24.04.2015 / 18:04

Катастрофы на атомных станциях в Чернобыле и Фукусиме — одни из самых страшных, которые когда-либо приходилось переживать человечеству. Обе стали результатом неспособности технических специалистов и учёных предвидеть, как незначительные с виду неполадки могут превратиться в бедствия невообразимых масштабов.

Учитывая, что многие страны продолжают использовать ядерную энергетику, а некоторые также планируют строительство новых реакторов, оценка рисков в атомной промышленности должна стать основной задачей. Например, насколько вероятно повторение ситуации аварии в Чернобыле в ближайшие годы?

Сегодня ответить на этот вопрос можно, основываясь на результатах работы Спенсера Уитли и Дидье Сорнетта из Швейцарской технической школы в Цюрихе и Бенджамина Совакоол из Орхусского университета в Дании. Они составили наиболее полный в истории список аварий на атомных станциях и использовали его для расчёта вероятности подобных крушений в будущем.

Тревожный вывод исследователей состоит в том, что до 2050 года с вероятностью 50% на одной из атомных станций в мире может произойти крупная авария. «В ближайшие 27 лет нас может ожидать катастрофа, по масштабам равная Чернобылю, или даже больше», — говорят исследователи.

Атомную промышленность часто обвиняют в излишней самонадеянности по отношению к рискам. При этом независимых оценок проведено очень мало. В данной сфере они — редкость, в частности, потому, что сведения об авариях собираются специалистами атомной промышленности. Вот и получается, что обнародовать и распространить информацию становится очень сложно. 

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) публикует оценки аварий по Международной шкале ядерных событий (INES), которая основывается на количестве выбросов радиоактивных веществ. Однако хронологию и статистику этих аварий МАГАТЭ не публикует, возможно, потому что роль агентства состоит не только в регулировании атомной энергетики, но и в её продвижении.

  • Таким образом, статистику сбоев и происшествий приходится собирать кому-то другому. Самый полный из списков включал данные о 102 событиях. Для сравнения, по Международной шкале ядерных событий оценены только 72.

Спенсер Уитли и его коллеги значительно расширили этот список, составили его на основании собственных данных, без использования информации МАГАТЭ. В качестве величины измерения они использовали стоимость каждой аварии в долларах США (на 2013 год). Ею в их оценке считался «каждый непредвиденный случай на атомной электростанции, который привел к смерти, по меньшей мере, одного человека или ущербу собственности на сумму не менее 50 000 долларов». В перечень попали аварии, произошедшие в процессе выработки, транспортировки или распределения атомной энергии, включая несчастные случаи при подземных работах, при транспортировке автомобилями или по трубопроводам, на обогатительных предприятиях, производстве и т.д. 

Исследователи собирали данные из разных источников, включая опубликованные отчёты и оценки экспертов, а также пресс-релизы, проектные документы, доклады общественных комиссий и газетные статьи на английском языке.

Затем они подсчитали стоимость каждой аварии, основываясь на экономических потерях, к которым она привела: разрушение зданий, работа служб чрезвычайного реагирования, восстановление окружающей среды, эвакуация, социальные выплаты, страховки и т.д. Если авария привела к гибели людей, исследователи добавляли к цифре 6 млн долларов за каждую жертву — это число используется различными организациями в США при оценке стоимости человеческой жизни.

Команда Спенсера Уитли признаёт недостатки этого метода. Однако, главное, по их мнению, что он позволяет представить все негативные последствия в одном показателе — цифре в долларах США. Это, в свою очередь, даёт возможность составить рейтинг.

  • В результате исследователи создали список из 174 случаев за период с 1946 по 2014 годы. Он включает дату, место аварии и её стоимость, а также рейтинг по Международной шкале ядерных событий и ещё одной достаточно известной Шкале интенсивности ядерных аварий.

В пятерку наиболее масштабных по стоимости входит авария на атомной станции «Фукусима» в марте 2011 года, катастрофа в Чернобыле в апреле 1986 года, пожар на АЭС в городе Цуруга (Япония) в 1995 году, пожар на заводе по наработке оружейного плутония и деталей из него «Рокки Флэтс» в США в сентябре 1957 года, а также авария на атомном комплексе «Селлафилд» в Великобритании, произошедшая в марте 1955-го, за два года до печально известного пожара на этой станции. Атомный комплекс «Селлафилд» появляется 5 раз в ТОП-15 наиболее дорогостоящих аварий.

Новая база данных содержит на 75% больше элементов, чем все ранее созданные. И эти новые данные значительно увеличивают возможности проведения статистического анализа. 

  • Исследователи воспользовались данным обстоятельством. Во-первых, по их мнению, эта база демонстрирует, насколько недостаточна оценка по Международной шкале ядерных событий. Например, авария на атомной станции в Фукусиме должна была иметь оценку 10 или 11, тогда как в настоящее время её максимальный уровень — 7.

Затем эксперты подсчитали, что количество ядерных аварий стоимостью более 20 млн долларов устойчиво снижалось с 1970 года. Кроме того, этот показатель резко сократился после катастрофы на Чернобыльской АЭС, и на сегодня составляет от 0,002 до 0,003 вероятных случаев для каждой станции в год.

Значительные изменения произошли после трагедии на АЭС «Три-Майл-Айлэнд» (США) в марте 1979 года. После этого случая требования безопасности повысили, что уменьшило средний масштаб аварий в 3,5 раза.

Однако, как оказалось, крупные аварии складываются в совершенно отличную от других статистику. Возможно, это объясняется тем, что они происходят как результат стечения целого множества непредсказуемых обстоятельств.

Этот тип аварий анализировать особенно сложно, поскольку логика их распространения сильно отличается, их причины непредсказуемы, и таких происшествий не слишком много.

Тем не менее, на основании полученных данных исследователи утверждают, что атомная промышленность остаётся уязвимой к крупным катастрофам: «С 50%-ной вероятностью можно сказать, что в ближайшие 50 лет нас ожидает бедствие, по масштабам сравнимое с аварией в Фукусиме, а может, и масштабней». 

Авария на атомной станции «Фукусима» стала самой дорогостоящей в истории. Её последствия оценены в 166 млрд долларов. Это составляет 60% от общей стоимости всех остальных происшествий на АЭС.

Исследователи подсчитали, что авария, подобная Чернобыльской, которая стала самой масштабной по выбросу радиации, может случиться с вероятностью 50% в ближайшие 27 лет. С такой же вероятностью в ближайшие 10 лет может повториться катастрофа «Три-Майл-Айлэнд».

Исследователи проделали большую работу. Каждый, кто берётся за исследования в области атомной энергии, подвергается жёсткой критике. Но Спенсер Уитли и его коллеги могут выдержать эту критику. Их база данных тщательно выверена, и с их статистикой тяжело спорить.     

Эти выводы будут неудобны атомной промышленности и её сторонникам. Многие страны сейчас инвестируют в атомную энергетику, потому что она является альтернативой ископаемому топливу и не производит выбросов парниковых газов.

Исследователи предполагают, что авария, сравнимая с аварией на АЭС в Чернобыле, вероятна, скорее всего, в течение жизненного цикла уже построенных реакторов. И если это случится, название ещё одного пустынного места станет таким же именем нарицательным, как Чернобыль или Фукусима.

Все эти риски должны быть тщательно взвешены в сравнении с преимуществами. Вот только оправданы ли они при условии, что поставлено на карту? На этот вопрос нужно ответить инженерам, политикам и обществу. 

Комментарий эксперта:

Российский физик-ядерщик, эксперт объединения "Беллона" Андрей Ожаровский:

«Метод оценки серьёзности аварии по одному критерию — ущербу — имеет право на существование. И я считаю обоснованными выводы исследователей о высокой вероятности повторения в ближайшие десятилетия тяжёлой радиационной аварии на одной из АЭС или одном из предприятий атомной отрасти мира. Противники ядерной энергетики задолго до 11 марта 2011 года предупреждали о возможности «второго Чернобыля». К сожалению, мы оказались правы. Теперь новые исследования говорят о том же — о возможности новых аварий.

Вопрос в том, где именно произойдёт новая катастрофа — в США, Франции, России, Китае или Индии. Обидно, что Беларусь стремится тоже соорудить на своей территории опасную АЭС, существенно увеличив риск повторного радиационного загрязнения уже пострадавших территорий и облучения людей»…

 

В публикации использован перевод материала с сайта www.technologyreview.com

Автор:
Фотограф:
thenews.kz
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость