23.06.2021 / 08:06

Деревня Заполье буквально подпирает своим боком столицу Полесья — Пинск. Казалось бы — черта города, но жизнь здесь течет своим ходом. В зеленой гуще дикоросов, в тупике сельской улицы стоит дом Дмитрия Колесника.

Рядом с домом — ряд ульев, где гудят труженицы-пчелы. Дмитрий называет себя пчеловодом начинающим (дескать, десять лет стажа для пасечника не срок), но с новаторским подходом.

Его дед Ян Афанасьевич Колесник в свое время держал пчел в колодах. Их он подвешивал на деревья на десятиметровую высоту у себя на хуторе в лесной глуши. Так делали все в их роду. Маленький Дима, бывая у деда на Гомельщине в гостях, видел, как тот добывал мед. В колоде соты висели без рамок.

Добраться к ним можно было через небольшую щель. Дедову любовь к пчеловодству переняли четыре его сына из пяти. До сих пор они держат пасеки. Только отец Дмитрия пчелами не занимался, ушел с головой в работу.  

- Десять лет назад, - рассказывает Дмитрий,— я решил возродить семейную традицию и заняться пчелами. Дядька дал мне две пчелиные семьи, якобы оставшиеся по наследству от деда Яна Афанасьевича моему отцу. Учиться премудростям приходилось самостоятельно. Что-то у кого-то спрашивал, что-то читал в книгах, но в основном --через Интернет

Первые три года был без меда.  Можно пчел держать и меда не иметь. Почему? Потому что пчелиная семья за сезон потребляет до ста литров меда. Он уходит на развитие, кормежку расплода и на зимовку. Все, что свыше этого семья сможет принести, -- это уже пчеловоду. Но если оставить семью в диком состоянии, она не даст свыше. Не каждая семья даже для себя может заготовить достаточно меда — и  тогда она погибает.

- А еще важную роль играет местность. Если местность на цветоносные растения скудная, то скудный и взяток (взяток — количество нектара и пыльцы, собираемое пчелиной семьей за определенный промежуток времени - Прим. ред.). У нас местность небогата на медоносы. Здесь взяток бывает только до тех пор,  пока липа не отцветет.  Когда я это понял, начал вывозить пчел на пойму рек Стырь и Припять. Здесь болотистая влажная местность, богатая на цветоносы.              

На самом деле пчелиные пасеки можно держать и в городских условиях, считает пчеловод. Разница лишь в том, что если улей будет стоять в городе, продукция по качеству будет не самая чистая. Ведь мед—очень гигроскопичный материал, который всасывает все, в том числе и тяжелые металлы. Но для экологии города -- это очень хорошо: зелень и цветы будут опыляться мохнатыми труженицами.         

Хотя Дмитрий не эксперт-ученый, но о проблеме сокращения популяции пчел задумывался: «Если погибнут пчелы—погибнет и человек. Прекратится опыление многих культур, не станет хлеба, плодов и так далее. Я на личном  опыте убедился: когда у меня появились ульи, урожайность черешни, огурцов и прочего повысилась на процентов тридцать.

По информации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), из 100 видов сельскохозяйственных культур, которые обеспечивают 90% продовольствия на планете, более 70% опыляются пчелами. Таким образом, с пчелами связано производство трети всего продовольствия в мире. По мнению ученых, сохранение высокой смертности (на уровне выше 20% популяции вида ежегодно) приведет к исчезновению пчел в 2035 году, что поставит перед человечеством угрозу вымирания от голода (т. к. исчезнут все опыляемые растения и травоядные животные).

- Сегодня человек внедряется в процесс популяции все глубже и глубже, - продолжает Дмитрий Колесник. - Дикие пчелы должны существовать. За счет естественного отбора выживают сильнейшие. Значит — и популяциях их сильная. Многие медоносные пчелы могут жить только под присмотром человека, который, например, проводит обработку от клеща, вызывающего варроатоз — опасное заболевание пчел.  Не имея иммунитета к нему, пчелиные семьи погибают.

В качестве главной причины гибели медоносных пчел Всемирный фонд защиты пчел приводит интенсивное применение в борьбе с вредителями ядохимикатов и пестицидов, которые наносят смертельный вред популяции пчел. Помимо этого, у пчел нет иммунитета к появившимся из-за глобального потепления паразитам и опасным болезням, от которых пока не найдено лечение.

Человек научился выводить породы пчел, выгодные для пчеловода. Это теплолюбивые южные породы, которые более миролюбивы, не кусают, с ними можно работать без дымаря и сетки. Но главное, они очень продуктивные и дают много меда.  Очень популярные в этом плане пчелы линии Бакфаст.

- Мой дядька племенных маток не подсаживает. Он занимается пчеловодством по старинке. Я же в первый год начал подсаживать в пчелиные семьи матки. Зачем? А затем, что южные матки к тому же не так склонны к роению.

Пчелиная семья растет до определенного периода, затем начинает делиться. Если из семьи вышел рой, все — с нее меда не получишь. Она только в конце сезона войдет в силу. Поэтому задача пчеловода — не допустить роений. Надо сказать, что одна пчелиная семья может пороиться до 10 раз.

Получается, человек подсаживая племенных маток, пресекает размножение пчел. Хотя с другой стороны, десять лет назад я начинал с двух семей, сейчас их у меня 14. Даст Бог, меньше не будет. И каждый пчеловод увеличивает свою пасеку». 

Об удивительной жизни пчел, без которых невозможно представить жизнь человечества, Дмитрий готов рассказывать долго. Как они, неутомимые труженицы, берутся за работу, лишь земля начинает дышать после зимней спячки, а воздуху достаточно потеплеть на градусов десять. Как с раннего утра и до поздних сумерек летают мохнатые за несколько километров, принося за рейс всего один грамм нектара.

Как матка за свою жизнь может увидеть божий свет в лучшем случае только дважды: когда родится и когда выходит с роем из пчелиной семьи. Она никогда не укусит человека, а использует жало, чтобы устранить конкурентку- пчеломатку.

- А о такой демократии, которая существует у пчел, нам только мечтать приходится. Принято считать, что матка — это царица. Да, у нее есть свита. Но как только она начинает что-то делать не так, ее убирают на раз и  выводят новую матку.

- Одна пчела — не организм, это клетка организма.  Организм — это семья. Задача пчелы — защитить ее, задача семьи — выжить. Люди ради комфортной жизни убивают свой род. На пчелах видно, как вот этот организм, семья, борется за свое существование. Наблюдая за пчелами, я понял: смысл жизни – в продолжении рода.         

Надо сказать, что у  Дмитрия Колесника – пятеро детей: три сына и две дочки. В большой семье за сезон уходит до 80 литров душистого продукта: мед едят вместо сахара.

А для профилактики хворей употребляют прочие продукты пчеловодства. Так что для апитерапии никуда ездить не надо!  Уже сейчас Дмитрий передает свои знания по пчеловодству детям. И надеется, что род его продолжится, а вместе с ним — и дело его предков.

Автор:
Фотограф:
Юлия Скрипник
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость