По данным межправительственной группы экспертов по изменению климата, Китай является самой загрязняющей воздух страной в мире. Более чем в половине городов максимально допустимые значения превышены в пять раз. ООН заявляет, что неадекватные условия производства товаров в Китае ежегодно приводят к 100 000 случаев смерти, а по данным ВОЗ, в 2010 году 1,2 млн преждевременных смертей в Китае были связаны с загрязнением воздуха, и семь из десяти самых грязных городов в мире находятся в этой стране.
Загрязнением воздуха всё, конечно, не ограничивается. Промышленные предприятия часто загрязняют почву, реки и грунтовые воды, что, в свою очередь, приводит к загрязнению урожая и тому, что люди и животные постоянно контактируют с токсичными веществами, от чего растёт заболеваемость и смертность.
До 2018 года Китай был практически официальной мировой свалкой: в 2016 году он «поглотил» 7,3 миллиона тонн пластиковых отходов из разных стран, включая Великобританию, США и Японию, и на долю КНР приходился 51% мирового импорта старой пластмассы.
Но с 1 января 2018 года страна запретила ввоз 24 видов отходов на свою территорию. Среди запрещённых к импорту материалов оказались металлы и их соединения, содержащие мышьяк, а также текстильные изделия, несортированная макулатура, пластиковые отходы (втом числе ПЭТ-бутылки).
Избавившись от роли мировой свалки, Китай остался для нас гигантским супермаркетом. По данным торговой платформы Aliexpress, в 2017 году совокупное число пользователей сайта превысило 100 миллионов человек. Всего в мире порядка 1,6 миллиарда человек делают покупки онлайн, и каждый шестнадцатый пользуется Aliexpress.
Всё это часто становится причиной пренебрежительного оношения к Китаю как государству и к людям, живущим там. Они, мол, не заботятся об окружающей среде, плохо образованы и не хотят учиться, буквально заваливают весь мир ненужными безделушками, да ещё и чужой мусор не хотят импортировать, ухудшая тем самым экологическую ситуацию в развитых странах.
С больной головы на здоровую
Традиционные обвинения некоторых азиатских и африканских стран в том, что они жутко загрязняют окружающую среду и вообще не могут обеспечить местным жителям достойный уровень жизни, всегда полны неприкрытого империализма. Пока вся грязная работа делается в Китае, Бангладеш, Кении, Конго и т.д., богатые и развитые страны гордо демонстрируют собственные достижения в борьбе с загрязнением воздуха и другими экологическими проблемами.
Мы буквально снимаем сливки китайского производства и упорно не замечаем обратную сторону медали. Или замечаем, но делаем вид, что мы тут вообще ни при чём.
Всемирно известные бренды H&M, Zara и Marks & Spencer закупают материалы, которые производятся на фабриках, серьёзно загрязняющих окружающую среду Индонезии, Китая и Индии. 60% всех рождественских декораций в мире производится в китайском городе Иу людьми, которые не всегда даже действительно знают, что такое рождество.
По данным Международной организации труда, 170 миллионов детей во всём мире вовлечены в детский труд («работа, для которой дети слишком юны или работа, которая по своей сути и предоставляемым условиям неприемлема для детей и запрещена» - ООН), и Китай входит в семёрку стран, где эта практика наиболее распространена.
Так же, как и удручающая экологическая обстановка, эксплуатация детского труда в Китае – часть замкнутого круга и воронки бедности, в которую местные жители попадают в том числе и из-за существующей международной политики более богатых стран и международных корпораций.
Летом 2019 года Ли Гао, представитель Министерства экологии и окружающей среды Китая, заявил, что из-за внешнего давления на экономику страны Китай сталкивается с дополнительными сложностями в сокращении выбросов.
«Мы уверены, что выполним обязательства (по выбросам углерода), но очень оптимистичные ожидания не соответствуют реальной ситуации в Китае и тем внешним помехам, с которыми мы сталкиваемся», - отметил политик.
Желание Китая стать более экологически чистой страной должно, на первый взгляд, радовать международное сообщество, но фактически это желание встречают без большого энтузиазма.
Секрет недовольства прост: если Китай перестанет быть всемирной свалкой и дешёвым супермаркетом, другим странам придётся как-то иначе решать собственные экологические проблемы, и их репутация как чистых государств, которые заботятся об окружающей среде, окажется под угрозой. Если раньше отходы можно было просто переправить в Китай, то сейчас с ними надо что-то делать. Они становятся видимыми.
Так, например, после отказа Китая импортировать 24 вида отходов, Адина Адлер, старшая директриса по международным связям Института переработки отходов, говорила, что сектор утилизации США погружается в хаос. По её словам, большим городам вроде Сан-Франциско или Лос-Анджелеса придётся переосмыслить всю цепочку управления отходами, чтобы не утонуть в мусоре.
Зелёная революция
Несмотря на международное давление, Китай намерен серьёзно озеленить собственную экономику и страну в целом.
Например, в 2018 году там вступил в силу закон об экологическом налоге, направленный на сокращение выбросов в атмосферу. Предприятия должны установить специальные устройства, которые определяют уровень загрязнений, а данные с приборов будут передаваться налоговым и природоохранным службам Китая.
В том же году Китай отправил 60 000 солдат высаживать деревья в целях борьбы с загрязнением воздуха путём увеличения лесного покрова страны.
Несмотря на то, что энергетика Китая по-прежнему зависит от угля, возобновляемые источники энергии играют большую роль в энергобалансе страны. Согласно прогнозам, к 2022 году доля Китая в мировой зелёной энергетике составит 42% (солнечная энергия), 35% (энергия воды) и 40% (энергия ветра).
Более половины всех солнечных батарей в мире находятся сейчас в Китае, а в одном лишь 2017 году объём иностранных инвестиций в зелёную энергетику этой страны превысил 44 млрд долларов США.
Из последних новостей экологической войны в Китае – запрет на одноразовый пластик. К концу 2020 года пластиковые пакеты будут запрещены во всех крупных городах страны. Сейчас огромное количество необработанных пластиковых отходов захоранивают на свалках или сбрасывают в реки, а ООН назвала одноразовый пластик одной из самых серьёзных экологических проблем в мире.
Национальная комиссия по развитию и реформированию и Министерство экологии и окружающей среды, которые разработали новые правила, заявили, что пластиковые пакеты будут запрещены во всех крупных городах Китая к концу 2020 года и вообще во всех городах и поселках в 2022 году. До 2025 года этот запрет не будет распространяться на рынки, где продаются свежие продукты.
В первую очередь под запрет попадут пластиковые пакеты толщиной менее 0,025 мм и пластиковые плёнки толщиной меньше 0,01 мм. Другие товары, такие как пластиковая посуда для закусочных и пластиковая упаковка для служб доставки, также будут сняты с производства и продажи. К концу этого года в ресторанах нельзя будет использовать одноразовые соломинки для питья, а к 2025 году города и посёлки Китая должны сократить потребление одноразовых пластиковых изделий в ресторанной индустрии на 30%.
Инвестиции как новая форма мести
Идеализировать Китай тоже, безусловно, не стоит. Даже если мировое сообщество изменит свою политику относительно этой страны, она не станет резко процветающей, эксплуатация детей и взрослых там не исчезнет, а предприятия, ориентированные исключительно на внутренний рынок, не превратятся в экологически чистые по мановению волшебной палочки.
Трансформация экономической системы – долгий и дорогостоящий процесс, который может включать в себя самые разнообразные меры. Одной из таких мер можно считать инвестиционные программы, которые предлагает сейчас Китай другим странам, в том числе и Беларуси.
В 2015 году Китай открыл для нас льготные и коммерческие кредитные линии, и с того времени в Беларуси при поддержке китайских банков было реализовано более 30 инфраструктурных проектов. В 2018 году приток прямых китайских инвестиций в страну составил 190,1 млн долларов США.
Фактически Китай откупается от новых производств на собственной территории – выбирает профилактику болезни вместо последующего сложного лечения. Нам это могло бы пойти и на пользу – новые производства, новые рабочие места, новые налоговые выплаты в бюджет страны. Но, увы, среди финансируемых проектов оказались и скандальные предприятия, опасные для экологии Беларуси: аккумуляторный завод около Бреста и завод по производству сульфатной белёной целлюлозы в Светлогорске.
Возможно, китайские инвестиции в иностранные опасные или малорентабельные производства – это своеобразная форма мести. Раз мы столько лет создаём все условия для ухудшения положения в Китае, почему бы ему не ответить нам тем же? Почему бы не проспонсировать высокотоксичное производство свинцовых аккумуляторных батарей? И почему бы не дать денег на строительство завода белёной целлюлозы, из-за которого в городе воняет протухшей капустой?
А на коммерческих кредитах Китай ещё и заработает. Шикарная многоходовка, и мы её, увы, заслужили.