Эдуардаса Крищюнаса хорошо знают в Вильнюсе. Городской активист успел побывать советником мэра, великолепно знает законы и не дает властям расслабляться ни дня. Как только он замечает дорожные ляпы, препятствие на тротуаре или спорные действия водителя, то сразу хватается за фотоаппарат. Как главный пешеход Вильнюса отстаивает интересы незащищенных участников дорожного движения, и почему от этого должно стать хорошо всем, в репортаже Зелёного портала.
Контрасты проспекта Гедимина: по будням транзитная и шумная улица, в выходные — толпы туристов и горожан
Встречу с корреспондентами Зелёного портала Эдуардас Крищюнас назначает на проспекте Гедимина в Вильнюсе, где в выходные гуляет множество людей, а в будни это обычная городская улица с автомобильным движением.
Контраст впечатляющий, но наш собеседник обращает внимание на другое: «Тут установлен знак "Жилая зона", в зоне действия которого люди могут находиться на любом участке проезжей части и имеют преимущество перед автомобилями. Курьез в том, что чуть дальше мы видим знак "Пешеходный переход". Переход в жилой зоне… Это же оксюморон!»
Борьба за этот важный участок улично-дорожной сети ведется долгие годы. Ранее президент Литовской ассоциации пешеходов неоднократно привлекал внимание к проблеме полиции, муниципалитета и общественности, устраивая с сотоварищи футбольные матчи и перегораживая улицу автомобилями. Одну из акций он подробно описывает в Facebook.
Не раз активности заканчивались вызовом полиции и судебными разбирательствами. Правда, как говорит Эдуардас Крищюнас, решения неизменно принимались в пользу Ассоциации.
— А может знак «Жилая зона» — это «мостик» к пешеходной улице? Резко вводить серьезные ограничения в центре города болезненно, и может быть многими воспринято негативно, – задаемся вопросом.
— Это политика! – делает многозначительное лицо Эдуардас Крищюнас. – Знаки «Жилая зона» появились двадцать лет назад, но в реальности не работают, и это дискредитирует правила в целом. С того времени удалось добиться лишь установки «колов» (болларды — выдвижные столбики – Авт.), которые поднимают по выходным, и демонтажа ограждений вдоль проезжей части.
Как считает президент Литовской ассоциации пешеходов, нежелание принимать меры по деавтомобилизации Вильнюса — это следствие недостаточной политической воли: «В 2015 году в мэрию вызвали сотрудников муниципальной полиции, которые должны следить за соблюдением ПДД, в том числе бороться с неправильной парковкой. Им дали четко понять: если будет "неправильный" штраф, то они вылетят с работы. Это затормозило процесс наведения порядка.
Мэр уверен, что водители, ездящие по тротуарам и оставляющие машины на газонах, — его избиратели, и потому их трогать нельзя. Но я-то понимаю, что нарушителей — критическое меньшинство. По моему мнению, всего около 5 %».
«Наш аккаунт в Facebook читают ключевые лица, и реакция следует незамедлительно»
Эдуардас Крищюнас производит впечатление дотошного, но безмерно любящего город человека. Он знает историю изменений на каждой улице, гарантийный срок брусчатки и имена ключевых должностных лиц в муниципалитете.
Во время прогулки он периодически сворачивает в переулки и дворы, демонстрируя нам укромные уголки в старом городе, битком забитые автомобилями сотрудников расположенных рядом организаций: «Видели такой Вильнюс?»
А на улице Вильняус наш спутник привычным движением достает фотоаппарат. Его внимание привлекают четыре (!) легковушки, припаркованные в арке, одной из которых к тому же перегорожен тротуар.
В двух шагах — еще одна несуразица. Часть летнего кафе, которое сейчас не эксплуатируется, стоит аккурат на велодорожке.
Все, что мешает передвижению пешеходов, главный пешеход Вильнюса считает требующим незамедлительного устранения. Снимки он впоследствии отправляет на городской сайт «Я управляю Вильнюсом» (аналог 115.бел). Уверяет, что это работающий механизм.
Периодически Эдуардас Крищюнас прибегает к тяжелой артиллерии — публикации на Facebook.
— Этот инструмент чрезвычайно эффективный, потому что в дело включаются политики. Часть из них можно заподозрить в социопатии. Так что им нужен побудительный мотив снизу, – замечает руководитель ассоциации. – Из двух тысяч наших подписчиков пятьдесят — это ключевые лица, ответственные за принятие решений в городе. Поэтому реакция не заставляет себя ждать. Например, пару недель назад я написал о том, что на пешеходных переходах в плохую погоду образуются лужи. На сегодня большинстве случаев проблема уже устранена, хотя требовалось вмешательство в инфраструктуру — замена ливневых решеток, устранение ямочности и так далее.
Он приводит еще один показательный пример, как устроены взаимоотношения общества и власти в Литве: «Я приехал на своей машине на улицу, запаркованную в нарушение ПДД автомобилями. Чтобы объехать, пришлось бы самому пренебречь требованиями разметки. Тогда я вызвал полицию и предложил устранить предпосылки к потенциально аварийной ситуации. Приехавшие полицейские отказались эвакуировать автомобили. Не помог даже звонок руководителю, с которым я знаком. Оставался крайний сценарий: я включил прямую трансляцию на Facebook, которую посмотрели также члены вильнюсского совета. Они возмутились, и с 1 января 2022 года вступает в силу закон, который позволит еще одной городской структуре эвакуировать автомобили, стоящие на тротуарах и газонах».
«Я сам автомобилист! Но в городе пешеход главнее»
Может сложиться впечатление, что у Эдуардаса Крищюнаса полно свободного времени, и отчасти это действительно так. Он владеет частной фирмой, а досуг тратит на общественную деятельность — решение городских проблем, споры с представителями мэрии, участие в заседаниях муниципалитета.
Успешный опыт организации городских пространств неравнодушный житель Вильнюса изучал в лучших европейских странах и по многостраничным исследованиям. Во время нашего разговора он несколько раз ссылается на работы голландского ученого Дэвида Хемброу (David Hembrow), который, по его словам, совершил революцию в Европе, а теперь незаслуженно забыт (с его мыслями по-прежнему можно ознакомиться в авторском блоге).
Мотив, почему занялся защитой прав пешеходов, наш собеседник объясняет так: «Вообще-то я всегда был активным велосипедистом. Но однажды задумался, а кто представляет интересы еще менее защищенной группы участников дорожного движения? Правильный ответ: никто. Так продолжалось до 2016 года, пока в Facebook не разгорелся судьбоносный спор. Один влиятельный человек из Каунаса возмутился: "Что творится в городе, как страшно ходить по тротуарам, почему гибнут пешеходы? Надо решать проблему!" Я ему сказал: "Ну-ну, посмотрим, что у тебя получится…" С моей стороны это была осознанная провокация, и в конечном счете он пообещал, что зарегистрирует организацию. Так появилась Литовская ассоциация пешеходов».
Примечательно, что факт существования организации Эдуардас Крищюнас считает нонсенсом. По его мнению, это означает, что муниципалитет недорабатывает, а интересы людей, не обремененных автомобилями и предпочитающих пешие прогулки, реализуются по остаточному принципу.
— Я сам водитель, у меня есть машина, – президент Литовской ассоциации пешеходов развеивает популярный у автомобилистов миф о том, что это классовая борьба. – Утверждать, будто я выступаю против автомобилей — это заведомая спекуляция. Но я также хорошо понимаю, что интересы пешеходов должны стоять выше интересов автомобилистов, скутеристов, самокатчиков и даже велосипедистов.
Как в реальности распределены приоритеты в Вильнюсе, хорошо иллюстрирует следующий пример. Около здания Минобороны Литвы, куда нас приводит Эдуардас Крищюнас, устроена парковка в три ряда. Хотя это центр города, но туристу запечатлеть красивую панораму будет затруднительно — в кадр наверняка попадет Toyota или BMW сотрудника военного ведомства.
— На наш запрос мы получили курьезный ответ: якобы припаркованные машины охраняют резиденцию президента, расположенную по соседству, – усмехается собеседник. – А что же в реальности? Во-первых, автомобили загромождают пространство, затрудняя перемещение людей, а во-вторых, их водители дважды в день создают заторы, используя центр города в качестве транзитной зоны.
Именно деавтомобилизацию центра Вильнюса президент Литовской ассоциации пешеходов ставит корневой задачей. Он резонно замечает, что автомобильные улицы разъединяют людей — сквозь стекла машин сложно общаться. А еще они создают конфликты при перемещении, «везут» шум и выхлопные газы (если это не электромобили, конечно).
С пешеходами — другая история. Когда встречаются двое знакомых (или незнакомых) людей, то возникают социальные отношения. Прохожие склонны посещать кафе, бутики, магазины. Это способствует развитию бизнеса, привлекает туристов, создает в центре города уют, а также позволяет увеличивать поступления в бюджет.
Разговор заходит о безбарьерной среде. Вот зачем на узеньком тротуаре ступенька перед входом в подъезд? А тут стойка с меню кофейни?
В стесненном пространстве это затрудняет передвижение людей, вынуждает выходить на проезжую часть. Наш собеседник с этим тоже активно борется.
Насколько эффективен сведущий человек с фотоаппаратом, убеждаемся возле въезда в один из дворов. Туда пытается повернуть водитель фургона, намереваясь пересечь сплошную линию разметки.
Эдуардасу Крищюнасу достаточно направить объектив на автомобиль, как водитель, недовольно просигналивший нам, сразу отказывается от маневра.
— Чтобы снизить нагрузку на двор, который фактически превратился в транзитный проезд, – объясняет наш спутник, – была нанесена сплошная линия разметки. Однако некоторые водители этим пренебрегают. Приходится задействовать более аргументированные методы.
Уникальный случай превращения улицы в пешеходную
На площади возле ратуши Эдуардас Крищюнас замирает и поднимает палец вверх, привлекая наше внимание: «Когда рядом проезжает автомобиль, мы не слышим друг друга. Шумовое загрязнение — это одна из главных проблем в городе. Раньше было еще хуже, теперь трафик сократился. Окончательным решением станет полная и бесповоротная деавтомобилизация в центре».
Мало кто знает, что в Вильнюсе нет полностью пешеходных улиц. Руководитель ассоциации считает это большим упущением.
— Удивительная история произошла на улице Стиклю, по которой сейчас гуляют множество туристов, – рассказывает наш собеседник. – Раньше все было иначе: односторонняя улица была транзитной, там постоянно ездили автомобили. Власти предложили сделать ее пешеходной, открыть кофейни, бары, рестораны, но это не понравилось местным жителям. Те предложили изменить направление движения и это сработало! Оказалось, что в обратном направлении ехать некуда. Транспортная система действовала годами, но стоило изменить один из ее элементов, как это прервало лишний трафик. Я таких примеров решения транзитного вопроса больше не знаю.
Сейчас ул. Стиклю — одно из самых посещаемых мест Вильнюса. Заведения общепита соревнуются в новогоднем оформлении. Открываются новые места. В общем, яркий пример, чего можно добиться деавтомобилизацией.
Важную роль в этом сыграли обычные жители, и этот ресурс используется в Вильнюсе. Эдуардас Крищюнас рассказывает, что вместе с другими активистами из пешеходной ассоциации регулярно посещает общественные обсуждения по поводу строительства и реконструкции улиц, площадей, о которых узнает на сайте мэрии. Это тоже один из инструментов влияния на ситуацию.
— Самое важное — убедить политика, что это его решение, – так формулирует для себя задачу руководитель ассоциации.
— Тем и занимаемся: доказываем, что это их мысль — сужать, искривлять проезжую часть, настраивать светофоры в пользу пешеходов, проводить категоризацию улиц и так далее.
У Эдуардаса Крищюнаса имеется опыт работы в политике (с 2011 по 2015 годы), который он использует в интересах пешеходов.
— Однажды я примкнул к открытой экскурсии по городу, которую проводил вильнюсский мэр Артурас Зуокас (запомнился громкой акцией, когда раздавил бронетранспортером Mercedes, стоявший на велодорожке), – вспоминает наш собеседник. – Во время нее я постоянно вставлял пять копеек, предлагал изменения и добился того, что он заприметил меня. В какой-то момент Зуокас воскликнул: «Беру тебя на работу!» Когда я через пару недель позвонил, он замялся. Затем я написал письмо, и деваться было некуда — пришлось меня оформить на четверть ставки.
Этот бэкграунд сыграл положительную роль для будущего руководителя ассоциации: появились связи, понимание механизма принятия решений, особенности функционирования номенклатуры. Сейчас этот арсенал средств используется для отстаивания интересов незащищенных участников дорожного движения, однако главный пешеход Вильнюса считает, что его миссия еще далека от завершения.