СЕМЬ ПАРКОВ, ДВА БУЛЬВАРА И МНОГО СКВЕРОВ
Большой зал был скорее пуст: вместо нервной толпы собралось около 20 человек, чтобы обсудить влияние первой для района (и города) схемы озеленённых территорий, а заодно и саму схему. Её разработали на основании детальных планов. А вот районный «Зеленстрой», как оказалось, своих предложений не сделал.
Госструктуры подошли основательно и начали обсуждение с ролика о том, что такое стратегическая экологическая оценка (СЭО) и озеленённые территории. Он задал тон вечера: все полтора часа участники старались поднимать руку, представляться, говорить обдуманно и не обзывать чиновников.
«Я озвучу некоторые показатели, – начала с цифр Елена Уснич, главный архитектор проектов УП «Минскградо». – Площадь озеленённых территорий общего пользования по городу составляет 2 560 гектаров, а средняя обеспеченность по городу – 13 м2 на одного жителя. С учётом проектных решений и схем общая площадь увеличится на 942 гектара, и обеспеченность составит 17,8 м2».
Эти будущие зелёные зоны на карте отмечены светло-зелёным: например, расширение бульвара по улице Пулихова или создание городского парка у Аранской.
В будущем, по словам проектировщицы, схема будет постоянно дополняться:
Обеспеченность по району сейчас чуть ниже средней по городу. Норма по генплану – 21 м2, и её мы превысим, если и когда задействуют проектные (перспективные) территории. Среди них на карте района, например, парки вдоль водно-зелёного диаметра.
Самой острой проблемой, по словам Елены Усич, является обеспечение жителей зелёными зонами районного значения в пешей доступности: генплан предписывает, что каждый должен иметь возможность попасть туда, преодолев не более 500 метров.
Схемы озеленённых территорий: какие деревья под угрозой в Серебрянке?
ПРО САД ГАШКЕВИЧА: «ЕСЛИ МЫ САЖАЛИ ДЕРЕВЬЯ, ТО СТРОИТЬ НЕ БУДЕМ»
На многие предложения участников представительница УП «Минскградо» ответила: «Вы можете подавать их в исполком. Вносите, всё будет рассмотрено».
А зампредседателя исполкома подчёркивал: для протокола нужно называть имя и фамилию, а потом своё предложение. Ведь письменных предложений от граждан не поступало, единственное письмо пока что – с просьбой о проведении собрания.
Среди предложений были:
- Сделать «райский уголок» в Лошице-2, в квартале между Игуменским трактом, а также улицами Прушинских и Янки Лучины. Сейчас там «хаос, но протоптаны тропинки», а мог бы быть сквер.
- Защитить от возможной вырубки сад Гашкевича, который раньше занимал значительную часть Лошицы. Ответ зампредседателя: там посадили не так давно 200-300 молодых деревьев, и это место останется озеленённой территорией.
«Если мы там высадили деревья, то однозначно строить ничего не будем», – говорит замглавы Ленинского района Минска по строительству Сергей Павочка.
- Придать статус сквера территории в будущем микрорайоне Лошица-8. По поводу последних двух территорий жители уже обращались во время обсуждения ПДП, но получили ответ, что это невозможно. В эту пятницу – что стоит обратиться с предложением ещё раз.
- Признать бульваром или сквером территорию у Свислочи, между домами 26, 28 и 30/1 по улице Семёнова.
«Сейчас она отмечена белым, хотя 10 лет назад облагорожена «Зеленстроем». Выполнено зонирование, сделана детская площадка», – говорят жители
- Сделать экологическим заказником район конца улицы Семёнова и Серебряного лога (болотистое место за Шепичами). По словам мужчины в ярко-зелёной майке – жителя частного дома, идущего под снос – там парк был заложен ещё в 1967 году, а школьники высаживали тополя. До того это место было сенокосом, который принадлежал ксендзу.
Как ответила Елена Уснич, эта территория в будущем как раз должна стать экологическим парком «Серебряный лог» и закрашена зелёным цветом.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ОТВЕТ – «ОБРАЩАЙТЕСЬ»
При письменном обращении участников попросили отметить обсуждаемое место, описать его, дать координаты, даже если его площадь – 10 на 10 метров, или 0,01 гектара.
Внести ли в схему – решит комиссия. Послушают ли горожан? Проектировщица уверена, что должны, и приводит пример, когда зелёная зона была сохранена даже вопреки согласованному плану.
«Обращайтесь. Мы разрабатывали детальный план и даже проект застройки в Сухарево, но он был изменён после обращения граждан и заключения Института природопользования. Там существует болото и ценные растения», – говорит она.
Но часть территорий, по словам представительницы УП «Минскградо», не сможет стать общей. На схеме не отражена, например, аллея в военной части, и она остаётся спецтерриторией с ограниченным пользованием.
К общим неохотно причисляют внутридворовые территории: в таком случае увеличивается площадь общих, но уменьшается собственно внутридворовых.
«Есть градостроительные нормы: внутри квартала на жителя должно приходиться 9-10 м2 зелени, и если мы начнём вычленять под парки, скверы и бульвары какие-то территории внутри, то полетит баланс. А он должен соблюдаться. Поэтому в территории общего пользования не входят домовые», – говорит проектировщица.
Кстати, внутридворовые территории на схеме отмечают белым. Значит ли это, что вывести из неё территорию под застройку проще, чем из зоны парка или сквера? Однозначно организаторы обсуждения так и не ответили.
Белая цапля, черный дрозд и пестрый дятел. Как в Минске построили город для птиц
ЛУКАШЕНКО И ЗЕЛЁНЫЕ ЛИНИИ
По словам проектировщиков, зелёные территории должны сделать границы скверов более чёткими, а не плюс-минус несколько метров, как сейчас; деревья – застраховать от вырубки. Что позволено строить на закрашенных зелёным территориях?
«Застройка не зависит от окраски, цветом обозначены существующие, перспективные и резервные зелёные зоны, – говорит Елена Уснич. – В соответствии с регламентами генплана, застройка возможна только в парках, а в скверах и бульварах запрещена. Застройка парков возможна только объектами, которые соответствуют регламентам. ФОК можно, многоквартирный дом нельзя, гостиницу нельзя».
«А гостиница «Пекин? Что мы обсуждаем, если всё будет в плане детального планирования, а СЭО не имеет значимости и ценности?» – спросила из зала женщина среднего возраста.
И последовал классический диалог, где скептики добивались ответа от тех, кому сложно ответить прямо:
«Я правильно понял, что указом президента там может быть построено что угодно?» – спрашивают из зала.
«Ну, это вопрос не ко мне, я не власть, а проектировщица», – говорит представительница проектного института. Замглавы по строительству добавляет, что вопрос не по теме собрания. В зале не унимаются:
«Нет, но если в один момент поставят кран, то никто ничего не сделает? Нас поставят перед фактом?».
«Я не могу сказать, какие у президента планы», – сдался замглавы.
И вместе с участниками выступающие с надеждой заключили: закон один для всех.