20.05.2021 / 10:05

Фермер из Пинска об органическом земледелии, нежелании применять пестициды и качестве чистой продукции 

В Пинском районе близ деревни Мерчицы на 4,5 гектарах природных земель раскинулся ягодник. Кусты земляники сейчас не видны любопытному глазу: они под надежной защитой сандбонда.

Но уже в начале июня поле заалеет спелой ягодой. Здесь, в фермерском хозяйстве «АгроФерма», начнется горячая пора сбора нового урожая. Чистого, без примесей химических удобрений и пестицидов. 

Хозяин полей – пинчанин Игорь Володько. Некогда столичный предприниматель потерял бизнес, приехал в столицу Полесья и решил: буду заниматься тем, что приносит людям пользу и то, что приносит пользу моей душе. И стал фермером.

 «У меня два высших образования, и оба никак не связаны с сельским хозяйством, – рассказывает Игорь. – Я мог бы стать программистом или юристом. Но если бы учился на агронома, наверное, не стал бы органическим фермером, потому что меня бы четко научили системе, как нужно заниматься сельским хозяйством.

С самого основания ягодника – это было в  2015 году – мы не использовали химические удобрения, пестициды, а выращивали по старинке. В то время я еще не знал, что такое органическая продукция и как ее производят. Элементарно не хватало средств, мы просто посадили ягодники и все. А потом мне начали рассказывать про пестициды, я стал искать информацию в Интернете и понял – это все вред». 

Игорь Володько прекрасно понимал, что препараты помогут повысить рентабельность, но применять их не стал. Было всякое: местами пропадали на посадке кусты, страдала земляника и от тли, клеща и засухи. Потери урожая были неминуемы. Со временем все стало стабилизироваться. Появлялась тля – появлялась божья коровка, лучший биопомощник в борьбе с вредителем, а на месте увядших кустов высаживали новые. И ягодник стал расти.

«Многих пугает, что без химических препаратов, без пестицидов и без удобрений нельзя. На самом деле все можно. Это все проверено  делится опытом фермер. Если начать перечислять, сколько садовых вредителей существует, можно испугаться и не заниматься этой деятельностью. Это может толкнуть начинающего фермера на использование химических препаратов против насекомых и грибковых заболеваний. В результате фермер уничтожит все, что есть на участке: и полезное, и вредное. И, как правило, место занимают вредные насекомые. А это приведет к тому, что он будет обречен применять пестициды постоянно. Можно получать хороший урожай и без химии. Достаточно полива, прополки и все будет нормально. Надо верить и трудиться».

Альтернатива вредным средствам есть. В частности, в качестве удобрений можно  применять органический кальций из ракушек или кровяную муку, содержащую азот.

Вопрос только в цене. А она превышает в разы стоимость искусственных удобрений. Но это еще не вся проблема. По словам Игоря Володько, органическое удобрение плохо растворяется, соответственно, забивает капельную систему. 

 «Я смогу достичь качества ягоды как у интенсивных фермеров, но вопрос в стоимости конечного продукта. Я беру то, что дает мне земля. Кроме этого, мы опрыскиваем ягодник смесью молока с триходермой, тем самым питаем клубнику и защищаем от серой гнили и других заболеваний. Стараемся обработать хотя бы две трети полей, потому что с нынешней погодой тяжело обработку сделать – дожди.

У нас есть червячник. Разводим червей, кормим их торфом, смесью с травой. Навоз КРС не используем ни для кормления червей, ни для удобрения ягодника перед посадкой, так как пригодный навоз КРС для органического хозяйства найти у нас трудно. Потом этим гумусом, который получаем от червей, обрабатываем листья. Это непросто. И если одну-две обработки произведу за сезон – хорошо. Когда уберу ягодник, надо будет думать, как отдать земле то, что мы взяли. Севооборот важен».

Сегодня фермер имеет европейский сертификат на органическое производство, выданный латвийским сертификационным органом. Правда, о том, что у «АгроФермы» – экологически чистый продукт, знают лишь немногие беларусские покупатели. 

Два минчанина продают полесскую ягоду через свои Интернет-магазины органической еды. Один из них – сертифицированный фермер Дмитрий Лутаев, который стоял у истоков Консорции органических хозяйств, сотрудничает с «АгроФермой» с самого начала.

«Мы поставляли по 100-200 килограммов ягоды еженедельно. В прошлом году больше тонны продали таким образом. Это небольшие объемы, но и их удается реализовать среди постоянных покупателей столичных партнеров. Это при том, что цена на рынке была четыре рубля, а у них органическая ягода стоила шесть-семь рублей. 

Надеюсь, будем реализовывать больше. В гипермаркеты ягоду поставлять сложно. Во-первых, она должна быть хорошо упакована. Во-вторых, лежать. Специализированные магазины делают возврат товара, если он испортится у них на прилавке.

Но поставлять ежедневно в магазин по 30-50 килограммов нам невыгодно. Поэтому большая часть ягоды едет в Россию.

Почему в Россию? Потому что те люди, которые закупают и везут туда, предлагают нам цену выше, чем в Минске».

Сегодня порядка 80% органического урожая фермер экспортирует в Россию, но без привязки к «эко» и «био»-продукту.

Игорь Володько признается: в целом найти сбыт продукции как органической пока не удалось, приходится продавать как обычную ягоду.

При этом оптовики еще и «капризничают»: органическая земляника им может не понравится своим внешним видом.

Игорь сетует: «Когда неорганический фермер интенсивного способа выращивания использует полный комплекс удобрений, когда он защищает ягоду, у него наверняка меньше и грибковых заболеваний, той же серой гнили на клубнике, она может быть крупнее, более транспортабельной, более красивой. И наша ягода может в чем- то внешне уступать.

Но сказать, что она некачественная? Нет, нельзя.  

Когда люди идут на рынок и видят более красивую ягоду, берут ее, а не мою, вдвойне обидно. Когда я об этом рассказываю, меня спрашивают: а почему вы не используете химические препараты? Казалось бы, делай как все. Но это не моя история…»

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость