21.09.2015 / 08:09

В Беларуси проходит международная акция «Неделя мобильности», апофеозом которой станет Всемирный день без автомобиля 22 сентября в Лошицком парке. В нынешнем году она направлена на поиск комбинированных форм передвижения по городу, чтобы уменьшить количество выхлопных газов и сделать городскую среду более экологичной. Задолго до этого события Зелёный портал побеседовал о проблеме чрезмерного автотрафика в беларусской столице и в целом о претворяемой в городе экологической политике с новым председателем Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергеем Масляком. Наш разговор продлился два часа. Предлагаем вашему вниманию первую часть интервью.

Справка:

Сергей Михайлович Масляк родился 8 сентября 1980 года. В 2002 году закончил Беларусский государственный технологический университет по специальности «инженер лесного хозяйства». По распределению полтора года работал помощником лесничего Волмянского лесничества Минского лесхоза. Затем был переведён инженером 1-й категории проектно-изыскательской партии №1 в РУП «Белгипролес», откуда ведущим специалистом пришёл в отдел городского хозяйства администрации Заводского района. Следующим этапом в профессиональной биографии стала должность заместителя директора УП «Зеленстрой Заводского района». Проработав там 6 лет, возглавил УП «Зеленстрой Первомайского района». Затем был назначен замглавы администрации Заводского района. С марта 2015 года занимает пост председателя Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Женат, имеет 8-летнего сына и 2-летнюю дочь.

Сергей Михайлович, давно известно, что автомобили — главные источники загрязнения воздуха. На ваш взгляд, как решить проблему их засилия в городе и повальной парковки на зелёных газонах и внутридворовых территориях?

— Городские власти уже начали работу в этом направлении и приступили к строительству так называемых перехватывающих парковок. Их принцип состоит в том, что автовладелец на въезде в город оставляет свой автомобиль и пересаживается на общественный транспорт. Такие парковки есть на территории многих стран СНГ, а в ЕС широко распространены. Это весьма хорошая идея, и городские власти многое делают для реализации масштабного проекта. Однако всё упирается в наш менталитет. У большинства автовладельцев существует понятие, что они должны чуть ли не в подъезд въехать на машине. Поэтому предстоит ещё долгая разъяснительная работа с населением. В ходе неё мы будем объяснять нашим гражданам, что такими перехватывающими паркингами пытаемся не создать им препоны в передвижении, а, напротив, решить проблему транспортных заторов в городе.

Что касается парковок на зелёных зонах и во дворах, то я согласен: они недопустимы. Да и население не так активно участвует в решении вопроса, как хотелось бы. Каждый из жильцов претендует на парковочное место, хочет, чтобы оно принадлежало только ему, чтобы он в любой момент мог приехать и поставить туда машину. Но это невозможно. Чтобы решить данную проблему, я считаю, надо создавать стояночные кооперативы, оформлять землю в установленном порядке и строить за собственные средства пусть даже и временные небольшие автостоянки. Тогда жители будут на законном основании иметь места для парковки. Но наши автовладельцы не хотят этим заниматься, а только требуют: дайте нам парковочные места! Ведь единицы перед покупкой авто задумываются, где они будут его ставить. А у некоторых в семье по два автомобиля. И каждому нужно машино-место.

Работая заместителем главы Заводского района, я видел, как жильцы за счёт собственных средств обустраивали площадки для автомобилей, поддерживали на них порядок, и каждый знал, где его парковочное место, хотя официально, конечно, данные места не являлись ничьей собственностью. Жильцы дома сами между собой договаривались, и никто посторонний свой автотранспорт туда не ставил.

Можно было бы рассмотреть вариант экологической парковки. Это когда делают корыто, застилают геотекстилем, затем раскладывают сетку, засыпают её гравием или засеивают семенами газонных трав. Но такая конструкция не совсем удобна для уборки в зимой.

Ещё один из вариантов — двухъярусные мобильные парковки. Подобные используются в Москве. Одна такая тестируется сейчас на закрытой территории БНТУ по ул. Якуба Коласа. Там заезжаешь на первый уровень, он поднимается вверх, высвобождая под собой место, куда становится другой автомобиль, и так далее. Получается очень экономичное размещение машин на маленькой площади. Такую конструкцию легко демонтировать и перенести в другое место. И хотя они не требуют больших капитальных завтрат, подобные парковки не всегда вписываются в архитектурный ландшафт.

В Минске есть примеры и навесных парковок, которые сооружаются из свай, металлических листов и деревянных досок. Они не портят газон, легко монтируются и вмещаются в любое, даже самое ограниченное и зажатое пространство.

Но опять же парковка на зелёных зонах — это ни что иное, как менталитет, а где-то и неосведомлённость наших граждан. На площадке у моего 19-этажного дома вроде бы хватает машино-мест, но всё равно кто-то да и поставит автомобиль прямо возле подъезда на зелёную зону. Ему, видите ли, хочется видеть авто из окна своей квартиры. Хотя за домом достаточно места, надо только немного пройти. Но нет же! Я, например, лучше поставлю машину за 100 метров от подъезда, зато буду знать, что так никому не мешаю и не порчу газон. Недаром комитет природных ресурсов начал масштабную акцию «Я паркуюсь, как…», призванную напомнить минчанам о правилах хорошего тона при парковке во дворах.

А на чём вы добираетесь на работу?

— В основном хожу пешком. Я живу недалеко.

Как главный эколог Минска, вы будете поддерживать развитие в городе велосипедного движения и экологически дружественный стиль жизни в целом?

— Да, я считаю, что это правильно. Рано или поздно мы все к этому придём. Сейчас многие минчане пересели на велосипеды. Моя жена, например, вот тоже настаивает на передвижении только таким способом.

Но в столице абсолютно нет условий для езды на велосипеде: высокие бордюры на тротуарах, велодорожки проложены не везде или упираются в никуда…

— Вы ошибаетесь. В Минске разработана серьёзная программа по развитию велосипедного движения, ежегодно рассматриваются результаты её выполнения за прошедший год и планы на следующий. Мингорисполком и администрации районов города строго контролируют ход реализации этой программы.

Сейчас в столице активно застраивается водно-зелёный диаметр. Что нужно сделать, чтобы его сохранить? Ваш предшественник Александр Боровиков в своё время высказывался о полном запрете строительства в экологических коридорах первого порядка и об избирательном строительстве в коридоре второго в Минске.

— Решение о строительстве объектов в нишах экологического коридора должно приниматься с учётом возможных экологических последствий, необратимых для города. Сейчас идёт корректировка генерального плана Минска и выработка стратегических решений по его развитию, в том числе и по экологической безопасности в области осуществляемой архитектурной и градостроительной деятельности.

Мое мнение: Минский водно-зелёный диаметр является уникальным природным ландшафтом, выполняющим санирующие и рекреационные функции. Поэтому всё планируемое там строительство должно быть щадящим. Было бы оптимальным на законодательном уровне придать водно-зелёному диаметру особый статус — историко-культурной или природной ценности. Это сняло бы многие вопросы по использованию всех подобных ландшафтно-рекреационных территорий в столице.

Насколько весомым может быть участие общественности в городской зелёной политике?

— Как мне кажется, нашей общественности не хватает некоего запала, чтобы массово принимать участие в общегородских мероприятиях. Несмотря на то, что государственные органы ведут большую работу по её привлечению, только 20% населения добровольно выйдут на субботник, а остальные 80%, скорее всего, его проигнорируют. Силами ЖЭСов развешиваются у подъездов объявления, по телевизору и в средствах массовой информации проходят сообщения с призывом принять участие. Но люди слишком заняты, чтобы уделить внимание своему городу и природе, которая их окружает. И такое безответственное отношение огорчает. Хотя, по идее, все должны понимать, что никто не мусорит кроме нас самих. Но у нас проще пожаловаться на коммунальные службы, дескать, медленно работают, чем сделать что-то, например, ту же уборку придомовой территории, самостоятельно. И пока у нас внутри не появится культурное отношение к природе и окружающей среде, ничего не получится. Это моё личное мнение.

А что, по-вашему, нужно предпринимать, чтобы изменить сознание горожан?

— Мне кажется, нужна некая массированная информационная атака на сознание беларусов. Она должна помочь им понять, для чего всё это надо. Например, необходимо доходчиво объяснять, для чего нужен раздельный сбор мусора. Ведь до сих пор не все знают, с какой целью в их дворе стоят цветные контейнеры. Но есть и сознательные граждане, которые организованно собирают бумагу и бутылки раздельно.

Опять же нужно что-то делать с безразличием беларусов. У нас только 10% населения ведут раздельный сбор мусора, а остальные равнодушно к этому относятся. Мол, зачем мне сортировать, если я ничего взамен не получу? Нашему человеку для того, чтобы он что-то сделал, надо что-то дать. Допустим, можно было бы взамен за раздельный сбор отходов предлагать бесплатные мусорные пакеты. И человек задумается: раз что-то дали, значит, это нужно делать. Подобная практика есть в Италии, Германии, некогда нечто похожее практиковалось и у нас, когда в магазинах был организован сбор стеклянной тары из-под молока, кефира, и покупатель платил только стоимость содержимого, а не бутылки.

То есть людей нужно мотивировать. И этому должна предшествовать массированная информационная атака, рассказывающая, что в первую очередь это важно для охраны окружающей среды, для здоровья человека и его детей.

По поводу озеленения Минска: как вы смотрите на то, что город из года в год становится всё менее зелёным?

— Я бы так не сказал. В столице реализуется программа содержания и благоустройства. Она формируется ежегодно, подводятся итоги за прошедший год и ставятся задачи на будущий. Всем административным районам доводятся довольно жёсткие планы, где показатели однозначно должны быть не меньше, чем в предыдущем периоде. Например, КУП «Зеленстрой Заводского района г. Минска» в 2014 году план по посадке около 1600 насаждений перевыполнил вдвое. В основном, деревья высаживаются за счёт компенсационных посадок. И за них платит не город, а заказчик. Количество таких посадок зависит от числа объектов растительного мира, которые были удалены при строительстве.

Однако я не сторонник того, чтобы зелёными культурами занималось население. И вот почему. Посадить дерево так, как надо, с учётом всей технологии, не так-то просто. Нужно правильно выкопать яму, определённых размеров, с выемкой непригодного грунта и добавлением хорошего, а само насаждение подвязать на колья, то есть это довольно сложный процесс. Даже для меня, физически здорового мужчины. За день я могу по технологии привить от силы 10-15 деревьев, хотя за свою профессиональную жизнь высадил их большое количество.

А что если организовать обучающие курсы? Бытует мнение, что у человека, однажды посадившего дерево, никогда не поднимется рука его срубить, сломать…

— Я за то, чтобы показывать людям правильную технологию посадок. Но всё равно, чтобы научиться, одного дня будет мало. Сотрудники, работающие в «Зеленстрое», годами, десятилетиями это делают и потому умеют. К тому же, тяжело регулировать толпу в 100 человек, даже если и покажешь им, как надо. Поэтому лучше бы население делало то, что умеет делать. Каждый человек должен заниматься тем, в чём он специалист, а все посадки производиться под строгим контролем профессионалов.

Конечно, допустимо самостоятельно посадить дерево во дворе. Но и для этого нужно проделать определённую работу, и не за день-два. Необходимо согласовать посадку на конкретном участке. Для этого берётся детальный план масштабом 1:500, где видно, какие коммуникации там проходят. Затем работы должны согласовать все заинтересованные стороны. Населению порой трудно объяснить, почему в том или ином месте нельзя садить саженцы. А нельзя, потому что в зоне посадки проложены подземные коммуникации.

Или другой пример: дерево у дома сажает жилец с пятого этажа, оно вырастает и начинает затемнять свет в квартире соседу на первом этаже. И между ними начинается война. Поэтому любую посадку для начала необходимо в установленном порядке согласовывать с ЖЭСом.

В свое время институт «Минскградо» должен был подготовить предложение по территориям в городе, которые наиболее нуждаются в зелёных насаждениях.

— Такая работа «Минскградо» совместно с «Минскзеленстроем» и административными районами проделана, разработанная схема утверждена. Установлен порядок посадок деревьев в выбранных местах. Затронуты все районы, особенно те, что вдоль МКАД. Но более детально об этом вам расскажут в «Минскзеленстрое».

Может, имеет смысл инициировать какие-либо совместные акции с общественностью по озеленению городских районов?

— Как я уже говорил, посадить дерево в городе не так просто, как кажется. Это не совсем то же самое, что на даче. Работа с зелёными насаждениями имеет сезонный характер. Можно пригласить вас в какой-нибудь «Зеленстрой», чтобы вы посмотрели, как деревья пересаживаются зимой. Несмотря на бытующие стереотипы, при зимней пересадке очень высока приживаемость дерева. Летом при пересадке саженец обкапывается, подвязывается мешковина, но часть грунта всё равно теряется. А некоторые «специалисты» вообще могут стряхнуть этот грунт, что неправильно. Зимой же делается вырубка в грунте, которая оставляется на некоторое время, а затем монолитным блоком пересаживается в нужное место. И приживаемость таких насаждений очень высока. По крайней мере, в разы больше, чем в осенне-весенний период. Главное — соблюдать технологию посадки.

В городе используются машины по пересадке деревьев «Big Jonh»?

— В «Минскзеленстрое» есть такая техника. С помощью «Big Jonh» мы пересаживали голубую ель на Новый год. Специально искали её в городе к празднику детям и нашли пересечении улиц Крупской и Малинина, пересадив затем напротив Дома культуры МАЗа. Ель там замечательно прижилась.

Можно ли эту технику применять на проспекте Независимости? А то деревья вдоль магистрали такие тщедушные.

— Думаю, что нет. То, что деревья вдоль проспекта в таком состоянии, — это в первую очередь воздействие выхлопных газов и реагентов. В качестве эксперимента «Минскзеленстрой» разместил напротив Дома профсоюзов на проспекте Независимости и на площади Победы туи в вертикальных формах. Деревья хорошо смотрятся, и на них не оказывают никакого воздействия выхлопы и соли. Я допускаю, что когда-нибудь мы придём к повсеместной установке растений в подобных формах.

Не боитесь их хищений?

— А тую в такой конструкции очень трудно унести и ещё труднее разобрать. Там же металл и дерево. «Зеленстрой» Заводского района ещё попробовал в этом году применить специальные формы для больших деревьев. В них посадили ель обыкновенную. Три таких формы стоят на пересечении улицы Ванеева и Партизанского проспекта, ещё три установлены на пересечении улиц Партизанской и Кабушкина.

Отдельные граждане пробуют воровать туи. Одного такого споймали возле универмага «Беларусь». Хотя туя дешёвая, что стоит её купить? Так нет же, непременно надо украсть! К сожалению, такой менталитет у наших людей…

Поэтому в «Зеленстрое» стали применять ноу-хау: к корневой системе хвойных растений подвязываются металлические кресты, которые связываются друг с другом. Выдрать их невозможно.

Деревья каких пород были бы наиболее предпочтительными для посадки в городе?

— Я считаю, что будущее за многолетними растениями, и упор должен делаться прежде всего на хвойные породы. Потому что садить однолетние цветы для города очень дорого. Не все жители знают, что стоимость одного цветка варьируется от 5000 до 15 000 рублей. Чтобы сделать цветочную клумбу, понадобится порядка 300 млн рублей. И здесь тем более не понятно отношение горожан, когда они, с виду весьма приличные люди, идут и рвут цветы, разрушая созданную красоту. Куда ты их посадишь? Дома? Стыдно же должно быть!

В Заводском районе мы делали много альпийских горок, вертикальных форм и садили там небольшие хвойные растения. Они красивые, многолетние, и их надолго хватит. Так, в прошлом году на Партизанском проспекте вместе с субъектами хозяйствования, чьи фасады выходят на магистраль, решили оформить входные группы хвойными породами. Минимум затрат, а красота и зимой, и летом. К тому же, она помогает привлекать новых клиентов.

А вас не смущает, что погода меняется, и Беларусь приближается к степному климату? Та же ель начинает сейчас потихоньку вырождаться в южной части страны.

— Растения, как и люди, приспосабливаются к условиям. Например, культуры хвойных пород хорошо растут в Украине. Возможно, на территории Беларуси и есть проблема с массовым усыханием ели, что в свою очередь способствует лесным пожарам. В любом случае вопрос, насаждения каких пород будут предпочтительны для города, ещё требует обсуждения.

Ваше самое любимое место в Минске?

— Надо подумать. Если говорить о Беларуси, то это Браславские озёра. Каждое лето я стараюсь выехать туда с семьёй. Там у моего друга хутор, вокруг ни души. Спокойно так, умиротворённо. Там я сближаюсь с природой, отдыхаю от людей и суеты. На мой взгляд, в Беларуси достаточно мест для отдыха, с которыми не могут потягаться раскрученные курорты в Турции и Египте. Признаться, в свои годы я и за границей-то был всего один раз — в Болгарии. И считаю, что туризм должен быть активным: ты едешь в страну, чтобы что-то узнать о ней, а не чтобы сидеть в отеле с утра до вечера. Поэтому люди, которые променивают на это отдых на родной земле, на самом деле многое теряют.

У меня уйма друзей в сфере лесного хозяйства, вместе мы очень часто ездим по стране и постоянно открываем для себя что-то новое. В прошлом году были в Глуске, Березино. Природа там удивительна! Множество заповедных мест есть и недалеко от Минска. В 40 км от столицы в Мядельском направлении расположен Красносельский лесхоз, а на его территории — родники, бьющие прямо из-под земли. Они повсюду! Сделан дощатый настил метров на 500. Ты идёшь по нему, а вокруг нетронутая природа, журчат ручейки — ни с какой Турцией это и рядом не стояло!

Если же вернуться к излюбленным городским местам, то самое любимое — парк 900-летия. То, что сейчас там сделано, — круто! И мне, и моим детям очень нравится этот парк. Любим прогуливаться и по территории Минского зоопарка. С открытием экзотариума там стало ещё интереснее. Может, я не слишком избалован западными примерами, но всё, что там сделано, выполнено на очень высоком уровне. Приходишь туда и забываешь, что ты взрослый, — настолько увлекательно!..

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость