20.10.2021 / 09:10

История санитарного врача из Могилева, который вместе с женой разбил ивовую плантацию и выращивает оригинальные деревца.

Фото из архива Алексея Цыганова
Фото из архива Алексея Цыганова

Несмотря на то, что наступают холода, на участке Алексея Цыганова кипит работа – завершается монтаж новой теплицы, куда трудолюбивые руки по весне высадят десятки молоденьких ивовых деревьев. Выращивает и плетет иву семья Цыгановых уже несколько лет.

По самым скромным подсчетам, в Круглом на их участке в один гектар растет сегодня более 73 тысяч ив – от кустов до полноценных деревьев. А началось все четыре года назад с… ивовых венков.

«Было это в 2017 году, – вспоминает Алексей Цыганов. – По образованию я санитарный врач, и работал тогда в районной санстанции. К какому-то празднику возникла необходимость украсить ее здание. Денег на это, естественно, не было. Нужно было придумать что-то красивое, но недорогое. Поэтому решили сплести веночки. Поехали на ближайший пустырь, нарвали дикой лозы, сплели, покрасили – получилось интересно. Наверное, в тот момент и случился «контакт» с ивой.

После этого мне захотелось поработать с чем-то живым, и я полез в интернет, где наткнулся на "Русскую иву". Это семейная мастерская под Питером, они тогда были, по сути, первопроходцами в ивовом деле: и выращивали ее на своей плантации, и плели, и реализовывали. Я изучил всю информацию, что была у них доступна, по видео на Ютубе попробовал сам плести деревья с помощью дикой лозы.

Это было фиаско – ничего не прижилось, все умерло, поскольку ива была несортовая. Но я загорелся – понял, что мне это нравится. И в следующем году уже купил в Питере черенки и посадил свою плантацию. Потом родилось название бренда Ivavivо – "Живая ива". И пошло-поехало: каждый год мы все расширяем и расширяем территорию под посадки».

Фото из архива Алексея Цыганова
Фото из архива Алексея Цыганова

Сегодня Цыгановы выращивают на своей плантации семь селекционных сортов ивы, в том числе иву белую, иву извилистую, иву литовскую. В реализацию идет все – от черенков и живого ивового прута, который используют для плетения деревьев, изгородей и беседок, до готовых полутора-двухметровых деревьев с оригинальным декоративным стволом.

Как признается Алексей, в этом сезоне первые выходные появились у него с женой Надей только в конце июня. Все остальное время, начиная с декабря, – серьезный физический труд и каждодневные заботы на плантации: до 2-3 часов ночи – плетение деревьев, 4-5 часов на сон, и с утра – снова круговорот работ: либо срезать ивовый прут, либо сортировать его. Здесь же – уход за растениями, минимальная санитарная обработка.

Фото из архива Алексея Цыганова
Фото из архива Алексея Цыганова

«Реалии таковы, что 73 тысячи кустов надо срезать. И срезать механически. В этому году это был ручной секатор – и было сложно, – рассказывает Алексей. – Срезать прут необходимо в определенное время, в минусовую температуру «за бортом», сроки здесь ограничены. Далее весь прут необходимо отсортировать – по диаметру и по длине – и увязать. Еще один нюансный момент, и он самый проблемный – успеть выработать весь прут, успеть его сплести до того момента, пока он не погибнет, пока не станет тепло и его не высушит солнышко. Здесь два выхода: либо успевать все делать днями-ночами и кого-то привлекать со стороны, либо приобретать большие промышленные морозильники и замораживать прут. Но экономически пока это не имеет смысла для нас. Поэтому стараемся успевать. Приходится работать очень интенсивно, несмотря на то, что по факту этот бизнес сезонный».

Фото из архива Алексея Цыганова
Фото из архива Алексея Цыганова

По словам Алексея, спрос на иву феноменальный. Особенно на «сырье» – живой ивовый прут. Его охотно закупает Россия, где на иву сейчас просто бум: прут используют и те, кто выращивает иву на своих плантациях, как Цыгановы, и крупные питомники-оптовики, которые в сезон нанимают работников для плетения декоративных деревьев.

Поэтому раскупается россиянами ивовый прут как горячие пирожки. А вот готовые деревья Ivavivo реализует только по Беларуси: в основном, в Минск, Брест, Гродно и Могилев. Причем заказы на деревья необходимо делать осенью – к весне они уже все расписаны по покупателям и в наличие под свободную продажу нет ничего.

Фото из архива Алексея Цыганова
Фото из архива Алексея Цыганова

Сейчас, кроме установки новой теплицы, на своей плантации Цыгановы занимаются наведением порядка на земле – это было основным условием предоставления ее в пользование: часть территории – около двух тысяч квадратов – составлял сорный кустарник, который уже превратился в деревья.

Поэтому с лета Алексей выкорчевывает сорную растительность и расчищает местность – чтобы подготовить землю и засадить ее уже в следующем году новыми саженцами.

«Ива вырастает до трех-четырех метров, и когда заходишь в центр плантации, мир вокруг просто перестает существовать. Этакие зеленые джунгли. На перспективу хотим создать специальную площадку, чтобы сдавать ее в аренду под занятия йогой, тренинги личностного роста и прочие подобные мероприятия», – делится планами Алексей.

Фото из архива Алексея Цыганова
Фото из архива Алексея Цыганова

Фотозону уже оборудовали – жена Алексея Надежда занимается сборами и подготовкой к свадьбам, поэтому территорию уже опробовали в качестве локации для фотосессий.

«Мне нравится что-то придумывать, творческая составляющая не дает покоя, поэтому хочется, чтобы это место развивалось и дарило другим людям позитивные эмоции, как оно дарит их нам», – говорит Надежда.

Фото из архива Алексея Цыганова
Фото из архива Алексея Цыганова

Молодая женщина рисует, любит создавать что-то своими руками, но основная ее работа – это забота о маленьком сынишке.

«Ему здесь расти – одно удовольствие – свобода и зеленые заросли. Целыми днями на свежем воздухе. Я рада, что в свое время мы переехали сюда, в Круглое – подальше от города, – рассказывает Надежда. – У нас последний дом на улице и из каждого окна – простор и природа. Это очень чистое, красивое место. Когда приезжаем в город – по делам или отдохнуть и развлечься, – он на нас спустя время начинает давить – город уже воспринимаешь как что-то инородное, тяжелое, когда привык жить на природе, в контакте с собой. И ребенок наш здесь растет в более экологичной среде, и мы сами получаем удовольствие. Плюс – работа на земле. Да, это физический труд и его много. Но он как-то органично вписывается в эту жизнь и приносит пользу – когда кто-то вырубает деревья, мы их сажаем. На самом деле, это чудо, когда наблюдаешь, как из маленькой тоненькой веточки постепенно появляется зеленое трехметровое дерево… Мне приятно думать, что мы делаем что-то хорошее – даем жизнь деревьям…»

Фото из архива Алексея Цыганова
Фото из архива Алексея Цыганова

Найти необычные ивовые деревья от Ivavivo можно и на традиционных белорусских подворьях на периферии, и на элитных земельные участках, на территориях кафе и ресторанов в столичном регионе. Но сколько всего оригинальных плетеных ив к настоящему моменту вырастила семья Цыгановых, они даже не могут сказать.

«Саженцев – десятки тысяч. Взрослых деревьев – 500 или около того. На мой взгляд, это мало. Хотя, наверное, в нынешних экологических условиях вырастить полтысячи деревьев уже неплохо, – шутит Алексей. – В свое время, когда мы только начинали, идея экоозеленения была основной. А ива, как я потом узнал, оказалась очень интересным растением с экологической точки зрения: только один кустарник ивы за сезон поглощает 40 килограммов пыли, а также тяжелые металлы. Кроме того, из ивы получаются прекрасные живые изгороди, их можно использовать как шумовой барьер и как элемент озеленения. А лично для меня это еще и «дерево силы»: в свое время я сильно разочаровался в своей основной профессии, и увлечение ивой, по сути, вернуло меня к жизни, я снова почувствовал к ней интерес. Поэтому я очень люблю иву. И, наверное, это взаимно».

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость