24.01.2017 / 17:01

В Беларуси функционируют более 1200 особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Для каждой определён режим охраны, в который включены как пассивные, так и активные мероприятия. В настоящее время сохранение таких территорий невозможно без управления человеком. Краткий ликбез о том, как выглядит менеджмент в дикой природе, преподал старший научный сотрудник Научно-практического центра по биоресурсам НАН Беларуси, научный координатор проекта ЕС/ПРООН «Клима-Ист» Михаил Максименков.

Экосистемам нужны активные меры охраны

Пассивные мероприятия прописываются в положении об ООПТ. Это запрет на определённую деятельность, которая может нанести вред природным комплексам и объектам. Владельцы земельных участков, входящих в состав ООПТ, обязаны соблюдать установленный режим охраны. В одном заказнике или национальном парке сочетаются зоны с различными режимами.

Лектор предложил взглянуть на карту-схему нацпарка «Беловежская пуща». Для национальных парков устанавливаются 4 зоны: заповедная, рекреационная, регулируемого и хозяйственного использования.

Красными оттенками отмечены заповедная и зона мирового наследия, синим — рекреационная, жёлтым — хозяйственная, зелёным — регулируемого использования (возможны только отдельные виды деятельности, использование природных ресурсов ограничено)
Красными оттенками отмечены заповедная и зона мирового наследия, синим — рекреационная, жёлтым — хозяйственная, зелёным — регулируемого использования (возможны только отдельные виды деятельности, использование природных ресурсов ограничено)

 

Ещё один пример пассивных мер охраны — ограничение лесохозяйственной деятельности на территории республиканского заказника «Старый Жаден». На карте разными цветами обозначены 4 зоны:

  • запрет на любую лесохозяйственную деятельность, за исключением расчистки просек;
  • запрет на любую рубку, кроме санитарной;
  • запрет на все виды рубок главного пользования и рубок обновления и переформирования;
  • запрет только на сплошные рубки главного пользования и без ограничений.

Зона «без ограничений» — зелёного цвета — занимает большую часть заказника. В бурой зоне установлен запрет на любые рубки, в оранжевой — запрет на все виды рубок, кроме санитарных, в жёлтой — запрет на сплошные рубки главного пользования
Зона «без ограничений» — зелёного цвета — занимает большую часть заказника. В бурой зоне установлен запрет на любые рубки, в оранжевой — запрет на все виды рубок, кроме санитарных, в жёлтой — запрет на сплошные рубки главного пользования

Однако, по словам Михаила Максименкова, оказалось, что в современных условиях одних ограничений для сохранения биоразнообразия недостаточно: экосистемам требуются активные меры охраны. Они прописываются в планах управления заказником. Планы управления, в свою очередь, готовятся для заказников с образованными под них государственными природоохранными учреждениями, в отдельных случаях — при необходимости принятия мер по восстановлению природных комплексов и объектов. Для памятников природы международного значения разрабатываются свои планы управления.

Учёный назвал несколько примеров реализации мероприятий планов управления:

  • восстановление гидрологического режима заказника «Ельня»;
  • управление экосистемами низинных болот путём организации вырубки древесно-кустарниковой растительности, кошения тростника и иной травянистой растительности;
  • управление экосистемами низинных болот путём организации управляемого выжигания сухой растительности;
  • выращивание сеяных трав для сенокошения и выпаса скота на торфяниках;
  • восстановление исчезающих видов растений в заказнике «Выгонощанский»;
  • создание культур чёрной ольхи на неэффективно осушенных торфяниках;
  • восстановление популяций широкопалого рака.

 

Возрождение Ельни

В заказнике «Ельня» находится самый большой в Беларуси и один из крупнейших в Европе озёрно-болотный комплекс. Ценен он тем, что является памятником далёкой ледниковой эпохи и старейшим природным объектом нашей страны. Так как воздействие человека на него было минимальным, здесь сохранились уникальные виды растений и животных, а также сформировались крупные торфяные залежи. Отмечается и высокая природная значимость этого объекта на международном уровне. Водно-болотное угодье «Ельня» является Рамсарским участком, ключевой орнитологической и ботанической территорией международного значения.

К сожалению, в советское время его не обошла стороной мелиорация. В 1920-1930-е года через озёра прокопали каналы. За десятилетия они значительно осушили вершины болота, а созданная мелиоративная сеть для подготовки площади для добычи торфа ещё больше подорвала устойчивость гидрологического режима Ельни. Поэтому сегодня уровень грунтовых вод на болоте значительно упал.

Красным обозначены каналы, которые дренируют данную территорию
Красным обозначены каналы, которые дренируют данную территорию

Это послужило причиной почти ежегодных пожаров. Самые крупные из них произошли в 1998 и 2002 годах. Тогда значительная часть болота была пройдена огнём. После той трагедии Ельне потребовался не один год на восстановление. 

Но болоту повезло: на помощь пришли западные доноры. За счёт проектов ГЭФ/ПРООН «Торфяники-2», RSPB, «Wetlands International» и при финансовой поддержке «The Coca-Cola Foundation» там восстановили нарушенный гидрологический режим, построив плотины и шпунтовые стенки.

«За 50 лет существования каналов торф опустился примерно на 200 метров. Поэтому пришлось не только их перекрывать, но и расширять. В таком случае вода обтекает плотины и уходит постепенно, не разрушая их», — пояснил лектор.

 

Споровское и Званец: вырубка, кошение и управляемое выжигание

Ещё одним положительным примером стало управление экосистемами низинных болот в заказниках «Званец» и «Споровское». Здесь работает проект ЕС/ПРООН «Клима-Ист: сохранение и устойчивое управление торфяниками в Республике Беларусь для сокращения выбросов углерода и адаптации болотных экосистем к изменению климата».

  • Площадь крупнейших низинных болот Европы — Споровского и Званца — составляет 18 000 и 15 000 га каждого соответственно. Оба восстанавливают путём вырубки древесно-кустарниковой растительности, кошения тростника и иной травянистой растительности, управления гидрологическим режимом.

 

Зачем потребовалось вмешиваться в природу?

«В заказнике "Званец" значительно снизилась площадь открытых низинных болот. На картах за 1950, 1996 и 2006 года жёлтым цветом обозначены низинные открытые осоковые болота. В 1950-е годы они доминировали на данной территории, в 1996 году их стало меньше, а в 2006 году осталось совсем ничего. За 10 лет мы теряем в среднем 10% от этих болот», —  отметил Михаил Максименков.

Почему так произошло? До 1996 года биомассу с болот сельское население выкашивало вручную и использовало в хозяйстве. Когда нужда в этом отпала, открытые заболоченные пространства стали зарастать тростником.

На Званце и Споровском его плотность стала достигать 150 стеблей на 1 м2, то есть растения растут сплошной стеной!

«Это очень высокая плотность. И животные и растения, обитающие и произрастающие на низинных болотах, не выдерживают таких изменений. На болотах заказника "Званец" отмечается 72 вида животных из Красной книги, 35 из которых однозначно исчезнут, если не проводить активные мероприятия», — пояснил учёный.

В их числе заказник рискует потерять краснокнижных вертлявую камышовку, большого веретенника, большого и малого подорлика, турухтана, змееяда. Кстати, в заказнике обитает 16% мировой популяции вертлявой камышовки, что делает сохранение экосистемы ещё более значимым.

Основной идеей управления стала организация на болотах Званец и Споровское так называемого болотного хозяйства, при котором часть естественной растительности удаляется и используется в хозяйственных целях, не подавляя при этом способность болот образовывать торф и поддерживая биологическое разнообразие. 

Из кустарников получаются щепа и топливные пеллеты, тростник применяется как кровельный материал. Вырученные за биомассу деньги идут на природоохранные цели. За 2015-2016 годы на болотах Званец и Споровское вырубили древесно-кустарниковой растительности и скосили тростника и иных болотных трав на площади около 2300 га. В нынешнем году планируется убрать ещё на 1200 га.

Нарушение гидрологического режима стало новой напастью, постигшей Званец. Осушение прилегающих территорий и изменение климата критически сказались на болоте: снизился уровень грунтовых вод. В засушливые годы он опускался до минус 160 см. Званец стал зарастать кустарниками и тростником, на нём начали вспыхивать пожары.

Растительность буйно пошла в рост ещё и потому, что вместе с водой из мелиоративной системы на болото попадают минеральные удобрения и органика.

Интенсивные осадки доставляют не меньше проблем. В такие дни из-за работающих на мелиоративных системах насосных станций вода подтапливает болота. В результате гибнут наземные гнездящиеся птицы, их птенцы, уничтожаются кладки.

«Мы должны создать такой режим, который был бы оптимальным для грунтовых вод, животных и растений. Его можно обеспечить за счёт строительства водорегулирующей системы плотин. За последние 10 лет в заказнике «Званец» построен комплекс водорегулирующих сооружений, позволяющих управлять гидрологическим режимом болотных экосистем и ограничить поступление загрязнённых вод с прилегающих сельскохозяйственных полей. Сейчас мы обеспечиваем оптимальные условия, по крайней мере, до конца периода гнездования — до июля», — рассказал Михаил Максименков.

В рамках проекта «Клима-Ист» также проверили, на первый взгляд, варварский метод заботы о природе — управляемое выжигание сухой растительности на болотах. По словам лектора, для большинства охраняемых видов этот метод дал положительный эффект.

Он объяснил, почему необходимо проводить управляемое выжигание сухой растительности на низинных болотах.

Во-первых, низинные болота зарастают тростником, что приводит к деградации мест обитания значительного числа видов редких и исчезающих видов животных и растений.

Во-вторых, зарастание водно-болотных массивов ведёт к сокращению площади редкого биотопа, подлежащего специальной охране в Беларуси.

В-третьих, накопление в течение нескольких лет старой растительности препятствует нормальному росту осок и приводит к общему снижению продуктивности низинных болот.

В-четвёртых, при отсутствии управляемых палов местное население выжигает болота в весенний период (апрель-май), что, как правило, имеет катастрофические последствия для биоты. А многолетнее накопление старой растительности приводит к созданию пожароопасной ситуации и резкому снижению биоразнообразия.

Болото после выжигания растительности
Болото после выжигания растительности

  • Такого рода выжигание требует определённых условий и подготовки. Должны присутствовать естественные преграды для огня (каналы, реки, дороги и т.д.), учитываться направление и сила ветра (не выше 5 м/с), оптимальная скорость горения и высота пламени. Процесс возгорания контролируется сотрудниками МЧС. Средняя скорость распространения огня не должна превышать 1,5 м/с, а преобладающая высота пламени — 1,5-2 м. Во время управляемого пала болото должно быть покрыто водой, снегом или льдом.

Впервые в Беларуси управляемое выжигание сухой растительности провели в заказнике «Званец» в 2015 году.

 

Посадка чёрной ольхи и спасение исчезающих видов

Иногда, чтобы спасти экосистему, виды необходимо посадить, переселить или размножить. К примерам положительного вмешательства человека в природу можно отнести создание культур чёрной ольхи на осушенных торфяниках в Лидском районе Гродненской области. В рамках проекта «Торфяники-2» были посажены 267 000 саженцев на площади 200 г.

«Чёрная ольха — климатически хорошее дерево, она интенсивно поглощает углерод и формирует нормальный почвенный покров. А на месте осушенных торфяниках вырастает красивый ольховый лес», — отметил лектор.  

Михаил Максименков рассказал, как несколько лет назад с поддержкой проекта ГЭФ/ПРООН «Биоразнообразие» восстанавливали популяцию исчезающего широкопалого рака в Глубокском районе. В озёра Млично и Белое выпустили 200 особей.

Тогда же удалось увеличить количество мест произрастания зверобоя четырёхклылого. Семена от единственной в Беларуси популяции данного растения передали в детский образовательный центр, где юные экологи вырастили 1000 сеянцев. Их посадили в заказнике «Выгонощанское».

«Понимаю, что складывается впечатление, будто заказники превращаются в колхозы. Но других способов сохранить редкие виды животных и растений не существует. В нашей стране, как и в Европе, используем одни и те же методы», — подчеркнул лектор.

Автор:
Фотограф:
lignum-eco.by, фото из презентации
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость