Помимо специалистов Минприроды (соорганизатора Круглого стола), с сообщениями выступили международные эксперты: профессор, руководитель I-й рабочей группы МГЭИК Томас Стокер и российский эксперт, представитель Всемирного фонда природы Алексей Кокорин.
Беларусь готовится к Парижским соглашениям
С приветственным словом к собравшимся обратился Сергей Завьялов, начальник управления регулирования и воздействия на атмосферный воздух и водные ресурсы — именно это управление занимается ключевыми вопросами изменения климата, оно же отвечает за координацию усилий в данном направлении с гражданским обществом. Основная идея выступления послужила базовой для дальнейшей дискуссии: поскольку изменение климата — вызов глобальный, ответ на него тоже должен быть глобальным, с адекватным участием не только развитых, но и развивающихся стран, то есть со стороны всех 196 государств-участников процесса.
Данное предложение поддержал Игорь Чульба, координатор проектов ПРООН по вопросам устойчивой энергетики и охраны окружающей среды. Он заверил участников Круглого стола, что Беларусь активно и ответственно, как сторона Рамочной конвенции ООН об изменении климата, работает над масштабными проектами по энергоэффективности и энергосбережению и добилась снижения выбросов парниковых газов в 2 раза по сравнению с 1990 годом. Но лимит в реализации крупных задач практически исчерпан. Поэтому в перспективе, с тем чтобы продолжить работу, Беларуси нужен доступ к новейшим технологиям. Хороший задел у страны есть в нескольких областях: диверсификация топлива, программы по литейному оборудованию, учёту лесных ресурсов, участию в концепции по энергетической безопасности — это объективная оценка работы. Взаимодействуют в ней не только государственные и научные институты, но и общественные, религиозные, учебные, информационные ресурсы. Новые проекты по ветроэнергетике, биоразнообразию, безопасности в контексте климатических изменений и т.д. — ПРООН вносит весомый вклад в подготовку Беларуси к исполнению международных обязательств.
Предметно на подготовке Отчёта о национальном вкладе Беларуси по сокращению выбросов парниковых газов к 21-й встрече сторон конвенции в декабре 2015 года рассказала Ирина Рудько, консультант отдела регулирования воздействий на атмосферный воздух Минприроды. Выполняя все обязательства стороны, Беларусь разрабатывает нормативную базу — от национальной политики и постановлений Совмина до прогнозирования по выбросам парниковых газов в период 2020–2030 годов. О своих намерениях и мерах адаптации, как сторона конвенции, наша страна информирует международное сообщество. Минприроды сейчас создаёт рабочую группу, с приемом заявок об участии от общественных организаций и открытыми заседаниями.
Отвечая на вопросы присутствующих, докладчик отметила, что меры по адаптации обязательно войдут в Отчёт о национальном вкладе. В этом направлении работают два министерства — лесного и сельского хозяйств.
Виктор Мельник, начальник службы гидрометеорологического мониторинга Белгидромета, назначен главным специалистом по адаптационным мерам по сельском хозяйстве: сообщение с конкретными предложениями и финансированием подготовлены по стратегическому направлению — Нёману.
Наталья Губская, руководитель проекта, ПРООН, в своём сообщении увязала проблемы безопасности с проблемами окружающей среды: в 2013–2015 годы проект делал особый акцент на региональное сотрудничество, проанализировал воздействие на окружающую среду в трансграничном контексте. В частности, были проведены работы на границе с Украиной, в Хотиславске; исследованы риски наводнений в бассейне реки Припяти, где установлены 3 новых станции мониторинга. Кроме того, были изучены международные правовые акты с тем, чтобы белорусские документы были гармонично инкорпорированы в общую для всех систему. Проводятся тренинги для госслужащих по принятию решений, готовятся учебные программы и плакаты для сотрудников, школьников, студентов вузов (на базе Витебского пединститута им. Машерова).
Томас Стокер: научную базу для правительств готовит МГЭИК
Профессор Стокер занимается «климатом и физикой окружающей среды», представляет Физический институт Университета Берна и руководит I-й рабочей группой международной группы экспертов по вопросам изменения климата.
Профессор начал выступление с демонстрации видеофильма и с улыбкой уазал на это новшество: МГЭИК всегда отличался «тяжелыми многостраничными докладами, а теперь на их базе готовит короткие заявления — для политиков и для того, чтобы достучаться до общественности».
Уникальность докладов в том, что ученые МГЭИК анализируют тысячи документов; три рабочих группы отслеживают изменения климата с 50-х годов XX века.
Для того, чтобы в решениях правительств, в прессе, в обществе появилась проблематика изменений климата и её понимание, учёные доказали: концентрация СО 2 увеличилась в 40 раз, ускоряется таяние ледников и изменения в криосфере очевидны, растёт температура атмосферного воздуха и Мирового океана. С 1990-х годов эти явления становятся всё более интенсивными, масса факторов подтверждают рекордные выбросы парниковых газов, рекордное таяние в Антарктиде, максимальное повышение температуры воздуха в Европе, Азии, Африке, Латинской Америке. Методы и инструменты анализа экспертов позволяют моделировать будущие процессы.
Уязвимость экосистем непосредственно связана с источниками пресной воды и здоровьем человека — это неоспоримый факт. При этом неравенство в обществе — возрастное, классовое, гендерное — ведёт к неравному доступу к ресурсам, что необходимо учитывать. Недостаток адаптационных мер приводит к тому, что они только догоняют изменения климата. Соответственно, риски общества остаются высокими. А выгоды мер адаптации реальны уже в краткосрочной перспективе: барьеры от наводнений, помощь фермерам в посадках леса, межотраслевая координация в сельском и лесном хозяйствах, транспорте и торговле.
- 5-й доклад МГЭИК — это беспрецедентные усилия экспертов естественных, инженерных и социальных наук, чтобы правительства разных стран получили обоснованную, объективную научную базу для принятия решений. В ходе работы учёные подготовили 2 специальных и 3 комплексных доклада, ответили на 54 000 комментариев, проанализировали 9200 публикаций и исследований. Это миллионы данных. Плюс определенная процедура, график работы, перевод на многие языки и т.д. Профессор Стокер подчеркнул, что все международные эксперты работали над докладом бесплатно.
При том, что влияние деятельности человека на экологическую ситуацию очевидно, и все страны согласились с тем, что выбросы парниковых газов представляют собой неоспоримые риски, время для изменения ситуации ещё есть. Не много, но есть. Ученые связывают это с 2%-м снижением выбросов по сравнению с доиндустриальным периодом. Повышение температуры воздуха на 4 градуса — ещё один показатель для стандартных сценариев изменения климата; все последующие считаются уже агрессивными.
МГЭИК готовит 4 возможных сценария, глобальные атласы с учётом всех возможных региональных изменений (2081–2100). Это и подъём уровня моря (к 19 см неприбрежные страны адаптировались, к 63 см — проблематично), рост окислённости океана (26% в 1950–2000 уже «заметили» кораллы) и т.д. Все риски подразделяются на определенные и неопределенные, но так или иначе проблема выбросов углерода переводится в категорию бюджета. Специалисты уже ввели термин «карбоновый» или «углеродный бюджет».
Выброс 1000 млрд тонн углерода привёл к повышению температуры на 0,8–2,5 градуса. Чтобы остановиться на двух, больше 790 млрд выбрасывать нельзя. До 2014 года уже выброшено 545 млрд тонн СО2. К 2050 году сокращение должно составить 40–70%.
Это реально при достижении консенсуса между всеми странами, при уходе от углеродной экономики…
«2 градуса — это нереально»
В этом уверен эксперт Алексей Кокорин, представляющий Всемирный фонд дикой природы.
«К сожалению, экологические модели не идеальны… Все страны готовятся к Парижской встрече сторон конвенции, все готовят доклады по национальным вкладам. Основная проблема будет состоять в том, чтобы уйти от конфликта, а «дорожной карты» для каждой страны ждать не приходится.
Не столько нефть и газ оказывают влияние на изменение климата, сколько угольная энергетика. Поэтому, насколько массированная помощь будет оказана развивающимся странам после 2020 года, настолько и будут снижены показатели выбросов, соответственно, рисков.
Актуальны вопросы доверия между странами, договоренности и ответственности. Не квоты и отчётность, а заданность самого процесса: как развивается экономика, и могут ли ограничить себя люди, которые впервые купили электрический чайник…» — сказал он.
Эксперт предложил принять за критерий доход страны на душу населения. Там, где он составляет $20–25 тысяч, снижение выбросов может составить до 10%. При доходе $10–20 тысяч ставится задача сохранить имеющийся уровень («плато»), при $5–10 тысячах «плато» может быть достигнуто к 2025–2030 годам. В эти же годы должны оцениваться отклонения стран от базовых сценариев выбросов и обязательно оценка их усилий, в частности, по выбору долгосрочных мер, рисков и выгод.
- Задача всех стран-участниц Парижских соглашений будет состоять в том, чтобы выбрать и утвердить оптимальные затраты. В любом случае, это должны быть максимально позитивные отношения. Одно только участие России, Соединённых Штатов Америки, Китая, нескольких африканских стран — чего не было в Киото — уже положительный фактор».
Отметим, что тексты национальных вкладов стран-сторон конвенции утверждаются, и изменения в них не вносятся. Хотя и нет запрета на обсуждения этих текстов, то есть позиций стран-участниц.
В ходе обсуждения докладчику задали вопрос об использовании рыночных механизмов в решении проблем выбросов. Ответ Алексея Кокорина был отрицательным. На вопрос о концентрации СО2 в болотных экосистемах, с которым много работали в Беларуси, последовал ответ: у нашей страны, безусловно, есть право включения этого направления в национальный вклад.
Руководитель энергетической программы ЦЭР Дмитрий Бурёнкин отметил, что озвученные 100 млрд долларов, необходимые для снижения климатических рисков, — незначительная сумма по сравнению с военными бюджетами некоторых стран-участниц процесса.
По мнению Александра Рачевского, модератора круглого стола, цели мероприятия — повышение информированности общества, помощь государственным организациям в выработке решений, привлечение экспертизы гражданского общества и поддержка участия Беларуси в международных программах — достигнуты.