26.02.2016 / 13:02

Выбирая посуду для приготовления и подачи беларусских чайных напитков, мы неизбежно возвращаемся к традиционной керамике. И, конечно же, не к той заводской штамповке, которой забиты полки магазинов, а к авторским произведениям местных ремесленников. Какие формы и какую из техник гончарного искусства лучше выбрать для национального чайного действа?

Этими вопросами мы озадачились накануне второго Чайного чемпионата в Беларуси вместе с семьёй брестских гончаров — Виктором и Тамарой Тромза — для создания арт-проекта «Беларусская чайная церемония».

Размышления и эксперименты проходили в их уютной мастерской на юго-западной окраине Бреста в частном секторе. На своём участке ремесленники собственноручно построили одну из немногих в стране дровяных гончарных печей для обжига чернодымлённой и чернолощёной керамики.

 

Формы

Угадать с формами было не так-то просто. От чайника, как наиболее поздней и завозной традиции, решили отказаться. Первой гипотезой было заменить его национальным горшком для запекания как аналогом китайского сосуда «гайвань» — глубокой пиалы с крышкой, используемой на Востоке вместо чайника. Но воплощение этой идеи принесло разочарование: горшечная форма давала плохой слив, оказалась неудобной для переворота.

По итогам многочисленных экспериментов лучшим беларусским заменителем чайника оказался збан — пузатенький кувшин с крышкой и ручкой. В пару к нему в качестве «чаши справедливости» встал гладыш — сглаженный кувшин без ручки и крышки. Но от колоритной формы беларусского горшка решили не отказываться полностью: национальную горшечную форму придали пиалам для чаепития, дополнив их глубокой крышечкой вместо «чаши аромата». Таким образом, полностью сохранился и удобный чайный функционал, и беларусский национальный колорит.

 

Техники

Далее выбор стоял между глазурованной, молочёной и чернодымлённой керамикой. От глазури отказались по той же причине, что и от чайника.

А между молочением и чернодымлённым обжигом по неопытности выбрали первую технику. Руководствовались следующими соображениями: во-первых, коричневая керамика, чаще изображаемая в натюрмортах беларусскими художниками, больше ассоциируется с национальным стилем, во-вторых, выбранные формы сосудов традиционно использовались для молочных продуктов. Получалась хорошая стилистическая рифма: молочёная керамика — молочные сосуды —чайные напитки с молоком.

Ошибка этого подхода обнаружилась только во время выступления на Чайном чемпионате благодаря профессиональному жюри. Компетентные специалисты на примере сравнения с фарфором объяснили, что молочёная керамика активно адсорбирует запахи, лишая напитки аромата. Для молока и воды это хорошо, а для чайных напитков нежелательно. Если по-прежнему избегать гончарной глазури, то более правильным выбором было бы использование чернодымлённой керамики.

Дело в том, что во время высокотемпературного обжига в составе таких изделий окись железа переходит в закись железа и образует аналог глазури с глянцем и металлическим блеском. Становясь очень плотной, глина перестаёт впитывать запахи и по свойствам напоминает фарфор.

Такая посуда даёт легчайшую дымную ноту, которая отлично рифмуется с тёмными ферментированными травами, о приготовлении которых мы подробно расскажем уже в следующем, заключительном, материале рубрики «Чайная алхимия».

Автор:
Фотограф:
Анна Купрякова
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость