20.12.2016 / 09:12

Зимой, особенно водителям, нетрудно оценить роль лесополос и их отсутствие. Об экономических и экологических потерях при отсутствии защитных насаждений и о том, почему всё-таки лесополосы не надо рубить с плеча, рассуждают специалисты. Решить проблемы полезащитного лесоразведения может государство, взяв на себу эту задачу.

Директор Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси Александр Пугачевский

— На зимнее содержание автодорог затрачивается около 40% средств (по данным холдинга «Белавтодор»), выделяемых на их обслуживание, а плотные посадки, при правильном размещении, обеспечивают полное задержание снега. И это не говоря о том, что тяжёлые металлы из грязи и противогололёдных реагентов оседают на опушках, а когда их нет, то опасные вещества относит на поля на 150 и даже на 300 метров. 

По экспертным оценкам, только за последние десять лет Беларусь утратила более 2500 км лесополос, а площадь защитных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения после 40 лет эксплуатации сократилась до 1500 га (в 5 раз). А это ежегодные дополнительные затраты зимой на защиту автодорог от снежных заносов и закупку реагентов. Не говоря уже об экологической безопасности. 

Часто древесно-кустарниковая растительность за пределами земель лесного фонда рассматривается как резерв увеличения площади сельскохозяйственных угодий. Однако высвободившиеся земли повсеместно вовлекаются в сельхозоборот, нередко с нарушением санитарных норм. 

Аргументы сторонников удаления полезащитных полос о том, что урожайность растениеводства и при отсутствии полезащитных лесных полос не меняется или даже растёт, несостоятельны, поскольку рост урожаев нередко обусловлен интенсификацией производства и инновациями в сельском хозяйстве. На фоне нормального защитного лесоразведения прирост урожаев был бы ещё выше, а затраты на их получение ниже. К тому же, по данным ГПО «Белмелиоводхоз» Минсельхозпрода, для полноценного сельскохозяйственного использования земель, ранее занятых защитными лесными полосами, необходимо проведение комплекса работ, включая мелиоративные мероприятия на переувлажненных землях, культурно-технические работы, по восстановлению плодородия, выравниванию площадей. В связи с низким плодородием таких земель срок окупаемости только затрат по удалению защитных лесных полос превысит 15 лет. При этом, однако, не учтены возможные экономические потери от вероятного негативного воздействия пыльных и торфяных бурь, дополнительных потерь от ветровой и водной эрозии, ухудшения микроклимата и других негативных воздействий на урожайность сельскохозяйственных культур. Ведь в южных регионах, удаляя такие насаждения, мы однозначно получаем выветривание торфяников — урожайность снижается. Для нормального функционирования существующих защитных насаждений необходим уход, а в некоторых случаях — замена. 

В настоящее время в полезащитных насаждениях организациями Минсельхозпрода такие мероприятия почти не проводятся (кроме ухода за мелиоративными каналами), ответственность за их состояние сельскохозяйственные учреждения не несут. Фактически созданные полезащитные насаждения остаются без хозяина. А они между тем стареют, многие требуют реконструкции, постепенно гибнут. Для сохранения полезащитных лесных полос необходима полная инвентаризация всех сохранившихся насаждений с одновременной оценкой их состояния и защитных функций. Необходимо также вернуться к работам по проектированию и созданию новых защитных лесных полос. Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, нужна отдельная госпрограмма. Так как без законодательного механизма интерес к этой теме, вероятнее всего, так и будет носить волнообразный характер.

 

Заведующий сектором растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси Александр Судник:

— По нашим расчётам, экономическая эффективность защитных насаждений (даже если они чисто кустарниковые) по сравнению с превентивной посыпкой противогололёдными реагентами на 1 км автодороги составляет около 9250 долларов за зимний сезон. Примерно 3680 долларов — по сравнению с очисткой дорожного покрытия от снежных заносов, 1500 долларов — по сравнению с установкой снегозащитных щитов и 950 долларов — по сравнению с установкой снегозащитной сетки. 

По данным холдинга «Белавтодор», при удалении снегозащитных полос расходы по содержанию автодорог в зимний период увеличились вдвое из-за необходимости преодоления числа заносов, переметов, случаев образования наледи и т. п. Увеличение стоимости работ при зимнем содержании автомобильных дорог составляет около 380 000 руб. в год при отсутствии защитных древесных насаждений, а примерные затраты на вырубку 1 км насаждений шириной около 4 м составляют минимум 10 000 руб. При этом хотелось бы отметить, что затраты по изготовлению, установке или демонтажу временных средств снегозащиты (щиты, сетка) значительно превышают затраты по уходу за снегозащитными насаждениями, ориентировочный срок службы которых составляет 40 лет, расчётный срок службы щитов — 5 лет. Кроме того, возникает вопрос об экономической эффективности финансовых затрат на вовлечение высвободившихся земель в сельскохозяйственный оборот. К тому же мы подсчитали экологическую эффективность защитных лесонасаждений: в расчёте на 1 км дороги получили сумму в 119 000 долларов. 

Лесополосы в сохранении биологического разнообразия играют огромную роль: это так называемые экологические коридоры, а также места гнездования птиц. Лиственные, хвойные, кустарники — любые лесополосы собирают своих птиц-ценителей. Например, кленовых и липовых лесов в Беларуси очень мало. А лесополосы из этих видов есть. Есть ещё один важный момент: посадки вдоль дорог служат охотничьими присадами для сов, пустельг и канюков, которые охотятся за мелкими грызунами. Так что птицы, которых укроет лесополоса, будут кормиться насекомыми и грызунами с соседних сельхозугодий и таким образом сохранять урожай.

 

Директор Института леса НАН Беларуси Александр Ковалевич

— Сегодня ничего не мешает создавать и восстанавливать лесополосы в нужном объёме. Мощности Министерства лесного хозяйства по производству посадочного материала для таких полос неограниченны. В своё время в организациях «Белгипрозема» существовала хорошо организованная система создания лесозащитных полос силами лесхозов на договорной основе. 

Выборочные исследования специалистов нашего института показали, что в Гомельской области на сегодняшний день только 15,5% полезащитных насаждений удовлетворительно выполняют защитные функции. Оставшиеся 27,5% составляют погибшие и уничтоженные, в реконструкции нуждаются 30%, а в проведении ухода — 27 %. Уже давно пришло время определиться, кто и на какие средства должен эти территории обслуживать.

Полезащитные лесные полосы являются одним из факторов предотвращения деградации сельскохозяйственных земель. В Беларуси эрозионно опасные почвы составляют более 4 млн га, в том числе 2,6 млн га — пахотные земли. Из них 550 тыс. га являются деградированными в результате водной и ветровой эрозии, в том числе 480 000 га пахотных земель. Особую тревогу вызывает деградация торфяных почв. По прогнозам, к 2020 году будет деградировано свыше 300 000 га торфяных почв, а на 50 000. га слой торфа будет разрушен полностью.

Сегодня в сельском хозяйстве используется мощная энергонасыщенная техника, благодаря которой одномоментно вспахиваются тысячи гектаров земель. И мы сталкиваемся с масштабными пыльными бурями на полях и даже в некоторых районах наблюдаем мини-торнадо.

Источник:
Автор:
Фотограф:
Адкрытыя інтэрнэт-крыніцы
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость