблему мирным способом, без протеста, но кто станет слушать обычных людей, когда речь идет о деньгах?

Чуйка. Фото - Кедр
Чуйка. Фото - Кедр

А в Чуйке просто провели сход, на котором тоже выразили свое несогласие, но золотодобытчики все равно приехали, наобещали золотых гор, что дадут местным работу.

Но, к слову, при таких разработках местным жителям работу особенно не дают, потому что если они увидят методы добычи золота, то могут поднять конфликт. Им проще привести людей откуда угодно, но не брать местных. В Чуйке ни одно обещание золотодобытчиков выполнено не было.

– Компании-золотодобытчики в России – они частные или государственные?

Золотодобытчики в России – это частные компании. Они добывают золото, платят какое-то количество налогов. И государству это выгодно, потому что ему платят большие деньги. Но все золото уходит в частные руки.  

– Как реагирует власти на протест жителей сел Сугаш и Чуйка? И была ли какая-нибудь реакция после выхода вашего текста?

– Местные депутаты, местные главы поселений стараются встать на сторону жителей сел. Я рассказывала, что приходили ФСБшники, но результатов особо не было. Все это выглядит вообще очень аккуратным, власти как будто не хотят идти на конфликт с местными жителями.

Если жители села вышли на протест с техникой, то, возможно, боятся повторения того, что было в Башкирии. Ведь когда в Башкирии начали жестоко задерживать активистов, люди начали съезжаться со всех регионов.

Но а то, что мы написали текст, – по мнению властей, это проблема золотодобытчиков, а не их. Поэтому, к сожалению, никто никого не трогает. И после нашего текста я не видела реакции властей.

– Как бы вы описали текущую экологическую ситуацию на Алтае в целом? Какие основные экологические проблемы вы видите?

У жителей Алтая, помимо того, что к ним приходят золотодобытчики, есть еще проблемы с туризмом. Но до этих проблем я хотела бы рассказать про то, что у алтайцев религия тесно связана с природой.

Люди, которые пропагандировали их религию, а она у них очень выделяется среди других традиционных религий, таких как христианство, буддизм, открыто говорят о том, что они поклоняются природе, поклоняются горам.

Я много слышала интересных историй от местных жителей. Алтайцев, которые пропагандируют свою религию, посчитали экстремистами, и многих приверженцев посадили. Они говорят, что хотели бы вернуться к своим истокам, но им этого сделать не дают.

Но вернемся к проблеме туризма – это приход частного, крупного бизнеса. Сейчас на Алтае стараются прибрать все к своим рукам, строить очень дорогие отели, дорогие курорты и устанавливать соответствующие цены на услуги.

Например, сейчас Алтай для туристов очень доступен, но это ведь может измениться. Алтайцы говорят, что им нужно дать возможность самим заниматься этим вопросом.

На Алтае есть ряд правил, которые граничат с религиозностью, например, отсутствие шума в святых местах, таких как определенные горы. Нельзя употреблять спиртное там, не сорить.

Сугаш. Фото - Кедр
Сугаш. Фото - Кедр

Туристы видят ленточки, которые являются религиозными объектами алтайцев, и вешают туда свои платочки – этого делать тоже нельзя. Эти правила туристам монополисты не объясняют.

Алтайцы хотят, чтобы туризм был направлен на изучение их отношения к природе, и если бы это объясняли туристам, то это было бы и интереснее, и, возможно, туристы так себя не вели бы. Но тем, кто держит крупный бизнес, вряд ли интересны традиции коренных народов Алтая и коренных народов в принципе.

Следующая угроза в том, что Алтайский край очень богат, там много золота, много полезных ископаемых. И вся эта история характерна не только для Сугаша и Чуйки. В Чуйку может превратиться много алтайских деревень.

Алтайские деревни на самом деле прекрасны. Заезжаешь в Горный Алтай, там красиво – это Горно-Алтайск, но чем дальше от райцентров, тем Алтай становится красивее. И эту красоту хотелось бы сохранить. Если туда придут золотодобытчики, то этой красоты уже не будет.

– Какие меры необходимо принять, чтобы сохранить природное наследие региона?

– Самое простое, что можно сделать, – это отдать туризм в руки местных жителей, которые прекрасно все организуют, учитывая мнение алтайцев. Среди них кто-то борется, кто-то не борется, но у нас в России сейчас очень опасно бороться.

Несмотря на это, местные жители сами объединяются и стараются отстаивать свою природу – это характерная черта всех алтайцев. И когда их голоса будут учитываться, тогда и будет сохранена природа Алтая.

Я в восторге от алтайцев, я с ними пообщалась – они действительно все хотят сохранить свою природу. Но у нас проблема в том, что проблемы местных жителей никто не учитывает, и в законодательстве опоры тоже нет.

Сугаш. Фото - Кедр
Сугаш. Фото - Кедр

А будущее Алтая действительно страшно: сейчас туда заходит монополистский, дорогой туризм. Алтай сейчас доступен для простых людей, но, я повторюсь, это может измениться.

Сейчас там доступный отдых для людей, но с приходом бизнеса это может пропасть. Также могут отодвинуть местных жителей. Туда придут застройки, и эти прекрасные алтайские деревни могут исчезнуть, что нанесет колоссальный урон природе.

Сами алтайцы для своей земли, для своей природы ничего плохого не сделают, и для сохранения Алтая достаточно отдать вопросы природоохраны самим алтайцам.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость