Одноразовые пакеты из кукурузного сырья начали делать на прошлой неделе в Логойске, на мощностях «Беллапак» – первого в Беларуси производителя пластиковых пакетов для торговых сетей.
Репортаж с запуска получил много просмотров, а редакция Зелёного портала – ожидаемые комментарии о том, что пластик из производных кукурузного крахмала не так уж и безопасен. Разбираемся!
Светло-жёлтый пакет с запахом, отличным от пластикового – так выглядит предмет обсуждения. Производитель гордо заявил, что в Беларуси они первые и что следуют за Европой.
Технолог предприятия подтвердил: пакет можно положить в компостную кучу, и через полгода он разложится, на обочине или в любом другом месте будет дольше. Разложится ли без доступа кислорода, воды и нужных бактерий – вопрос, потому что, со слов производителя, и газеты на свалке бывают те, которые выброшены ещё в 50-е годы.
Речь о PLA – полиактиде
Мы вдохновились идеей проверить и закопали на огороде пару пакетов. Выкопаем через год, а пока находимся в ожидании – изучим материал, из которого они состоят. Среди пиктограмм есть обозначение материала – Matter-Bi.
Matter-Bi придуман в Италии и «производится по запатентованным технологиям с использованием обработанных крахмалов и растительных масел», как объясняют авторы технологии и итальянские партнёры беларусов из компании Novamont.
Можно встретить информацию, что этот тип биопластика появился в 1989 году, но в то же время – что с тех пор компания сделала ещё много разработок. Компания пишет, что для биопластиков Matter-Bi они могут использовать разные вещества: целлюлозу, глицерин, натуральные наполнители и не генетически модифицированный крахмал, полученные из различных культур.
Компания декларирует (презентация в pdf), что сырьё происходит с плантаций, для создания которых не проводилась специальная вырубка диких или любых других лесов.
Маркировка пластика – PLA или polylactic acid, мономером которого является молочная кислота. Кстати, такой же тип пластика используют для печати на 3D-принтерах. Да, он получен из кукурузного крахмала, но не стоит думать, что это и есть крахмал. В процессе производства сырьё довольно сильно преобразуют.
Биопластик – не крахмал, а его производное
PLA можно делать из сахара, который содержится в кукурузном крахмале, маниоке (тропический кустарник) или сахарном тростнике, объясняет phys.org – сайт о новостях физики, нанонауки и инженерии, принадлежащий компании Omicron Technology Limited из США.
Чтобы превратить кукурузу в биопластик, ядра кукурузы погружают в диоксид серы и горячую воду, где ее компоненты распадаются на крахмал, белок и клетчатку.
Затем ядра измельчают и отделяют кукурузное масло от крахмала. Крахмал и есть сырьё: он состоит из длинных цепочек углеродных молекул, похожих на углеродные цепочки в пластике из ископаемого топлива.
Его перемешивают с небольшим количеством лимонной кислоты, в результате чего образуется длинная полимерная цепочка (большая молекула, состоящая из повторяющихся более мелких звеньев). Из таких молекул и состоит пластик.
Важно: это общее описание, которое иллюстрирует, насколько различны начальный и конечный продукты. Существуют также другие составляющие, виды сырья и техпроцессы, которые отличаются у разных производителей. Обсуждаемая сейчас компания Novamont и другие не раскрывают их, чтобы выдержать конкуренцию.
PLA может выглядеть и вести себя как полиэтилен (используется в пластиковых плёнках, упаковке и бутылках), полистирол (пенополистирол и столовые приборы из пластика) или полипропилен (упаковка, автозапчасти, текстиль). Его главное отличие от обычного пластика – в исходном материале.
Лучше он или хуже? Нужно ли в магазине выбирать только кукурузные пакеты? Если вы хотите разобраться подробно, то можно углубиться в три публикации, которые мы нашли для вас: phys.org, nationalgeographic.com и scientificamerican.com.
Если хотите быстро и проще, то мы перевели их фрагменты и добавили немного информации о том, как всё происходит в Беларуси. Итак, вопрос простой, но ответ сложный и неоднозначный.
Начало: сырьё и биомасса
«Аргументом [в пользу биопластиков] является неотъемлемая ценность уменьшения углеродного следа», – говорит инженер-химик Рамани Нараян из Мичиганского государственного университета, занимающийся исследованиями в области биопластика.
Этот аргумент основывается на идее о том, что биопластики при деградации будут выбрасывать в атмосферу меньше углерода, чем обычные. Они возвращают потреблённый растениями при выращивании вместо того, чтобы выделять углерод, который ранее попал под землю в виде нефти. А ведь 8% потребляемой в мире нефти идёт на пластик, пишет nationalgeographic.com.
Однако это не последний аргумент. Исследование 2011 года из Университета Питтсбурга выявило другие экологические проблемы, связанные с выращиванием растений для биопластика. Среди них загрязнение от удобрений и использование земли, которая нужна для производства продуктов питания. Этот аргумент следует из дискуссии о том, как следует распределять ресурсы в мире, где все меньше продовольствия.
«Другим ценным заявлением является то, что растительная биомасса возобновляема, – добавляет Нараян. – Она растёт по всему миру, нефть же сосредоточена в отдельных регионах. Биопластик – это поддержка для сельской, аграрной экономики».
Еще одним недостатком PLA является то, что его часто производят из генетически модифицированной кукурузы. Но производство в Логойске использует итальянское сырьё, поставщик публично заявляет, что сырьё не модифицированное, но место происхождения не уточняет.
Конец: в компосте или в отсутствии кислорода?
После использования биопластик могут отправить на свалку, компостировать или переработать вместе с обычным пластиком, пишет nationalgeographic.com.
PLA вполне может распасться на составные части (углекислый газ и воду) в течение нескольких месяцев в «контролируемой среде компостирования», то есть тёплой, около 60°C и с подходящими бактериями.
Больше времени может понадобиться в домашней компостной куче или тем более на свалке, где всё лежит плотно и недостаёт света и кислорода – от 100 до 1 000 лет, как пишет журнал научно-исследовательского Института Смитсона в США smithsonianmag.com.
В морской среде произойдёт то же самое, что с «нефтяным» пластиком – он распадётся на кусочки микроразмера, сохраняющиеся десятилетиями и представляющие опасность для морской жизни, уточняет инженер-эколог и исследовательница National Geographic Дженна Джамбек, которая работает в Университете Джорджии.
В Беларуси система раздельного сбора отходов пока на стадии отладки, но в пользу беларусского производителя говорит то, что недавно он присоединился к раздельному сбору и объявил, что начинает ставить «пакеты для пакетов с пакетами». Об активном развитии промышленного компостирования в Беларуси говорить пока также не приходится.
«Биопластики – это значительное улучшение»
И каков же вывод? Биопластик имеет преимущества, но только с учетом множества факторов, объясняет инженер-эколог Дженна Джамбек:
«Где это выращено? Сколько земли это займет? Сколько воды нужно?» – приводит она примеры важных вопросов.
По ее словам, вопрос о том, являются ли пластики на биологической основе в конечном итоге более благоприятными для окружающей среды, чем производные от нефти, «это большой вопрос, основанный на многих «если». Другими словами, чёткого ответа нет.
Картик Чандран, профессор кафедры инженерии Земли и окружающей среды Колумбийского университета, работающий над биопластиками, считает, что по сравнению с традиционными пластиками «биопластики – это значительное улучшение».
Читая о преимуществах и недостатках PLA, важно помнить: их рассматривают настолько пристально, потому что в данном случае речь идёт об одноразовых предметах. Такие предметы потребляются в огромном количестве. Лучшая альтернатива одноразовому пластиковому пакету – не одноразовый кукурузный, а любой многоразовый.