В предрождественский период нам удалось поговорить с представительницей еще одной близкой и дружественной для Беларуси страны – Австрии.
Австрия стабильно входит в число крупнейших инвесторов в экономику Беларуси и играет важную роль в модернизации беларусских предприятий в целом ряде отраслей, в том числе в сфере энергетики, деревообрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. Именно энергетика, изменение климата и охрана окружающей среды стали одними из ключевых тем государственного визита Александра Лукашенко в Австрию.
О современных экологических тенденциях и их влиянии на партнерские отношения наших стран, о зелёных инвестициях и инновациях, а также экологичном Рождестве говорим с послом Австрии в Беларуси Алоизией Вёргеттер.
- Госпожа посол, вы находитесь на дипломатической службе уже более 25 лет, и в вашем послужном списке опыт работы климатическим дипломатом. Что для вас означал этот статус?
- О том, что мир столкнулся с экологическими проблемами, я, конечно, знала давно, но до того, как стала работать в сфере изменения климата, не осознавала, насколько все серьезно, насколько связаны наука, социальные аспекты, экология и экономика.
Благодаря этому опыту, я поняла, что для решения экологических проблем недостаточно иметь политическую власть – нужно менять наш менталитет. Политикам нужно сотрудничать с теми, чья жизнь меняется вместе с климатическими изменениями, с экономическим сектором, который должен предлагать другие продукты. Мы должны стремиться к тому, чтобы люди были счастливы, и при этом не случилось глобальной катастрофы.
При этом, на мой взгляд, в вопросе преодоления экологических проблем, важны не только политики, но и активисты. К примеру, Грета Тунберг. Равно как и такие люди, как Арнольд Шварцнегер, которого мы называем «штирийский дуб» и голос которого в области защиты климата в австрийском обществе очень важен. Так же и бизнес, создающий новые климатически дружественные продукты и технологии – это всё новые герои нашего времени. Если помогать им, получится хороший результат.
- Как воспринимает климатическую проблематику австрийское общество? И можно ли сегодня быть политиком в Австрии и не говорить об изменении климата?
- Австрийцы довольно чувствительны к проблеме изменения климата, потому что могут своими глазами наблюдать последствия – наша страна довольно уязвима.
В Австрии нет своих источников энергии, кроме возобновляемой. Чем меньше мы расходуем газа и нефти, тем лучше для нашей экономики, ведь углеводороды мы закупаем по высокой цене. Австрийцы стараются экономить электроэнергию – мы строим энергоэффективные дома, меньше нуждающиеся в отоплении зимой.
Также австрийское правительство предпринимает немало шагов, чтобы стимулировать использование общественного транспорта и сократить использование личных автомобилей – все это шаги, доступные нам вне зависимости от внешних условий, мы концентрируемся на них.
29 сентября в нашей стране состоялись выборы, которым предшествовала большая политическая кампания. И, кажется, на этих выборах впервые климатические изменения стали темой, которую затронули практически все политические силы.
- Европейский Союз взял курс на переход к климатически нейтральной экономике к середине века. Как вы считаете, есть ли у Беларуси потенциал для таких же результатов и серьезной трансформации экономики?
- Я убеждена, что правильная климатическая политика имеет экономический смысл. На самом деле людей не нужно принуждать работать экологично, они делают это, потому что так выгодно с экономической точки зрения, это приносит доход. Мой дом теплее, я сама живу более здоровой жизнью. Климатическая политика в любом случае благоразумна.
- Не так давно состоялся государственный визит Александра Лукашенко в Австрию. Каковы основные итоги визита и какие следующие шаги вы планируете вместе с беларусской стороной?
- Одним из главных результатов двусторонней встречи в Вене стало присоединение Президента Беларуси к климатической инициативе Президента Австрии Александра Ван дер Беллена. Эта инициатива была создана перед Саммитом ООН по климату в Нью-Йорке в сентябре этого года и предполагает личную приверженность и поддержку глав государств в решении проблемы изменения климата.
В ходе визита в Вену Президент Лукашенко сказал нам о том, что Австрия всегда может рассчитывать на Беларусь и на него лично в деле охраны окружающей среды. Теперь наша общая задача состоит в том, чтобы совместно определить, какими будут следующие шаги, чтобы претворить в жизнь политическую волю глав государств, решения, принятые на высшем уровне.
Австрийское энергетическое агентство и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси подписали меморандум, в рамках которого планируется продвигать энергоэффективность и развитие возобновляемых источников энергии.
Развитие ВИЭ в Беларуси – важный элемент дискуссии между нашими странами, даже с учетом того, что ваша страна готовится к использованию атомной энергетики. Основываясь на диалоге с беларусской стороной, мы понимаем, что мы можем продолжать работу по поддержке возобновляемой энергетики.
Атомная энергетика – это опция, которая, как вы знаете, не используется в Австрии. Наши граждане высказалась против использования атомной энергии, но мы уважаем решение других стран, если те решились на мирное использование атома. Но при этом важно всё же соблюдать высокие стандарты безопасности.
В Австрии нет собственных традиционных энергетических ресурсов, и для нас большое значение имеет использование доступных нам возобновляемых источников энергии. Австрийские компании имеют богатый опыт в производстве и эффективных поставках возобновляемой энергии и многие из них хотели бы делать больше и в Беларуси – именно поэтому диалог на высоком уровне между нашими странами так важен.
- В меморандуме, заключенном по итогам визита в Австрию, также упомянуто сотрудничество в сфере развития зеленой экономики, запланирована организация бизнес-визитов. На ваш взгляд, какие из секторов экономики Беларуси выглядят наиболее перспективными для вложений в «зелёные технологии»?
- Конечно, это сфера деревообрабатывающей промышленности, сельское хозяйство. Австрийский бизнес заинтересован и в секторе переработки отходов. Мы видим, что множество вещей может сделано в Беларуси, и очень важно разговаривать об этом с партнерами. ВИЭ – это сфера, где инновации имеют большое значение, и диалог в этой сфере особенно важен для стран с разной технологической и политической традицией.
Сотрудничество между Беларусью и Австрией в сфере ВИЭ – более инновационное, чем с другими партнерами, потому что энергетика в Беларуси развивается на основе собственной философии и принципов. С коллегами из Беларуси мы говорим о разном опыте – и это очень продуктивно.
Этой осенью многие австрийские компании стали участниками международного форума ENERGY EXPO в Минске, и изучение потенциала использования ВИЭ стало основным вопросом для них, особенно в контексте введения в эксплуатацию АЭС. Австрийские компании очень заинтересованы в проектах по возобновляемым источникам энергии, особенно в области производства биомассы. Нас также интересует очистка чернобыльских изотопов с использованием биомассы. Я очень рада, что господин президент Александр Лукашенко говорил о том, что использование атомной энергии не означает, что ВИЭ в Беларуси перестанет развиваться.
Меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики для нас является одним из наиболее важных итогов визита. Но мы также продолжаем работу над еще одним документом в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития. В следующем году мы планируем продолжить наш диалог с беларусской стороной и разработать дорожные карты для практической имплементации наших договоренностей.
- Мы общаемся накануне Рождества. Традиционно Рождество – это ярмарки, фейерверки, застолье и множество подарков. Изменились ли как-то эти традиции в Австрии в связи с новыми экологическими трендами? Влияют ли идеи осознанного потребления и экодружественного образа жизни на то, как ваши соотечественники отмечают праздники?
- Для австрийцев рождественские праздники имеют большое значение – и для меня лично тоже. Моя семья очень старается отмечать Рождество экологично: например, мы не используем новую оберточную бумагу для подарков – наоборот, мы стараемся сохранить упаковку и использовать заново. У моей мамы хранится целый пакет с бумагой для подарков, иногда мы даже замечаем «прошлогодний» скотч кое-где – и это не повод выбросить бумагу.
Я рада, что в Беларуси все еще популярны живые ели. В прошлом году у меня была ель в кадке, позже мы высадили ее в саду у моих коллег – на это Рождество мы поступим так же.
Мы не покупаем подарки, которые никому не нужны, – не только дома в Австрии, мы практикуем это и в посольстве. Наши подарки – это время, проведенное вместе, общие ужины, а не ненужные вещи, в поисках которых нужно объехать полгорода. Рождество для нас – это не «праздник потребления».
В этом году мы впервые приняли участие в благотворительной дипломатической рождественской ярмарке в Минске. В Австрии невероятно красивые рождественские традиции, Вена в это время года – это одна сплошная ярмарка, и период с 1 декабря по 24 декабря имеет для нас большое значение – мы называем это время «адвент».
В адвент мы ищем подарки для близких и готовим специальные рождественские блюда – не те, которые можно встретить на столе каждый день. Например, это штолен и блюда с марципаном.
Марципан – это перемолотый миндаль, который всегда стоил дорого, поэтому марципан считается праздничным ингредиентом. Ну и, конечно, в период Рождества довольно холодно – нам нужно больше энергии, чтобы согреться, поэтому среди наших праздничных блюд так много сладостей, печенья – и глинтвейна. Днем мы пьем рождественский пунш без алкоголя, на вкус он не хуже глинтвейна.
Демография в Австрии изменилась: наше общество стало более разнообразным с точки зрения вероисповедания, и далеко не все современные австрийцы воспринимают Рождество с религиозной точки зрения. И, тем не менее, какой бы смысл мы ни вкладывали в этот праздник, – для всех нас это время для того, чтобы побыть вместе с семьей.
И очень важно, что для молодого поколения он не равнозначен консьюмеризму и большому количеству покупок: молодые австрийцы думают об экологическом следе вещей и продуктов. Для них уже нормально, что на рождественском столе, в последние десятилетия, может не быть мяса, например, хотя раньше блюда из мяса были обязательным атрибутом Рождества.
Теперь не нужно подавать на стол мясо, чтобы показать, что ты радушный хозяин – напротив, нормально думать об экологической устойчивости и философии климатической нейтральности.
- А вы считаете себя экодружественным человеком? Какие экологические привычки вам близки?
- У меня нет автомобиля, я езжу по возможности только общественным транпортом, особенно в Австрии я пользуюсь поездами и метро. В Минске я езжу на метро и на автобусе по выходным, пользуюсь Uber. И только если мне нужно по работе попасть из точки А в точку Б, еду на служебной машине. Но автомобиль посольства – это не мой автомобиль.
Я стараюсь есть мало мяса и производить как можно меньше отходов. Я знаю, что всё это тривиально, но это важная мера для защиты окружающей среды.