Сажайте деревья, а не журналистов

Цветные города. Архитектор-колорист из Парижа рассказывает, как спасти спальные районы беларусских городов

Что такое экология цвета, как системно создавать визуальный облик города, сделать комфортными для жизни современные кварталы, каким может стать «цветной» Гродно? Об основах колористики Лариса Нури рассказала Зелёному порталу.

25.05.2020 Экалогія горада Аўтар: Инна Максимчик Фота: Инна Максимчик; из архива Ларисы Нуры

Так называемый дом Хундертвассера - жилой комплекс в Вене, в котором архитектор и живопсец Хундертвассер одним из первых объединил цвет и экологию.

 

Визуальное загрязнение города – ещё одна экологическая проблема

Современные районы беларусских городов – бесконечные однотипные кварталы-трансформеры. Конструктивно панельные дома различаются только развернутыми фасадами. Многоэтажки раскрашивают в яркие цвета: желтый, бордовый, зелёный… Но почему-то совсем не радостно.

– Экологические проблемы города – это не только загрязнение воздуха и воды, остро встает и вопрос о загрязнении визуальной среды,– считает архитектор-колорист, автор концепции экология цвета и методики экологической колористики в архитектуре Лариса Нури.  – Монотонные, часто агрессивные мрачно-серые визуальные пространства и наоборот, зоны цветовой пресыщенности с избытком однородной или беспорядочной зрительной информации могут представлять реальную угрозу для психоэмоциональных и физиологических механизмов жизнеобеспечения человека.

Архитектура должна измениться в сторону бионических форм. Так делают «зелёными» многоэтажки в Париже

 

Специалист – доктор архитектуры родом из Крево

Лариса Нури – доктор архитектуры и искусствоведения, художница. Разработала «цветовые стратегии», как для исторического центра итальянской Матеры, болгарского Пловдива, так и в современных кварталах Парижа, городов Нормандии, Шампани, Бургундии. 

Живет и работает в Париже. На Монмартре в галерее «Артезьен» всегда можно посмотреть её живописные тактильные работы в стиле нового импрессионизма, где главный элемент для восприятия – изменчивость цветовых вибраций.

Героиня – автор трех книг о цвете в дизайне и архитектуре городов, профессор Парижской Высшей школы искусства и дизайна ITECOM Art&Design, Лауреат международного конкурса по дизайну (золотая медаль) Lepine international, администратор Центра Цвета Франции, автор программы визуальных сочетаний «Гармония цвета» и метода экологической колористики в архитектуре.

А родилась Лариса Нури в местечке Крево Гродненской области, и каждый год старается приехать к родным в Беларусь.

Архитектор-колорист Лариса Нури. Фото – Adrien Assous

 

Во Франции панельные дома взрывают

– Наверное, нужно подумать вообще о гуманности архитектурной системы панельного домостроения, – предлагает Лариса Нури.

– То есть, если строительный комбинат выпускает [панели], значит нужно бесконечно штамповать [дома]? Однако штампуем не только дома, но и восприятие людей. Во Франции панельные дома взрывают. С одной стороны, они стали источником криминала, их пытаются расселить. С другой, человек лишается своей индивидуальности в этих клетках. Они вызывают депрессию, уход от гармонии с обществом.

Недостаточно просто покрасить каждый панельный многоэтажный дом, считает Лариса Нури. Нужен системный подход: например, если есть хоть малая толика истории, важно ее сохранить, подчеркнуть и донести, в том числе и в новых районах.

И, наоборот, в старинных кварталах можно выделить некоторые объекты цветом, характерным для архитектурного стиля другой, более поздней эпохи. Например, «если отель в Сасси принадлежит более поздней эпохе, не надо его красить в белый, как все вокруг, пускай он будет ярко красным, каким был создан в эпоху Ренессанса (Сасси – скальный город VIII века, историческая часть итальянской Матеры, где Лариса Нури разрабатывала план колористики по своей методике – ред)».

Лариса Нури разработала цветовые гармонии для Сасси, (скальный город историческая часть Матеры (Италия)

В концепции экологии цвета город   это живой организм, визуальные решения которого можно сравнить с акупунктурой. Нужно найти и выделить особенно важные точки в этом организме, и затем определенной силой «нажать» на них, чтобы получить положительный эффект. А можно нажать на неверную точку, и вместо добра сделаешь зло.

В целом система градостроения должна поменяться в сторону бионических форм, более открытого подхода к природе.

Анализ основной палитры цветоматериалов для города Кан, Нормандия (в рамках проекта колористики города сделала Лариса Нури, архитектор-колорист).

 

Изумрудный-бирюзовый и связующий песочный – такой может быть цветовая гамма Гродно

– В Гродно есть очень интересные наслоения исторических пластов. Со стороны старого замка, Коложской церкви раскрывается замечательная панорама, можно создать интересные видовые ансамбли. Кроме того, в городе большое количество сохранившихся соборов. И в застройке модерн можно использовать интересные сочетания. Но нужно смотреть комплексно во взаимодействии с существующим окружением: на уровне восприятия, отдельных образований, фасадных разверток и так далее, – говорит собеседница.

Колористика Гродно у Ларисы Нури обязательно связана с Коложской церковью. Но не отдельно стоящей, а вписанной в природно-ландшафтную среду. Палитра города связана с природой, и как живой организм, находится в постоянной динамике и обязательно обогащается полихромией естественных оттенков.

Фото Коложи – Инна Максичмик

 – Мне кажется, это гармония светлых теплых цветов и холодных оттенков изумрудного, бирюзового в контрасте с белым. Связующий – охристый, песочный. Все  может быть обыграно в разных пропорциях с различными гармониями, – считает Лариса Нури. – Но это не значит, что мы сейчас перенесём в панельную застройку в большом формате символические кресты, которые видим на стенах Коложи. Просто колористика цветоматериалов Коложи – это, по-моему, точка отсчёта для формирования палитры города, для меня идентичность Гродно начинается именно с этого объекта.

Я бы сказала, что город полихромный, природа доминирует – и пусть. Архитектура и природа должны не контрастировать, а сливаться: и формой, и цветом. Использовать для этого можно террасы, крыши…

Хочу заметить, что у нас в Париже, где я живу, да и во многих других городах Европы, крыши занимают очень важное место. Если здания будут строиться в более человечных пропорциях, обязательно должны быть сады на крышах и террасах.

 эспланада и башни Нантерра колористы Агам и Риети.

 

«Здесь живут энтузиасты цвета, они красят свои дома»

Каждый год летом Лариса Нури путешествует по Беларуси. Приезжала и в родной Крево. Сейчас на месте дома, где она родилась, «растет дерево, а буслы свили гнездо». 

Крево – удивительный город с богатой историей, замечательным замком и даже Магдебургским правом (XVII-XVIII века). Мне очень нравится, что теперь здесь живут энтузиасты цвета. Они красят свои частные дома, – говорит архитектор.

Это нормальная человеческая черта, так было тысячи лет назад: люди всегда стремились к созданию красоты в своем жилище, начиная с пещер Ласко, во Франции, Альтамира в Испании, Какаду в Австралии. Так и сегодня. Человек хочет украсить свое жилище и свою жизнь.

Экология цвета в городе, согласно концепции Ларисы Нури, должна рассматриваться как органичная часть архитектурно-природной визуальной среды, синтез традиционной и современной палитры. Цвет является важным элементом национальных традиций и местной культуры, а также представляет собой важный аспект формирования современного образа городского пространства.

 

Как составить стратегический план колористики города?

Экологическая колористика в концепции Ларисы Нури – создание визуально комфортного, зрительно разнообразного уравновешенного пространства.

Исследование цветовых гармоний учитывает градостроительную морфологию и включает изучение современного состояния города, наслоения и взаимодействие исторических пластов (Лариса Нури называет их стратами), совместную работу разных специалистов: архитекторов, дизайнеров, ландшафтных дизайнеров, историков, художников.

Цветовые гармонии для торговой улицы в городе Монтбар, Бургундия (архитектор-колорист Лариса Нури).

Для стратегического плана также фиксируют и выделяют объекты, памятники, которые могут стать визитной карточкой, основные видовые точки, въезды и выезды, как воспринимается город на уровне фасадных разверток, с точки зрения пешехода, как происходит восприятие с точки зрения автомобилиста. И так до точечного урбанистического дизайна: важны светильники, беседки, киоски, остановки транспорта, и даже система вечернего освещения, все что может помогать людям ориентироваться.

В итоге архитекторы предлагают решение, схематический план, как будет восприниматься город. Где будут активные зоны, зрительные доминанты, точки пульсации, мягкие буферные зоны, которые сформируют гармоничную для восприятия и жизни среду.

Мы анализируем цветовые гармонии, или совмещенное взаимодействие невидимых страт, которые сохранились в существующих памятниках, – объясняет Лариса Нури. – Должны понять структуру этих гармоний, пропорции, сочетания, вибрации. Всегда есть доминантный слой, его элементы могут подчеркнуть идентичность, объединить старые и новые кварталы.


ІНШЫЯ НАВІНЫ РУБРЫКІ

Падзяліцца: 25.05.2020

Перадрук матэрыялаў магчымы пры абавязковай наяўнасці зваротнай і актыўнай гіперспасылкі.