25.07.2019 / 18:07

Как повлияет на Беларусь назначение Урсулы фон дер Ляйен на пост председательницы Еврокомиссии? Разбираемся, чего бояться и на что надеяться.

В разные годы она руководила в Германии Министерством по делам семьи, женщин, молодёжи и престарелых, Министерством труда и Министерством обороны, а сейчас будет председательствовать в Еврокомиссии. Её избрание на новую позицию – логичный результат постепенного укрепления экологической повестки в политике Европейского союза.

Зелёные партии получают большую поддержку, а остальным политическим силам приходится учитывать, что современные избиратели и та молодёжь, которая будет впервые голосовать уже через несколько лет, серьёзно беспокоятся об изменении климата и других экологических проблемах.

Урсула фон дер Ляйен не просто встроила экологическую повестку в свою политическую программу, но поместила Европейское зелёное соглашение на первое место в списке главных целей развития. Чего ожидать от новой председательницы?

 

Европа должна стать первым климатически нейтральным континентом

«Путь к тому, чтобы стать первым экологически нейтральным континентом – это невероятное испытание и возможность. Нам надо будет инвестировать в инновации и исследования, перестраивать нашу экономику и обновлять производственную политику», - заявляет Фон дер Ляйен.

Она предлагает принять первый Европейский климатический закон, в котором будет прописано обязательство достигнуть климатической нейтральности к 2050 году.

Будет введён углеродный налог

«Его введение должно полностью соответствовать требованиям Всемирной торговой организации. Сначала налог появится в некоторых сферах и со временем область его применения будет расширяться», - пишет Урсула в своей программе.

Появится новый План развития циркулярной экономики

В центре внимания при создании этого плана этого плана будет устойчивое использование ресурсов, особенно в текстильной и строительной промышленности – ресурсоёмких секторах экономики, которые серьёзно влияют на состояние окружающей среды.

 circulareconomy.europa.eu
circulareconomy.europa.eu

Введение углеродного налога на импортируемые товары может серьёзно повлиять на беларусскую экономику – 30,2% всех экспортируемых из нашей страны товаров поставляется в страны Европейского союза.

Зелёный портал попросил независимого эксперта Андрея Пилипчука объяснить, в чём суть этого налога и как его введение повлияет на нашу экономику.

 

Не принятие мер по охране окружающей среды – заниженная цена на товар – введение антидемпинговых пошлин

«Легальный способ введения запретов и ограничений при поступлении товаров на внутренние рынки – это антидемпинговые пошлины. И в рамках ВТО одним из легальных способов является так называемый экопротекционизм – введение запретов на импорт товаров, которые произведены способом, противоречащим внутреннему праву, регламентирующиму охрану окружающей среды (применение более дешевой системы газоочистки и другие способы удешевления товаров) . С 2016 года применение таких пошлин участилось.

Самым ярким примером является введение Евросоюзом антидемпинговой пошлины на беларусскую арматуру. Пошлину ввели в июле 2017 года на пять лет в размере 10,6%. Аналогичные органичения были введены и Канадой в мае 2017 года в размере 8,5%.

Для введения антидемпинговых пошлин проще всего доказать, что предприятием не предпринимаются соответствующие меры по охране окружающей среды.

Газоочистное оборудование и снижение выбросов стоит дорого, газоочистка или не осуществляется, или неэффективна, соответственно выбросы не очищаются и на это не идут затраты, что ведёт к снижению конечной цены на продукцию, получающую таким сомнительным способом конкурентное преимущество».

 wearewater.org
wearewater.org

 

Экономика должна расти, а объём выбросов – снижаться

«Слухи о том, что страны ЕС введут углеродный налог на импорт, ходят с апреля 2018 года. В рамках Парижского соглашения странам необходимо собственные обязательства по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов. Но есть ещё одно обстоятельство, о котором говорят меньше – это требование по переходу к климатической нейтральности стран.

Согласно Парижскому соглашению, каждая страна должна разработать и ввести стратегию низкоуглеродного развития для достижения баланса между выбросами и поглощением диоксида углерода к 2050 году.

Соответственно, в этом направлении многие страны уже начали работать, и в принципе есть первые ласточки – например, месяц назад Великобритания (первая из стран G7) объявила о цели по достижению нулевых выбросов парниковых газов к 2050 годy. Франция также утвердила нормативный акт, направленный на достижение страной углеродной (климатической) нейтральности к 2050 году.

Что это значит? Страны продолжают ставить себе новые цели в области экономического развития и стремятся к росту ВВП. Рост ВВП означает рост количества товаров и технологий, и на новые товары и технологий необходимо тратить сырьё и энергию.

Есть такая оценка, что на каждый процент растущего ВВП выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферу растут примерно на 0,2%. Получается, что требуется достичь баланса между экономическими декларациями по ежегодному росту ВВП  и обязательством по сокращению выбросов в рамках Парижского соглашения.

Что делают развитые страны? Идёт разговор об опережающем снижении выбросов парниковых газов при продолжающемся экономическом росте. Применяются такие технологии и проводятся дополнительные мероприятия, которые снижают выбросы быстрее, чем те растут вследствие роста экономики.

И тот факт, что экономика должна расти, а выбросы сокращаться, мотивирует страны внедрять изменения».

 mercatornet.com
mercatornet.com

 

Климатическая нейтральность становится брендом

«Сейчас о климатической нейтральности говорят не только на уровне государств, но и на уровне отдельных предприятий. Ответственные организации сами поднимают вопрос собственной климатической нейтральности и сертифицируют её. Грубо говоря, Икея заявляет, что вся её мебель произведена климатически нейтральным способом.

При производстве мебели осуществили такое-то количество выбросов, но в месте с тем проведены мероприятия по лесовосстановлению, лесоразведению, восстановлению деградированных земель и пр., благодаря которым был поглощён весь объём диоксида углерода, который выбросила компания в своей основной деятельности.

И вот этот посыл предприятий всё более усиливается в рамках страновых политик. Предприятия считают очень важным, выгодным и необходимым  рекламировать свою продукцию в том числе тем, что она климатически нейтральна и экологически чиста.

Все крупные корпорации начинают сейчас так или иначе в рамках финансовой отчётности указывать, насколько они климатически нейтральны и какие средства они тратят на мероприятия по сокращению выбросов, увеличению их поглощения, адаптации к изменению климата.

Со временем эти предприятия заявляют, что несут большие затраты, чтобы обеспечить чистоту окружающей среды на территории страны и в мире в целом, а другие предприятия ничего в этом плане не делают. И голоса крупных игроков на рынке начали находить всё больше отголосков в политике отдельных государств и в программных действиях Евросоюза в целом.

Всё это привело к тому, что новоизбранная председательница Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что первая её задача на этом высоком посту – ввести углеродный налог для товаров, которые произведены с климатическими последствиями. Если иностранная компания, произведя товар, не показала свою климатическую нейтральность, то этот товар оказывается заведомо дешевле товара, произведённого в ЕС.

Если компания, поставляющая товар, не знает о существовании системы мониторинга, отчетности, верификации выбросов и сертификации, подтверждающей, что их продукция климатически нейтральна, если в стране нет своего углеродного налога, то этот товар получается дешёвым, но грязным. И тогда этот товар будет облагаться углеродным налогом ЕС.

В общем, те слухи, которые появились в апреле прошлого года, превратились в реальный план действий по введению углеродного налога. И теперь возникают вопросы, когда это произойдёт, каким по величине будет налог, как будет оцениваться углеродная нейтральность импортируемых товаров. Получается, что тот экопротекционизм, который начал развиваться в 2016 году, сейчас только усиливается».

 belnovosti.by
belnovosti.by

 

Если ничего не делать, через два года наш экспорт в ЕС сократится на 30%

«Очевидно, что углеродный налог будет введён, но надо понимать, каких товаров он будет касаться. Вначале ЕС будет защищать уязвимых производителей и уязвимые товары. В перечень войдут те товары, чьи европейские производители оказывают серьёзное влияние на развитие ВВП.

Если эти производители уже сейчас изготавливают климатически нейтральные товары, значит, в принципе на них и будет ориентироваться Европейский союз. И мы должны понимать, что если мы экспортируем аналогичную продукцию, то эта часть рынка для нас уже потеряна.

Прежде всего, надо анализировать тот перечень товаров, которые мы сейчас можем поставить в ЕС по более низким ценам, чем предлагают их собственные компании.

Моё мнение как эксперта таково, что уже на первом этапе ограничения коснутся 25-30% товаров, которые мы поставляем в Евросоюз. Ну, а на втором и третьем этапах остальные европейские компании будут подтягиваться под сертификацию климатической нейтральности, так что в список товаров, которые мы не сможем экспортировать, будут добавляться новые позиции.

Со временем это приведёт к тому, что начнутся поиски способов внедрения низкоуглеродных технологий в том числе и в Беларуси. И дальше будут ставиться вопросы о том, насколько это выгодно, какие здесь для этого созданы условия и пр.

К 2026 году около 80% товаров, которые мы сейчас поставляем в ЕС, будут обложены углеродным налогом.

Что нам нужно сделать, чтобы подготовиться к введению европейского углеродного налога? Прежде всего, необходимо внедрять систему мониторинга, отчётности, верификации выбросов и сертификации климатической нейтральности товаров. Надо понять, какие выбросы парниковых газов есть на конкретном предприятии сейчас, продумать и внедрить мероприятия, которые поглощают или сокращают выбросы, чтобы соблюдался баланс между выбросами и поглощением.

И в конце очень важно заявить о проделанной работе. И чтобы мы успели за ближайшие полтора-два года (пока не начнёт взиматься налог) подготовиться, надо начинать работать уже сейчас.

Ещё один аспект, о котором стоит задуматься – это введение собственного углеродного налога. Если такой налог будет введён в Беларуси и предприятия будут его уплачивать, и если размер этого налога будет сопоставим с тем, какой уровень будет установлен в ЕС, то мы факически будем предлагать идентичный по качеству (экологически чистый, климатически нейтральный) товар, которому будет проще конкурировать на европейском рынке (например, при оптимизации других затрат итоговая цена на продукт будет ниже, чем на аналогичный товар, произведённый на территории ЕС).

К сожалению, наши предприятия не знают о цене углерода, о будущем углеродном налоге, о ситеме мониторинга отчётности и верификации выбросов на предприятии, о климатической нейтральности, о мероприятиях по снижению выбросов и увеличению их поглощения, адаптации к изменениям климата

Но те, кто думает о европейском рынке продукции и товаров в 2022 году, должны начинать действовать уже сейчас».

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость