21.04.2016 / 15:04

Некогда реки объединяли людей, выступая в роли удобных торговых и транспортных путей. Сегодня они рассматриваются скорее как экономический ресурс. Такой подход породил немало проблем, которые невозможно решить в рамках одной страны. Хорошим примером может служить ситуация, которая сложилась вокруг Немана. В рамках пресс-тура, организованного МОО «Экопартнерство» и экологической сетью «Зой», о ней рассказал преподаватель кафедры гидрологии и климатологии Вильнюсского университета доктор Гинтарас Валюшкевичюс, пишет wildlife.by.

Когда говорят о Немане, нельзя упускать из виду и самый крупный из его притоков — Вилию, которая по-литовски называется Нерис. Процессы, происходящие на этих реках, представляют собой основной интерес. С точки зрения гидрологии большинство сооружений, построенных в бассейне Немана, отличается небольшими размерами. Лишь некоторые из них оказывают значительное влияние на эту реку.

К их числу относится прежде всего Каунасская ГЭС, чья мощность составляет более 100 МВт. Это сооружение начало свою работу в 1959 году. Самое мощное за всю историю наводнение на Немане, произошедшее годом ранее, едва не разрушило его. После начала работы Каунасская ГЭС помогла избавиться от катастрофических паводков (прежде всего благодаря отсутствию заторов). Свою лепту также внесли изменения климата, начавшиеся в 60-х гг. прошлого века и привёдшие к падению водности во всех литовских реках. Таким образом, максимальный расход воды стал снижаться, а минимальный, наоборот, возрос.

Особенно в летнее время это благоприятно сказывается на экосистеме реки. Каунасский регион выделяется отсутствием проблем с гидрологическими засухами. В то же самое время наблюдается снижение уровня дна, что ставит под угрозу многие мосты.

Из-за того, что течение ослабло, происходит загрязнение воды, также повышается её температура, что приводит к дефициту кислорода.

Другой «горячей точкой» на Немане является Вилейская ГЭС, которая была сооружена в 2002 г. По своей мощности она в 60 раз уступает Каунасской ГЭС, а потому просто не способна оказать значительного влияния на гидрологический режим. Более важную роль играет Вилейско-Минская водная система, которая начиная с 1976 года осуществляет переброску воды из бассейна Вилии в бассейн Свислочи (её объем составляет 12 м3/с).

Если учесть, что названные реки относятся к бассейнам разных морей, данный показатель оказывается достаточно высоким. Во многом благодаря влиянию Вилейско-Минской водной системы в Вильнюсе и других городах, расположенных ниже по течению, после её устройства прекратились катастрофические паводки. В то же самое время снизился и средний расход воды (в непосредственной близости от системы — до 50%).

Этот эффект ощущается даже в нижней части Немана. Если бы речь шла только о среднем расходе, то на эти изменения можно было бы не обращать внимания. Однако в сухой сезон на 28% возросло количество случаев, когда расход воды в Вильнюсе не достигает уровня, установленного санитарными правилами. Более длительными стали гидрологические засухи. Это отчасти компенсируется за счёт использования артезианских вод.

Однако долго мириться с таким положением вещей нельзя, поскольку любая гидрологическая засуха отрицательно влияет на сельское хозяйство. Также повышается концентрация биогенных веществ в водоёмах, что негативно сказывается на их экосистеме.

Что касается Гродненской ГЭС, то статистических данных о её работе пока недостаточно, чтобы сделать расчёты. Можно лишь отметить, что в 2012 году, когда заполнялось водохранилище, отсутствие должной согласованности между соответствующими ведомствами Беларуси и Литвы привело к тому, что резко упал уровень воды в Немане ниже Гродно. Причём это было хорошо заметно даже в Каунасе. 

Журналистов больше всего интересовало влияние этого сооружения на внутренние миграции рыбы, поскольку после строительства Каунасской ГЭС в большинство наших рек больше не может заходить не только балтийский лосось, но и многие виды, которые не относятся к числу проходных, оказались отрезанными от своих привычных мест нереста. По словам директора филиала РУП «Гродноэнерго» Гродненские электрические сети Виктора Зубрицкого, программа Минтранса на 2017 год предусматривает сооружение шлюза, который сможет пропускать не только речные суда, но и рыбу:

«На стадии проектирования рассматривалась возможность строительства рыбохода. Однако от него решено было отказаться, поскольку в этом случае постоянный пропуск воды должен составлять, по оценкам специалистов, от 25 до 70 м3/с секунду, чтобы у рыбы возник побудительный рефлекс двигаться по нему. При летнем расходе, равном 60 м3, сбрасывать почти половину, чтобы пропустить рыбу, нелогично. В данной ситуации можно сказать, что её количество уменьшилось или увеличилось. Документального подтверждения этого нет».

energo.grodno.by
energo.grodno.by

В качестве своеобразной компенсации может рассматриваться постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, запрещающее в течение всего года ловить рыбу ниже по течению в радиусе 1 км от Гродненской ГЭС.

Так чего же следует ожидать в отдалённой перспективе? Хватит ли Неману воды? Свой прогноз дал Гинтарас Валюшкевичюс:

«То, что мы видим сегодня, — пока не очень сильные воздействия. Мы мало что можем сделать. Электростанции на Немане уже построены. Они рассчитаны на десятилетия эксплуатации. Однако нужно иметь в виду, что климат начал меняться. Поэтому в первой половине XXI века ожидается увеличение расхода воды в бассейне Немана зимой, тогда как летом в большинстве районов изменения будут скорее негативными. Говорить о второй половине пока рано, сценариев много. Скорее всего тенденция сохранится. Это значит, что в XXI веке участятся засухи, что приведёт к проблемам с качеством воды. Также будет трудно прогнозировать паводки, которые станут не весенними, а скорее зимними, летними и осенними, т.е. их наступление будет зависеть от дождей. Сегодня Гидрометеорологическая служба Литвы получает из Беларуси данные о расходе воды с нескольких станций, но как только речь заходит о работе ГЭС и других гидротехнических сооружений, звучит ответ, что это конфиденциальная информация. Причём это касается как Беларуси, так и Литвы. Гидрологам просто не хватает информации для составления прогнозов. В будущем это может привести к проблемам».

Выходом из ситуации могло бы стать создание так называемой бассейновой комиссии, в которую вошли бы представители государственных органов, профильные специалисты, общественные деятели и другие заинтересованные лица. Подобная практика успешно применяется во многих странах мира для управления трансграничными реками как единым целым, не деля ответственность между несколькими государствами. Однако, как пояснил региональный директор экологической сети «Зой» Николай Денисов, переговоры пока находятся на начальной стадии. В них участвуют представители сразу трёх стран, на территории которых находится бассейн Немана (к их числу также относится Россия), и Еврокомиссии, что усложняет процесс принятия решений.

Поэтому основные надежды специалисты связывают с возможным заключением соответствующего соглашения между Литвой и Беларусью на уровне министерств, которое также позволило бы решать многие имеющиеся проблемы. Пока оно прошло лишь этап согласования, так что о принятии данного документа говорить пока рано.

Источник:
Автор:
Фотограф:
Lt.wikipedia.org, wildlife.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость