В 2009 году Виталина Лобанова заканчивала» учёбу на биолога и писала дипломную работу по лягушкам. В одном кабинете с её научным руководителем сидел коллега-орнитолог, который предложил студентке побыть волонтёркой на кольцевании птиц. С этого всё и началось.
«Так я попала в «Ахову птушак Бацькаўшчыны». Мы приехали на станцию, людей было не много, и атмосфера была душевной: широкая Припять, мы на байдарках по ночам ездим проверять сетки для птиц. Мне очень понравилось. Плюс дорогу и еду оплачивали. Дальше я продолжила иногда приезжать туда помогать», - вспоминает Виталина.
Потом началась работа и девушке было не до волонтёрства, но путешествовать очень хотелось.
«Я работала в Академии наук младшей научной сотрудницей. Один из моих друзей по распределению попал работать на Камчатку. Он рассказывал про медведей, про экспедиции по дикому лесу. Мы все ему страшно завидовали. Через три года мне надоело работать, и я решила, что после увольнения будет идеальным решением поехать на Камчатку. Программа волонтёрства там была, я посоветовалась с другом и написала мотивационное письмо. Меня отобрали на годовую программу, написали, что «можешь сушить сухари и вязать носки», - рассказывает Виталина.
По дороге на Камчатку
Работа закончилась в августе, а волонтерство начиналось только в ноябре. Так как Виталина мечтала путешествовать, было решено добираться до Камчатки автостопом, а по дороге посещать разные места и пробовать волонтерить там.
В поиске волонтерских программ помог сайт Green Board. Виталина написала по двенадцати объявлениям, а в итоге откликнусь только три заповедника: на Байкале и два на Дальнем Востоке.
Если волонтерство на Камчатке подразумевало занятия наукой и «простых смертных» туда не брали, то волонтерства по пути были доступны и открыты для всех желающих. На Байкале была просто уборка территории, а на Востоке кольцевание птиц, помощь в питомнике и чистка троп.
«Бывают довольно специфичные требования к волонтерам. Например, мужчины, которые хорошо колют дрова или имеют права на управление лодкой. Менее специфичных волонтёрств больше, но они и менее интересные. Там тебе обычно не оплачивают дорогу, даже еда не всегда есть. Но и навыки не нужны, тебя всему научат. Чаще это помощь научным сотрудникам и/или уборка», - говорит Виталина.
Камчатка: занимались наукой попутно разгоняя медведей
Для волонтёрства на Камчатке надо было придумать свой проект. Так как Виталина биолог и занимается животными, то и здесь сконцентрироваться решила на них: находила и описывала новые для «Быстринского» парка виды насекомых и млекопитающих.
«Когда я приехала мне сказали, что есть неизученные млекопитающие и насекомые и моя задача их изучить. Ты берешь рюкзак, уходишь на неделю-две в лес, ставишь ловушки, собираешь материал, попутно отгоняешь медведей. Ходишь с картой, GPS у нас был, но он не всегда даже работал. Это совершенно дикие места, где людей можно не видеть неделями. До ближайшего посёлка 100 км и дороги туда нет», - рассказывает биолог.
Виталина приехала в парк в ноябре. На Камчатке это уже во всю зима. Поэтому волонтёры в это время больше работали в инфоцентре, оформляли стенды, общались с местными жителями и занимались экопросвещением.
Были волонтеры, которые не занимались наукой, но были вовлечены в строительство и благоустройство территории, а также ездили по разным школам и деревням и занимались экопросвещением местных жителей.
«Когда наступила весна мы начали работать в лесу. Вначале я проработала около месяца в одном месте, а потом присоединилась к своей подруге, которая изучала мхи, и мы уехали в другое, не менее глухое место. Добирались туда три дня на лошадях, нас было четверо. Там жили в лагере три недели, плюс уходили в разные стороны ставить ловушки. Еще месяц ушел на небольшие походы, а дальше я сидела и изучала весь набранный материал под микроскопом», - рассказывает Виталина.
Итогом годовой работы стала публикация научных статей, участие в двух конференциях, а также совместная книга о исследованиях (часть Виталины была про насекомых и млекопитающих).
«Мы определили новые виды, которые находятся в этом парке. Вместе с коллегой мы нашли около 260 новых для этого заповедника видов», - говорит Виталина.
По словам Виталины искать волонтерство по России довольно легко. Вот найти интересную и доступную программу в экзотических странах уже значительно сложнее. Но и это девушке удалось.
«Чаще всего волонтерские программы в экзотических странах коммерческие, довольно дорого стоят и популярны среди американцев и европейцев. Попасть на крутое и бесплатное волонтерство практически невозможно. Единственный возможных вариант – знать кого-то лично. Так у меня вышло с черепахами в Индии», - рассказывает Виталина.
Индия: спасали черепашат от собак
«В целом работа с черепахами довольно распространенное волонтерство, оно же и дешевле остальных. Черепахи приходят на какой-то берег размножаться и этот берег охраняют.
В нашем случае это была клетка, куда складывали выкопанные яйца, которые черепахи откладывали в разных частях пляжа, и там ждали пока вылуплятся черепашата.
Ночью мы дежурили у клетки, забирали вылупившихся черепашат и относили ближе к кромке воды, чтобы по дороге их никто не съел. Обычно их съедают собаки. Это довольно простая работа, но было интересно: маленькая деревушка, жизнь в буддистском храме, ночи на берегу океана», - вспоминает Виталина.
Кения: выращивали растения и танцевали
Путешествуя по стране можно найти недорогое волонтерство прямо на месте. Так Виталина с другом попали на программу организации, занимающейся восстановлением лесов.
«Это была довольно пустынная местность и местные жители уже вырубили и сожгли почти все деревья. Мы внедряли специально разработанную для такого климата программу, как садить растения и учили местных жителей выращивать деревья.
Ездили по разным местных хозяйствам и показывали эту методику. В целом там хитрая система из специального грунта и разных посыпок. Но главное, чтобы растение прижилось в первый год и начало нормально расти. Дальше оно может само.
Мне было не очень интересно, так как больше работали с деревьями, а я больше по животным. Но опыт понравился в любом случае», - говорит Виталина.
За возможность волонтерить ребята платили семь долларов в день. В эту сумму входило неограниченное количество вегетарианской еды. А вот жили в своих палатках. Попутно ещё помогали с водой местным жителям.
«Нам удалось попасть на деревенскую церемонию посвящения мальчиков в войны. Так как волонтёров там уже знали, то нас пригласили на праздник. Попробовали мясо, посмотрели на танцы», - рассказывает Виталина.
Эквадорская Амазония: птицы, обезьяны и речные дельфины
Ещё одно волонтерство Виталине во время путешествия по Латинской Америке помогли найти местные жители. Так она попала в Эквадорскую Амазонию.
«Через местного друга договорилась помогать в отеле в джунглях, а потом меня повысили до помощника гида и переводчика. Мы ездили с гидами на лодках и наблюдали птиц, обезьян и речных дельфинов, а я помогала переводить с испанского на английский. А потом ещё жила в местном сообществе и учила аборигенов английскому», - вспоминает Виталина.
ЮАР: глаза в глаза с гепардом
Это волонтерство Виталина нашла случайно, просто погуглив разные волонтерские программы.
«Обычно я пишу напрямую в организацию. В питомнике гепардов мне ответили, что для волонтерства у них нужно прислать CV и мотивационное письмо. Работа была минимум на шесть недель и оплата всего 200 долларов.
При этом для волонтёров предоставлялся домик, у каждого есть комната, на всех машина, только еду надо было покупать самостоятельно. Я ещё какое-то время думала, стоит ли, но всё же перед возможностью гладить гепардов сдалась. Совершенно об этом не пожалела, очень классное место и люди», - рассказывает Виталина.
Питомник находится недалеко от Кейптауна, гепарды живут в клетках по два. Изначально работа была больше с туристами, чем с гепардами. Туристы приходят и могут погладить животных в присутствии сотрудников. Обычно это человек, который выращивал гепарда и два помощника.
«Сначала ты работаешь просто на территории, убираешься, поливаешь растения. Параллельно ты учишь материал о парке и животных, и дальше уже можешь консультировать туристов. Если сдашь экзамен – проводишь туры. Обычно это короткий тур по заповеднику, где живут не только гепарды, а есть еще шакалы, лисы, каракал, сурикаты. Надо знать, как их зовут и их истории», - говорит Виталина.
Дальше волонтеры учатся, как сопровождать туристов в вольере с гепардами. Задача – защищать туристов, если что-то случается. Обычно происшествий нет, но меры предосторожности должны быть. Тут уже волонтёры знакомятся близко с гепардами, могут их гладить, но к обязанностям добавляется ещё и уборка вольеров.
«Каждое утро уборка – заходишь в вольер и убираешь, параллельно следя, чтобы гепард не решил с тобой поиграться.
Со мной однажды произошла немного стремная история. Я зашла в вольер, начала убираться. Обычно гепардам всё равно кто входит в клетку, и они не реагируют на волонтеров. Если ты долго в питомнике, то гепарды тебя уже знают и привыкли. Но у животных разные характеры и некоторые более опасные, чем другие.
Это был довольно своеобразный гепард, к которому редко пускают туристов. Я зашла в клетку и заметила, что он очень внимательно на меня смотрит. Глаза в глаза. Смотреть в глаза животным не очень хорошая идея, но я не могла отвести взгляд. Тут он начинает целенаправленно ко мне идти. В этом случае надо поставить перед собой какой-то предмет или вытянуть руку и чётко произнести «нет». Их обучали этой команде, и гепарды знают, что нет – это нет. Поэтому он немного «смутился» и просто развернулся в другую сторону», - вспоминает Виталина.
Около 70% в парке это волонтёры. Большая их часть – местные (они участвуют бесплатно), остальные – из разных стран мира. Вместе с Виталиной было двое русских, немец, француз и англичанин. Так за уборкой и поглаживанием гепардов прошло 2,5 месяца 2022 года.
Этот же питомник ещё занимается экопросвещением местных жителей, а также реализует программу сохранения гепардов в дикой природе. Подход у программы интересных – для того, чтобы фермеры не убивали гепардов им выдают огромных собак.
«Фермерам на год выдавали щенков турецкой овчарки. Это очень большие и громкие собаки, гепарды к таким боятся даже подходить. Организация обеспечивает фермеров на год всем необходимым для выращивания щенка: корм, добавки, витамины, ветеринарное обслуживание. Деньги от туристов как раз уходили туда.
Принципиальный момент – щенка надо растить вместе со стадом животных, которых выращивает фермер. Тогда собака защищает и охраняет животных как свою семью», - рассказывает Виталина.
Если через год фермер оставался довольным, то собаку он мог оставить уже за собственные средства, тогда только обязательное условие – подписать документ, что фермеры не будут убивать гепардов. Уровень согласия на такие условия 95%, так что можно смело сказать, что программа работает успешно.