Пожаров стало больше в два раза
В два с лишним раза больше возгораний в природных экосистемах Беларуси зарегистрировано за 2015 год в сравнении с тем же периодом прошлого года. На 24 марта зафиксировано 2667 пожаров, из них 99% — палы трав и кустарников.
По информации Владимира Маркова, главного специалиста отдела информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ, за 2014 год на территории Беларуси произошло 4414 пожаров в экосистемах. Из них 427 лесных, 78 торфяных и 3204 возгораний трав и кустарников.
Большего всего горела Брестская область (1432 пожара), за ней следуют Гомельская и Могилёвская. Всего по Беларуси в прошлом году было наложено 230 штрафов на сумму 64,61 млн беларусских рублей (около 6400 долларов). Штраф, к слову, от 5 до 40 базовых величин, а ответственность предусматривается даже уголовная.
Бесснежные зимы пересушили землю
«В 2015 году ситуация более сложная: большие температуры, мало осадков. Ситуация усугубляется», — говорит Владимир Марков. В этом году жечь сухую траву гораздо опаснее, чем в прошлых: зима была очень тёплая, весна — ранняя, а в Брестской и Гомельской областях снег видели в основном по телевизору.
К тому же, по весне уже несколько лет нет паводка, и экосистема пересушена. Это значит, что пойма реки, где обильно растёт трава, не увлажнена и может легко загореться. Обычно же трава напитана водой.
По словам Натальи Блыщик, сотрудницы программы по химической безопасности и отходам учреждения «Центр экологических решений», минимум 4-5 лет на выжженных территориях не будут жить полезные насекомые, птицы и животные. Бывает, что палы провоцируют торфяные пожары.
Плохо, если горит трава возле дорог. Она накапливает тяжёлые металлы, а если у полей — с дымом распространяются пестициды и другие удобрения, которые являются ядами для нас. Этот дым может отравлять загрязняет большие территории.
Куда девать траву с участка?
Из сказанного явно следует, что жечь траву весной вредно. А иногда даже смертельно — с начала года погибли уже 10 человек, в основном пенсионеры, которые убирали свои подворья. «Если дачников привести к сгоревшей бабушке, они, наверное, перестали бы жечь», — в сердцах сказал один из выступающих.
Чтобы никто не пострадал, экологи готовы дать множество полезных советов. Например, траву и листья, которые вы сгребли весной, можно отправить в компостную кучу. Ирина Капариха, специалист по органическому сельскому хозяйству ОО «Экодом», уверяет, что для хорошего компоста они необходимы, не менее 2-4 частей сухой органики (даже веточек) на одну часть зелёной массы.
Если деревья были больны грибком, их листья тоже можно класть в компост, но лучше в тот, который ферментируется около 2 лет. Обрезанные сучья с деревьев также можно не сжигать, а использовать для опоры кустам или многолетним цветам.
Если очень хочется костёр — это не запрещено, но жечь его надо, обкопав, или там, где вокруг загореться нечему. Следить за горением обязательно, как и знать, чем его тушить. Делать это можно не менее чем в 10 метрах от зданий и сооружений, в 20-ти — от лесных массивов и в 30-ти — от сена и соломы.
Костры и бытовой мусор
А вот бытовой мусор лучше не жечь — не всё безвредно, что невидимо. Пластики выделяют ядовитые пирены и фенолы, резина — токсичную сажу. Такая сажа — одно из самых вредных химических веществ, с которыми человек может столкнуться вне химического производства. Деревянные постройки также часто пропитаны антисептиками и покрашены.
«Так куда его девать, если не вывозят?» — прозвучал закономерный вопрос. «Типичный пример: на 100-200 дачных участков стоят два контейнера, которые вывозятся раз в месяц», — комментирует Наталья Блыщик. В таком случае выкидывать в лес за забор тоже не надо, лучше поговорить с управляющим о том, как сделать вывоз мусора более регулярным.
По закону физические лица обязаны собирать и сортировать мусор, и даже есть штраф порядка 9 миллионов рублей. Друге дело, что инспекторов, как говорят участники круглого стола, хорошо если на каждый десяток товариществ найдётся.
Возможно, именно поэтому в 2014 году по статистике только на территории Минской области убрали не менее 2530 несанкционированных свалок, из них 837 — в лесу.
Бесхозных территорий нет, или кому сообщать о свалках
Как говорит Николай Козак, начальник отдела государственного контроля за охраной и использованием земель, лесов, животного и растительного мира Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, в столице бесхозных земель нет.
Поэтому увидев свалку в городской черте, можно звонить в Минский комитет природных ресурсов (+375 17 346 88 51) — и свалку уберут. По поводу мусора в пригородных зонах можно обращаться в леспромхозы, а в лесных массивах — в лесхозы.