«Тех, кто борется за спасение планеты и людей, живущих на ней, можно назвать героями. Но печальная реальность такова, что многие среди них платят слишком дорого, некоторые – даже своей жизнью», – говорит Эрик Солхейм, исполнительный директор Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) при запуске «Инициативы за экологические права» 6 марта в Женеве.
«Нашим долгом является выступать за тех, кто на стороне добра в истории, кто защищает основные и универсальные права человека», – подчеркнул он.
«Настало время признать взаимозависимость экологических прав и прав человека не только на национальном уровне, но и на уровне ООН», – пояснил Джон Нокс, специальный докладчик по экологическим правам и правам человека.
Обеспечить защиту экологов и помочь государствам сформировать для этого правовые рамки, адекватных их конституциям – вот резюме рекомендаций ЮНЕП.
Речь идёт о том, чтобы «сделать защиту окружающей среды ближе к людям, помогая им лучше понять, какие права у них есть и как их лучше защищать; работая со СМИ, чтобы чаще выявлять нарушения; призывая частный сектор не следовать идее конформизма, помогая правительствам отстоять права ради того, чтобы защитить окружающую среду».
Каждую неделю убивают четверых
Происходящее устрашает: «Примерно по четыре человека, защищавшие окружающую среду, убивали в мире каждую неделю в 2017 году, по данным общественной организации Global Witness («Глобальный свидетель»). От 40 до 50% из 197 таких людей, убитых в 2017 году, принадлежали к сообществам коренных или местных жителей», – докладывает ЮНЕП.
Организация объединённых наций зафиксировала 908 убийств человек, убитых по экологическим причинам в 35 странах мира с 2002 по 2013 год.
В отчёте, который опубликован в июле 2017 года, Global Witness предупреждает: условия, в которых действуют экологические организации, стали более тяжёлыми. Количество стран, где случались убийства демонстрантов, выступающих против захвата земель, утроилось в 2015-2016 годах. А смерти 200 активистов в 2016 году (и 185 в 2015) были зафиксированы в 24 странах, годом ранее – в 16. Эти цифры иллюстрируют рост количества преступлений. Согласно наблюдениям общественной организации, сильнее всего эта тенденция по-прежнему затрагивает Латинскую Америку: там произошло 60% насильственных смертей.
«Нарушение экологических прав обозначает серьёзное посягательство на многие права человека, такие как право на жизнь, самоопределение, на питание и воду, на здоровье, жилище, а также на культурные, гражданские и политические права», – считает Зейд Раад аль-Хусейн, Верховный комиссар ООН по правам человека.
Экологические активисты действуют во всё более сложных условиях. С 1993 по 2016 год 48 государств приняли законы, ограничивающие активность местных общественных организаций, получающих иностранное финансирование, и 68 законов против действиях международных организаций на их территории.
Развитие экологических прав на глобальном уровне
Вот уже на протяжении 20 лет ЮНЕП изучает экологические права и права человека, выделяя лучшие практики и делая мир правосудия более чувствительным, особенно к конституционализации прав в этих областях.
Несмотря на ужесточение условий деятельности сообществ и НГО, усиление репрессий во многих странах, в целом, по мнению ООН, тенденция скорее благоприятная. По сравнению с 70 годами экологическое право развивается быстрее любого другого из прав человека, как считает агентство ООН.
«Суды не менее чем 44 стран приняли решение сделать право на здоровую окружающую среду конституционным правом. Экологические права являются частью более чем ста конституций», – высказываются её представители.
ЮНЕП также продвигает соглашение региона Латинской Америки, подписанное 4 марта в Сан-Хосе (Коста Рика), где идёт речь об общественной информации, участии в процессе принятия решений по проектам, влияющим на окружающую среду, равно как и про лучший доступ к правосудию в этой области.
«Это предоставляет возможность придать экологическим правам такой же статус, какой имеют права человека на глобальном уровне», – даёт оценку директор бюро Латинский америки и Карибов ЮНЕП Лео Хейлеман.