26.09.2023 / 19:09

В то время, как мир не прошёл и 20 % пути к ним.

 

Ирина Понедельник
Ирина Понедельник

Научная коммуникаторка, специалистка по ЦУР Ирина Понедельник поделилась впечатлениями о саммите в Нью-Йорке, докладе Беларуси и мнением о том, что в существующих реалиях может делать гражданское общество.

Ещё в 2019 году Ирина Понедельник из Марьиной Горки, среди 500 активистов из разных стран представляла Беларусь на Молодёжном климатическом саммите ООН в Нью-Йорке. Об этом с восторгом писали госСМИ. Спустя четыре года, также в сентябре, Ирина следила за саммитом ООН и декларациями участников со стороны – в делегацию Беларуси вошли только «правильные» люди.

Однако накануне, 8 сентября, активистка провела онлайн-встречу People’s Assembly по вопросам достижения целей устойчивого развития в Беларуси, по итогам которой опубликовала независимую оценку текущей ситуации по ЦУР в стране.

Зелёный портал узнал у Ирины, какие впечатления оставил саммит по ЦУР и что, по её мнению, сегодня может сделать беларусское гражданское общество по достижению целей устойчивого развития.

– Как прошла региональная встреча People’s Assembly? Удалось ли активистам донести хоть какие-то свои позиции до координаторов саммита?

– На онлайн-встрече беларусской People’s Assembly мы обсудили основные моменты, которые нас волнуют, проблемы, которые существуют в Беларуси. Участвовали и те, кто выехал, и те, кто остался в стране. Наша беларусская People’s Assembly больше похожа на «междусобойчик». Но позицию о текущей ситуации по достижению ЦУР в Беларуси я подготовила и представила на региональной встрече 11 сентября. Материалы региональной встречи опубликованы, и каждый может их посмотреть.

Дальше был Саммит по ЦУР, в котором принимала участие делегация от Беларуси. К сожалению, на саммите свой доклад презентует существующая власть и, естественно, мы не можем доверять тем цифрам, которые они продолжают представлять.

По этим цифрам выходит, что Беларусь выполнила 80 % обязательств по достижению целей устойчивого развития! В то время, как мир не прошёл и 20 % пути к ним. Но давайте вспомним, что у нас в стране происходит в сфере прав человека!

– Мы уверены, что мировое сообщество понимает, что происходит в Беларуси с гражданским обществом. Или нам это только кажется?

– К сожалению, проблему с разрушением гражданского общества в Беларуси сложно понимают даже наши коллеги по всему миру. Как так может быть, что ликвидированы тысячи некоммерческих организаций? Для них это вообще что-то за гранью и поэтому сложно для понимания. «А почему про это не пишут?» – спрашивают меня. Об этом пишут, но в рамках докладов, деклараций, отчётов…

Потому мне жаль, что вот такие региональные People’s Assembly, где именно гражданское общество и активисты озвучивают настоящую ситуацию в стране, не проводятся в рамках официальной программы саммита.

– Что из доклада беларусских представителей на саммите по ЦУР наиболее впечатлило?

– Там не было ничего впечатляющего, всё те же нарративы из телевизора про роль Беларуси в мире, про последствия Великой Отечественной войны, на которой погиб каждый третий беларус, про островок благополучия и стабильности, ну, и конечно, про санкции. Лейтмотив выступления – верните нам денежные транши, и тогда у нас всё настроится.

Все неудачи на пути к достижению ЦУР делегация Беларуси объясняла санкциями. Во всех провалах виноваты они. Но тем не менее, в Беларуси всё замечательно и прекрасно.

Некое ощущение, что мы живём в двух разных странах, в каком-то параллельном пространстве – там, у них, всё хорошо, всё есть, только надо чуть-чуть поднатужиться – и всё будет ещё лучше.

– Ты участвовала в климатическом саммите в Нью-Йорке в 2019 году. Помнишь свои впечатления от него?

– Это был первый молодёжный саммит по изменению климата, как раз перед тем, как разразилась пандемия ковида. Тогда казалось, что молодые люди смогут активно участвовать и в сфере изменения климата, и в достижении ЦУР.

Помню, как я гордилась Беларусью. И ей тогда можно было гордиться. Были очень большие проекты по линии ПРООН и Европейского Союза, были огромные надежды и оптимизм, что мы, в том числе, молодёжь, справимся со всеми вызовами и, как говорится, вместе спасём мир и нашу планету.

– В сегодняшней ситуации каким ты видишь участие гражданских активистов в достижении ЦУР? Что можем делать мы и каждый в отдельности?

– Я считаю, что как бы там ни было, нельзя прекратить делать свою работу. Повестка ЦУР есть, и нам надо вместе подумать, как мы можем делать добрые дела.

Важно продолжать делать. И готовиться к следующему отчёту в 2025 году. У нас есть полтора года, чтобы собрать правдивую информацию, найти другие способы сбора данных. Например, есть хорошая практика Беларусского Хельсинского комитета делать индикаторный анализ, нам можно позаимствовать такой подход.

Беларусская ситуация должна оставаться в поле зрении мирового сообщества. Наша задача – показывать различия официальных и независимых отчётов. И, соответственно, быстро реагировать на официальные дифирамбы: работать с экспертами, анализировать и публиковать независимые фактчеки.

К сожалению, мы не можем сейчас говорить о каких-то успехах и достижениях. Но гражданские активисты до сих пор продолжают работать, вносить какие-то положительные изменения в законодательство. Не в экологии или климате, так в других сферах есть какие-то подвижки. Важно не забывать про этих людей, важно работать с ними и экспертами, которые находятся внутри Беларуси и продолжают свою деятельность.

Один из главных принципов достижения целей устойчивого развития – это не оставить никого в стороне. Надо следовать ему. Это самое важное.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость