Обо всем этом говорим с экспертом программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического союза Андреем Ожаровским.
Захват украинских атомных станций: так был ли Росатом?
Попробуем разобраться. Для этого я познакомлю вас с несколькими документами, которые размещены на сайте Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Самое первое заявление появилось 24 февраля: «Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) с серьезной озабоченностью следит за ситуацией в Украине и призывает к максимальной сдержанности, чтобы избежать любых действий, которые могут поставить под угрозу ядерные установки страны, заявил сегодня Генеральный директор Рафаэль Мариано Гросси».
Оно было связано с захватом российскими войсками Чернобыльской атомной станции. И казалось, что самого плохого сценария – захвата других атомных станций - удастся избежать. В этом же сообщении говорится, что «Украина информировала МАГАТЭ о том, что «неопознанные вооруженные силы» взяли под контроль все расположенные в зоне отчуждения объекты Государственного специализированного предприятия "Чернобыльская АЭС"».
И самое важное: «Генеральный директор подчеркнул, что на Генеральной конференции МАГАТЭ, которая является ежегодным совещанием всех государств — членов организации, в 2009 году было принято решение, гласящее, что «любое вооруженное нападение или угроза нападения на ядерные установки, используемые в мирных целях, представляют собой нарушение принципов Устава Организации Объединенных Наций, международного права и Устава Агентства».
Безусловно Чернобыльская АЭС, находящаяся в стадии вывода из эксплуатации и работающая Запорожская атомная станция, являются теми самыми ядерными установками, которые используются в мирных целях. Возникает вопрос, а причем здесь Ростатом?
Участие Росатома в захвате украинских атомных станций подтвердил ее генеральный директор. Об этом гласит заявление МАГАТЭ от 12 февраля: «В ходе телефонного разговора с Генеральным директором Гросси, состоявшегося ранее сегодня, 12 марта, Генеральный директор Росатома Алексей Лихачев подтвердил, что небольшое число специалистов компании присутствует на Запорожской АЭС, расположенной на юго-востоке Украины, при этом он опроверг, что Росатом взял на себя эксплуатационный контроль или намеревается включить станцию в «систему управления» Росатома».
Так же: «Российская Федерация сегодня официально сообщила Агентству, что «управление и эксплуатация Запорожской АЭС и Чернобыльской АЭС осуществляется силами украинского эксплуатирующего персонала».
Хорошо, может оно и так. Читаем дальше: «группа из нескольких российских специалистов оказывает ему консультативную помощь.»
Таким образом, генеральный директор Росатома Алексей Лихачев подтвердил присутствие своих сотрудников на атомных станциях чужой страны, которые оказались там без приглашения. И тут же получил ответную реакцию от мирового сообщества.
Министр климата и окружающей среды Польши Анна Москва потребовала от главы МАГАТЭ приостановить членство России в этой организации в связи с ситуацией вокруг АЭС в Чернобыле и Запорожье.
Хочу отдельно отметить, что на сайте МАГАТЭ есть специальный раздел «Ядерная физическая безопасность в Украине». Там находится обновленная информация о последствиях конфликта в Украине в результате военной операции Российской Федерации, начавшейся 24 февраля. А еще там есть интересный документ – «Резолюция, принятая на 1613-м заседании 3 марта 2022 года».
Начну с самого главного. Международное агентство по атомной энергии 3 марта приняло документ, в котором говорится, что «Совет управляющих выражает далее глубокую обеспокоенность в связи с тем, что агрессия Российской Федерации мешает Агентству в полном объеме и безопасным образом осуществлять деятельность по проверке гарантий на ядерных установках Украины в пределах ее международно признанных границ в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия, соглашением Украины о гарантиях и Уставом».
Это очень серьезное заключение. МАГАТЭ не получает информацию о том, что же происходит на ядерных объектах Украины и не может гарантировать, что захваченные объекты не используются в военных целях.
Читаем дальше: «Совет управляющих выражает сожаление в связи с действиями Российской Федерации на Украине, включая силовой захват контроля над ядерными установками и другие насильственные действия в отношении ряда ядерных установок и ядерного и другого радиоактивного материала, которые создали и продолжают создавать серьезные и прямые угрозы безопасности и физической безопасности этих установок и работающего на них гражданского персонала, значительно повышая риск ядерной аварии или инцидента, что создает опасность для населения Украины, соседних государств и международного сообщества».
Этот документ призывает РФ немедленно прекратить все действия на территории Чернобыльской атомной станции и любом другом ядерном объекте Украины. Но мы видим, что действия не прекращены.
Мир изменился после 24 февраля – к сожалению, это так. И изменился мир, связанный с Росатомом. Сегодня всерьёз обсуждаются санкции против этой организации. Специалисты МАГАТЭ понимают, что любая атомная станции, которую построил Росатом в другой стране, может повторить судьбу украинских. Это значит, под тем или иным предлогом быть захваченной.
Что может произойти в случае введения реальных санкций против них, не знаю. Но понимаю, что многие экспортные проекты государственной корпорации об атомной энергии РФ будут под угрозой.
И это очень хорошо для нас. Потому что Росатом строит атомные станции в долг. Например, сейчас такое строительство идет в Турции, и она не платит за это ни копейки. Построил в Беларуси – не оплачено. Строит в Бангладеш, беднейшей стране южной Азии. И чем скорее крайне невыгодные проекты для нас, для граждан России, будут остановлены, тем лучше.
(19 марта на одном из турецких сайтов появилось заявление, что в Турции хотят отказаться от строительства совместной с Росатомом атомной станции «Аккую» – примечание автора)
Продолжаем следить за тем, как будет развиваться ситуации с атомными станциями дальше. Не исключено, что Украине они будут возвращены. Я очень надеюсь, что это пройдет мирно, без вооруженных действий, под контролем МАГАТЭ.
И почему бы не начать с вывода российских войск.
Создание Украиной на ЧАЭС «грязной» ядерной бомбы: реальность или абсурд?
Радиологического оружия, как правильно называется «грязная» атомная бомба, не существует. Во-первых, тут создавать ничего не нужно: берешь ведро радиоактивных отходов, распыляешь обычной взрывчаткой и получаем загрязненную радиоактивную территорию. И загвоздка в том, что ущерб военным такое оружие нанести не может.
Даже при острой лучевой болезни человек продолжает быть работоспособным еще несколько дней. А военным важно обезвредить противника на поле боя. С радиологическим оружием не получается быстрого эффекта, а территория, где оно будет использовано, станет загрязненной для обеих противоборствующих сторон на десятки лет.
Поэтому, если коротко, не вижу никакого смысла в создании ядерной бомбы. Ее можно сделать за несколько минут. Тем более, что хранилищ радиоактивных отходов полно и в Беларуси, и в России, и в Украине.
Сейчас много дезинформации. Например, я слышал, что Украина занимается, то ли строительством центрифуг, то ли выделением плутония. То ли в чернобыльской зоне, то ли на Запорожской станции. Любая страна из отработавшего ядерного топлива может выделять плутоний. Но это еще не бомба. И здесь очень много «но».
Украина является частью договора о нераспространении ядерного оружия. Это значит, все запасы отработавшего ядерного топлива как исследовательских реакторов, так и Запорожской атомной станции, приреакторных бассейнов выдержки находятся под контролем того самого Международного агентства по атомной энергии. И это сложная система контроля. А для того, чтобы получить килограммы плутония, нужны тонны ядерного топлива. Эти операции не сделаешь в тайне, в пробирке.
Если у России на самом деле есть какие-то доказательства создания ядерной бомбы на украинских атомных станциях, то следует прямо сейчас обратиться в МАГАТЭ и сделать соответствующее заявление. Призвать туда независимых инспекторов. И такого призыва я не слышал.
Опасность исследовательских ядерных установок: обстрел Харьковского физико-технологического института
Там маленький импульсный реактор, но и его обстреливать не нужно.
Опасность исследовательских ядерных установок меньше, чем опасность больших на атомных станциях просто в силу размера: меньше делящихся веществ. И в случае разрушения радиоактивное загрязнение распространиться не на сотни километров, а на километры.
Но все равно вести военные действия, тем более обстреливать такие объекты очень опасно.
Поступательный захват украинских атомных станций что-то изменил в действиях МАГАТЭ?
Вот это очень интересный вопрос. Если проанализировать все заявления Международного агентства по атомной энергии одно за другим, становится ясно, что первое, 24 февраля, было самое жесткое. Там прямо говорится, что любое вооруженное нападение или угроза нападения на ядерные установки, используемые в мирных целях, представляют собой нарушение принципов Устава Организации Объединенных Наций, международного права и Устава Агентства.
Это мнение генерального секретаря МАГАТЭ, и я его разделяю. Я думал, эта позиция должна была быть прописана красной строкой в каждом последующем заявлении. Но этого не произошло.
Только 5 марта от заявлений МАГАТЭ перешел к действию. Вся международная общественность призывала инспекторов МАГАТЭ выехать в Украину, потому что там творится что-то плохое. И важно иметь на станциях своих наблюдателей, а не представителей противоборствующих сторон. Тем более мандат МАГАТЭ позволяет, а Украина не против.
Кризис, который происходил с 28 по 4 марта вокруг Запорожской атомной станции, обстрел харьковского физико-технологического института: все это бы не случилось, если бы там были представители МАГАТЭ.
Мне хочется верить, что войска моей станы могли бы действовать осторожно, если бы понимали, что там есть независимые свидетели от международной организации. Пока же доходят только противоречивые сведения по Запорожской АЭС: одни говорят, что был обстрел, другие, что нет. Еще и Росатом. И как мне кажется, если твои представители участвуют в захвате чужих атомных станций, следует понимать, что они должны попасть под санкции.
И это я не призываю, у нас в стране это строго запрещено, а просто рассуждаю.