Вот какой случай произошел 12 июля 1945 г. на железнодорожной станции Лососно неподалеку от Гродно. Красноармеец Алексей Муравьев вместе со служебной собакой по кличке Мурат отправился на один из блокпостов по охране моста. По дороге он решил сократить маршрут, перелез через проволочное ограждение и сам не заметил, как оказался на минном поле. Примечательно, что собака почувствовала опасность и стала скулить, но Муравьев на это внимания не обратил. А через несколько секунд прогремел взрыв. Неосторожный солдат правой ногой наступил на мину. И в этой ситуации Мурат повел себя безупречно, бросился на помощь человеку. Но и собаку подстерегала беда. Как впоследствии было записано в донесении о чрезвычайном происшествии, “пес правой передней ногой задел мину и получил в результате взрыва травму конечности”.
С ближайшего поста заметили, что на минном поле происходит что-то неладное и бросились на помощь. Красноармейцу Муравьеву сначала обработали рану на месте, в части, а затем доставили пострадавшего в госпиталь в Гродно, где бойцу сделали операцию. Мурату тоже потребовалось хирургическое вмешательство. Оба – человек и собака – в итоге остались в живых. Муравьева демобилизовали по ранению, и Мурата списали со службы. Красноармеец не пожелал расставаться со своим любимцем, и ему разрешили забрать собаку с собой.
Историк этой темы Дмитрий Панкратов писал:
“Если гуси спасли только один Рим, то собаки – всю Европу. Они тоже сражались за Победу. Подрывали вражеские танки, ходили в разведку, обнаруживали лазутчиков, были связистами, санитарами, разыскивали мины и фугасы. За боевые подвиги их вожатые получали ордена, медали и звания. А те, кто, повинуясь рефлексу, лез в самое пекло, в лучшем случае – кусок сахара или ломоть черствого хлеба”.