Для многих городов это уже становится реальностью благодаря геймификации. Перед вами – история, в которой улицы становятся уровнями, а жители – игроками. Каждый шаг приносит очки и награды, и реальность сливается с виртуальными мирами. Давайте заглянем в эти игры и узнаем, как они меняют наше восприятие о жизни в городе.
В последнее время игры на компьютере стали привычным занятием для взрослых, хотя довольно недавно считались исключительно детским хобби. Когда взрослые увидели ценность видеоигр, они начали применять некоторые концепции игр к решению проблем в реальном мире.
TED-выступление Джейн Макгонигал, руководительницы по исследованиям и разработке игр Института будущего, о том, как игры могут сделать наш мир лучше, набрало миллионы просмотров. Так как городская геймификация может помочь нам лучше понимать наши города?
Впечатления от города у каждого человека уникальны. Независимо от того, посещает ли человек город впервые или живет в нём всю жизнь, его или её представления формируются под влиянием личного взаимодействия с окружающей средой.
Здания, ландшафты, улицы и инфраструктура объединяются в единое целое и определяют удобство жизни, но где здесь интерактив? И вот тут нам нужны игры, которые были бы интегрированы в городскую жизни и помогли бы жителям улучшить взаимодействие с городскими пространствами.
Адаптируйся и играй
Когда летом 2016 года вышла игра Pokemon GO, все прохожие с приложением вдруг превратились в случайных геймеров. Издалека можно было видеть небольшие группы людей, собирающихся на углах улиц или на площадях, поглощённых чем-то интересным.
«Когда я переехала в новый город, то начала свою жизнь с чистого листа. Как мне адаптироваться к новой среде? Тогда я вспомнила о Pokemon Go, в которую давно не заходила. И решила использовать игру для знакомства с городом», – рассказывает Зелёному порталу Алиса, которая год назад переехала жить в Антверпен из Харькова.
Так девушка отправилась на прогулку по новым улицам. И первое, что её поразило – обилие различных мест, которые были отмечены на игровой карте фотографиями и описаниями.
«Так я обнаружила, например, необычайно живописный парк Middelheim, который был полон различных скульптур. В нём проходил ивент по покемонам и невероятное количество людей всех возрастов гуляли там, ловя покемонов большими компаниями, семьями или в одиночестве», – вспоминает Алиса.
Ещё один приятный момент – игра помогла завязать новые знакомства. Встречая игроков, Алиса быстро находила с ними общий язык, добавляла в друзья в приложении, а с некоторыми даже договаривалась ходить вместе играть и посещать тематические встречи.
«Pokemon Go также стал для меня мотивацией для прогулок и физической активности. Я стремилась исследовать новые уголки города, чтобы поймать редких покемонов и достичь новых уровней в игре. Таким образом, я узнавала окрестности своего нового города и одновременно поддерживала физическую форму. Спустя некоторое время я почувствовала себя комфортно в новом городе.
Pokemon Go стала не просто игрой, а настоящим помощником в моей адаптации. Благодаря ей я смогла узнать новые места, завязать знакомства и освоиться в чужой среде быстрее, чем многие другие переезжающие», – рассказывает девушка.
Что тебе рассказал фонарь?
Наложение виртуального контента на реальные места позволяет активизировать их с помощью специальных инсталляций, для создания которых не требуется большого количества ни времени, ни денег.
Hello Lamp Post, реализуемый в 25 городах мира, – это интересная идея, которая превращает городские объекты – такие как уличные фонари, почтовые ящики и скамейки – в интерактивные «разговорные партнёры». Этот проект создан для того, чтобы придать городскому пространству новую игровую и социальную изюминку.
Различные городские объекты маркируется номерами или QR-кодами. Люди, гуляя по городу, могут заметить эти маркеры и использовать свои телефоны, чтобы отправить текстовые сообщения на указанные номера или сканировать QR-коды.
После отправки сообщения человек начинает диалог с объектом. Например, если это уличный фонарь, человек может «спросить» его о текущей погоде, местных событиях или даже попросить рассказать о своих историях. Проект также собирает данные о диалогах и взаимодействиях, что может быть полезно для анализа использования общественных мест и потребностей горожан.
Продуманное добавление игровых и увлекательных элементов в реальную деятельность может сблизить различные группы людей, создавая более прочную социальную структуру города.
Активные городские игры – альтернатива экскурсоводам
Помимо взаимодействия с объектами в городе, есть ещё целое направление, завязанное на командные городские квесты. В Бресте, например, такой популярной игрой стал Night.Brest, где в игровые локации превращают заброшенные заводы, нежилые дома, покинутые воинские части, памятники и необычные объекты городской инфраструктуры – всё, что привлекло внимание создателей игры.
Смысл игры заключается в нахождении на локации или получении различными способами кодов, которые открывают доступ к следующему уровню. Весь игровой процесс происходит на специально разработанной автоматизированной системе, работающей через интернет.
«Для меня городские игры – это альтернатива хождению с экскурсоводом. Для тебя выбирают какой-то определённый маршрут и точки соприкосновения с городом, но при этом тебе никто под копирочку не читает лекций. Главное – всё это очень активно и динамично, через игру. Для меня такой способ взаимодействия с городом гораздо увлекательней, чем стандартная экскурсия. И это отличный способ весело провести время, посетить новые места, познакомиться с новыми людьми», – рассказывает Светлана, которая пришла в Night.Brest 12 лет назад.
Помимо Night.Brest, есть ещё команда 4roomclub, которые организовывают игры на любой вкус – пешеходные, велосипедные, в помещениях. Бывают бесплатные игры или за небольшой взнос. Можно играть в игры с очень сложными заданиями, которые отнимают всю ночь, или простые, не требующие много усилий и помощи извне, ведь главная задача – это прогулка и хорошее настроение.
Точечные игровые локации в городе для полезных привычек
Проект компании Volkswagen Fun Theory представляет собой концепцию, которая заключается в том, что обычные повседневные объекты можно сделать более привлекательными и весёлыми, чтобы вдохновить и мотивировать людей.
Отличным примером такой модификации обычных мест стал проект «Лестница-пианино». Основная идея заключалась в том, чтобы преобразить обычную лестницу на станции метро Odenplan в Стокгольме в интерактивный музыкальный инструмент. Лестница была оборудована сенсорами, каждая ступенька которой издавала звук, когда на неё наступали. Эти звуки были настроены так, чтобы образовывать мелодию, похожую на пианино.
Лестница стала популярна как среди местных жителей, так и среди туристов. Прохожие стали активно использовать эту необычную лестницу, чтобы создавать музыку своими ногами, и это превратило обыденную часть городской инфраструктуры в популярную достопримечательность и место для развлечений.
Ещё один интересный проект The Bottle Bank Arcade превращает утилизацию бутылок в игру. В специальной контейнерной установке устанавливаются датчики и светодиоды, которые создают аркадную игру, вознаграждая людей за тщательное и точное выбрасывание бутылок.
Подобные проекты успешно привлекает внимание прохожих и инициирует полезные привычки – ходить по лестнице или сортировать мусор. Когда мы сочетаем физические элементы (как, например, лестницу-пианино) и цифровые технологии (как использование смартфонов), мы создаём уникальные слои опыта в городе. Эти цифровые игры в реальном мире сделают городские пространства более динамичными и интересными.
Важно понимать, что такие пространства будут изменяться в зависимости от того, какие приложения или данные загружены на наши смартфоны. Игры в общественных местах могут позволить горожанам сохранять историческое наследие города, влиять на его развитие и вносить свой вклад в то, как они воспринимают и взаимодействуют с окружающей средой. Это открывает новые возможности для участия горожан в формировании будущего города и делает пространство более живым и увлекательным для всех.