23.10.2020 / 14:10

20 октября состоялась пресс-конференция, где были представлены результаты экологической инициативы, которая реализуется природоохранной организацией Ахова Птушак Бацькаўшчыны «Хомяк, суслик и белка-летяга: спасти супергрызунов!»

В 2019 году эксперты приступили к поиску этих видов. За время инициативы им удалось собрать доказательства, что супергрызуны сохранились на территории Беларуси и находятся на грани исчезновения.

Зелёный портал послушал экспертов и рассказывает,  где были найдены эти необычные зверьки и что необходимо сделать для их сохранения.

 

Как искали и нашли суслика  

«Состояние крапчатого суслика на всей территории Беларуси критическое, - отмечает Сергей Шокало, эксперт инициативы, -  И если не будут приниматься меры по его сохранению, то в ближайшее время, через десяток лет или даже раньше, суслик может практически исчезнуть».

Аналогичная ситуация наблюдается и на всей территории ареала его обитания, которая простирается от Поволжья и до западных границ в Польше.

«Большинство колоний находится в депрессивном состоянии и все говорит о том, что их численность будет и дальше сокращаться. Хотя еще в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого столетия численность во всем ареале насчитывала миллионы особей».

Депрессивное состояние колонии характеризуется тем, что грызуны рано уходят в спячку, очень поздно выходят из спячки, практически не проявляют себя и проводят на поверхности очень мало времени. При этом колония испытывает сильное давление хищников из внешней среды.

В Центральном Черноземье суслик обитал в Калужской, Тамбовской, Тульской, Липецкой губерниях. Сейчас практически везде он исчез. По последним данным небольшая колония суслика была найдена на Липецком кладбище – 700-800 особей.

Но это место не подходящее для зверьков. В 2011 году другая небольшая колония, примерно 100 особей, была обнаружена недалеко от Брянска на нефтеперекачивающей станции.

На Украине сейчас можно наблюдать похожую картину. Суслик обитал на северо-востоке страны – в Харьковской, Луганской, Донецкой областях. По предположению эксперта, небольшая колония под Харьковом, насчитывающая десятки нор, на сегодняшний день могла полностью исчезнуть.

Наибольшее число суслика в настоящее время на Украине обитает в Николаевской, Херсонской, Одесской областях.

Что касается ситуации в Беларуси, согласно данным шестидесятых годов, когда проводились активные исследования по изучению суслика, основная область обитания была обнаружена в районе Новогрудской возвышенности – Копыльская гряда. Здесь зверек обитает и по настоящее время. Ранее насчитывалось 89 мест обитания крапчатого суслика в тринадцати районах страны.

На сегодняшний день суслик был найден лишь в двух районах – Несвижском и Копыльском. Всего на 2019 год было обнаружено двенадцать локальных колоний – от нескольких экземпляров до десятков особей.

Самая крупная колония находится в деревне Юшевичи, недалеко от Несвижа. Здесь на территории в 90 гектаров проживает более 1000 сусликов.

Но жизнь сусликов в Беларуси нельзя назвать легкой. Сельскохозяйственные работы, например, распахивание полей, приводят к уничтожению мест обитания зверька.

«За год из двенадцати колоний четыре исчезли – в Барановичском, Столбцовском, Несвижском и Копыльском районах. Еще четыре колонии находятся на грани исчезновения – в Силовичах, Затурье, Колосовщине, Богушах.  В настоящее время остаются лишь четыре полноценные колонии суслика – в Несвижском и Копыльском районах», - говорит эксперт.

Согласно учету сусликов во всех имеющихся колониях этих супергрызунов на территории Беларуси их количество составляет примерно пять тысяч особей. Но эти данные постоянно меняются, поскольку 30% зверьков, как правило, не переживают зимовку и погибают.

По словам эксперта, одна из проблем состоит в том, что на протяжении длительного периода о суслике просто забыли. С шестидесятых годов, когда были проведены исследования по крапчатому суслику, и до двухтысячных их вопросом никто не интересовался и не изучал его. В 2019 году благодаря АПБ о супергрызунах опять заговорили.

За все эти десятилетия популяция крапчатого суслика сокращалась. Свою роль здесь сыграл и антропогенный фактор – сусликов, как и хомяков, считали вредителями и уничтожали. Хотя, как отмечает эксперт, суслик вредителем не является.

«Основной корм суслика – это злаковые растения. Конечно, он может полакомиться и зернами, если увидит поле с ячменем или пшеницей, но это будет мизерное количество. По сравнению с хомяком, который набирает большое количество зерна в защечные мешки, суслик может уместить в себе едва ли чайную ложку».

Но причина исчезновения колоний крапчатых сусликов не всегда связана с деятельностью человека.

«Есть случаи, когда колонии уходили естественным образом. Такое происходит, когда в колонии проживает небольшое количество зверьков и есть давление со стороны хищников. Колония может полноценно существовать, если есть низкая трава, пасется скот. Суслик просматривает территорию на наличие хищников и может защитить себя. Если этого нет, начинается процесс рецессии – вырастает высокая трава, появляются сосны, луга исчезают. Территория становится непригодной для обитания колонии», - поясняет ситуацию Сергей Шокало.

 

Фотоохота на белку-летягу

Белка-летяга – родственница обычной белки, которую мы часто встречаем в лесах и парках. Она чуть меньше по размеру и подобно аэроплану умеет перелетать с дерево на дерево, порой выполняя довольно сложные маневры.

Позволяет ей это делать особая структура тела – шкурка между передними и задними лапками натягивается, и зверек плавно скользит по воздуху, перемещаясь в нужную точку. Предпочитает летяга старые еловые леса, где произрастает береза, ольха и сосна.

Поиски этого вида супергрызуна на территории Беларуси проходили на территории четырех районах – Шумилинском, Витебском, Городокском и Лиозненском.

В ходе исследования эксперты АПБ определили, что белка-летяга обитает на большей территории Городокского и Витебского района, а также встречается в Лиозненском  районе.

Выяснилось, что северный ареал обитания белок-летяг не ограничивается Двиной, как было принято считать ранее. Зверек был замечен местными жителями и в Оршанском районе.

Для обнаружения ночного скрытного зверька эксперты использовали видеофиксацию – фотоловушки. Определить деревья, где расположено дупло летяги можно по следам и характерному для этого вида помету, который находят у подножия деревьев весной до появления травы, но снять самого зверька – не так-то просто.

«Достаточно сложно установить, какое точно дупло занято зверьком, - отмечает Семен Левый, специалист природоохранным вопросам АПБ. - Если постучать по дереву или поскрести, то его обитатели – мохноногий сыч, например, может выглянуть и проверить, не карабкается ли на дерево лесная куница. И если заметит хищника, быстро покидает свое дупло. Но в случае с белкой-летягой все иначе. Такие манипуляции не помогают обнаружить зверька:  летяга будет сидеть, затаившись в дупле и не высовываться».

Чтобы запечатлеть неуловимую летягу, эксперты использовали несколько вариантов установки фотоловушек. Например, фотоловушку устанавливали на прикрепленном к дереву бруске, также использовалась фотоловушка-кормушка, куда насыпали семечки и орехи.

И она, конечно, пользовалась популярностью: кормушку посещали очень много разных зверьков и птиц. В основном синицы и мыши. Но и белка-летяга не обошла ее стороной - пришла проверить, что новенькое появилось на ее участке.

«За период инициативы мы обнаружили более 100 мест обитания белки-летяги. Подготовили более 90 паспортов и охранных обязательств. Суражский лесхоз, на территории которого была обнаружена летяга, сразу исключил все леса из всех видов рубок. Пока ведется работа с Городокского лесхозом, и надеемся, что сумеем их убедить, что такие места нужно сохранить».

 

Дикий хомяк в Беларуси. Есть ли надежда его отыскать?

«Еще 10 лет назад проводились первые попытки поиска хомяков на юго-западе Беларуси. Тогда нам удалось выявить несколько мест обитания. И этот десятилетний промежуток сильно сказался на ситуации с этим грызуном», - рассказывает о ситуации эксперт АПБ Вадим Прокопчук.

Сейчас этот редкий вид супергрызунов находится под угрозой глобального исчезновения и внесен в Венскую Конвенцию. Эксперты из разных стран говорят о резком падении численности хомяка. Ведущие зоологи Польши предполагают, что в ближайшие десять-двадцать лет он исчезнет в рамках того ареала, в котором он еще обитает в Европе.

Эксперты из Польши также отмечают, что ареал обитания хомяка изменился. Если десять лет назад он доходил до Подляшья и шел по центральным частям Польши, то в 2020 году, по результатам мониторинговых работ,  реально подтвержденных мест существования хомяка стало в два раза меньше, ареал сместился южнее.

Если говорить о ситуации в Беларуси, то еще десять лет назад это был достаточно распространенный вид, обитающий в полях, особенно в юго-западной, юго-восточной территории Беларуси. Информация, которую удалось получить экспертам в рамках проекта, говорит о том, сейчас его уже там нет.

Карта сравнительной ситуации Беларуси и Польши за 2015-2020 годы хорошо иллюстрирует ситуацию с хомяком. Черные точки на карте – места обнаружения мертвых хомяков, которые подтверждены фотографически. Белые – данные, свидетельствующие о наиболее вероятных местах, где хомяк был найден, но без документального подтверждения.

«Причем ситуация кардинальным образом поменялась в худшую сторону буквально за последние пять лет.  В 2010-2015 году было обнаружено примерно 30-40 регистраций хомяка».

Интенсификация сельского хозяйства, обработка пестицидами и гербицидами, хищничество приводят к тому, что хомяк вытесняется со своих привычных мест обитания. Увеличение количества пахотных земель заставило хомяков сместиться к межам, заброшенным хуторам, крупным животноводческим комплексам, где имеются зернохранилища.

«Девяносто процентов мест обитания этого зверька, которые эксперты находили десять лет назад, были обнаружены на межах – нераспаханных полосках земли между полями, возле заброшенных хуторов».

Но с расширением пахотных земель, эти места также уничтожаются. Например, в Каменецком районе, где мог обитать хомяк, было распоряжение убрать и распахать эти межи, чтобы увеличить площадь полей. За несколько десятков лет было уничтожено порядка десятка хуторов.

Но инициатива не теряет надежду все-таки отыскать хомяка. В рамках проекта была проведена значительная информационно-просветительская работа с населением. Был создан информационный буклет с описанием хомяка и мест его обитания, который распространялся в учреждениях образования и на сельхозпредприятиях.

Эксперты проводили встречи и с учителями, работниками охотничьего хозяйства, делали проводили опрос местного населения в деревнях, на территориях, где мог обитать хомяк.

Дикий хомяк был объявлен в розыск. Того кто обнаружит свидетельства его существования и само животное ожидает вознаграждение в размере 500 рублей. В результате было получено около сотни сообщений, однако восемьдесят процентов из них относились к мышам или кротовидным.

 

Выводы. Проблемы и решения

«Наука у нас финансируется по остаточному принципу, - отмечает Александр Винчевский, директор АПБ. - К сожалению, Академия наук, НПЦ по биоресурсам не имеют средств, чтобы заниматься охраняемыми видами. Есть специалисты по всем направлениям, но они занимаются тем, на что выделяются деньги государством.

И такая ситуация наблюдается не только с грызунами, но и с птицами, насекомыми, растениями. И для таких проектов нужно искать хорошее финансирование, чтобы проводить мониторинг краснокнижных видов, и сохранить их до того, как они будут уничтожены”.

«Сегодня люди жертвуют на проведения мониторинга большого подорлика. Когда эксперты поехали первый раз проводить мониторинг гнезд, оказалось, что часть из них уже вырублена. И это большая проблема. Сейчас готовится новая Красная книга и непонятно, как она будет писаться, когда нет данных по видам».

Если речь идет о лесном виде, то существуют инструменты, которые помогли бы сохранить места обитания нетронутыми. В Беларуси существует международная независимая лесная сертификация, лесной попечительский совет – FSC (Forest Stewardship Council), который сертифицирует древесину.

Сертификация строгая и требует от лесхозов охраны краснокнижных видов. Если поступят жалобы, что вырубают места обитания, например, белки-летяги, лесхоз может лишиться этого сертификата.

Ситуация с хомяком и сусликом более сложная, поскольку это виды сельскохозяйственные.

«Когда была обнаружена колония сусликов площадью в девяносто гектар, эксперты  ездили на совещания с председателем, приезжали специалисты из области. Они подходят с практической точки зрения – сколько кукурузы можно посадить на полях, почем ее продать и сколько получить – вышла сумма в 100 тысяч долларов убытка. Соответственно возник вопрос, кто этот убыток компенсирует. Однако нам пошли навстречу и эту колонию отдали под охрану. Но есть и остальные колонии, которые остаются незащищенными».

Осенью 2019 года были написаны письма с предупреждениями, что за гибель каждого суслика будет наложен штраф в размере десяти базовых величин. Письма были отправлены во все хозяйства, на территориях которых находятся колонии. Большинство директоров акционерных обществ приняли эти обязательства.

Эксперты будут также рассматривать варианты по переселению колоний сусликов, которые находятся под угрозой. Но переселить их можно лишь в те районы, где они ранее обитали.

«Такое расселение можно сделать с большой колонией, - объясняет Александр Винчевский.- Но на сегодняшний день ни мы, ни Минприроды не смогли добиться, чтобы остальные колонии сохранить. И пока есть вопросы, как разрешить эту ситуацию.

На Западе это решается компенсацией сельскохозяйственным предприятиям, но у нашего государства другие приоритеты.

Нужно искать выходы для сохранения этого вида. Несмотря на то, что инициатива заканчивается, мы не собираемся оставлять эти виды и возьмем их под свою опеку. Будем отслеживать, чтобы выполнялись все охранные обязательства и искать возможности и сотрудничать с учеными из Академии Наук, чтобы содействовать сохранению супергрызунов».

 

 

Инициатива «Хомяк, суслик и белка-летяга: спасти супергрызунов!» реализуется природоохранной организацией АПБ в партнерстве в Городокским лесхозом, Эколого-краеведческим общественным объединением «Неруш» и Научно-практическим центром НАН Беларуси по биоресурсам и проходит в рамках проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», который финансировался Европейский Союзом и реализовывался ПРООН в партнерстве с Минприроды.
Автор:
Фотограф:
Дарья Дмитриева
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость